Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №35 (932) → Академик Международной Славянской академии Т. Л. Миронова: Семья – это мой род на своей земле

Академик Международной Славянской академии Т. Л. Миронова: Семья – это мой род на своей земле

№35 (932) / 12 сентября ‘17

Церковь и общество

Сегодня мы находимся в Учебном комитете Русской Православной Церкви в Свято-Андреевском монастыре. Татьяна Леонидовна, Вы частый гость нашей программы – мы разговариваем о русском языке.

Тема сегодняшней беседы не совсем обычная, но для всех очень близкая: мы будем говорить о терминах родства. У каждого человека есть семья. Бывают, конечно, редко люди без семьи, но хоть какие-то дальние или уже умершие родственники были или есть. Все люди взаимосвязаны. Например, я писал об эпохе Димитрия Донского – это 6 столетий назад, но, если всерьез задуматься, это всего полтора – два десятка поколений, то есть мы все очень близки. И если внимательно к этому отнестись, то все мы, наверное, отчасти родственники. Прав я или не прав – Татьяна Леонидовна сейчас поправит. Что такое дом, род, семья?

– Вы сказали, что у каждого человека есть родня, даже если он одинок. А сегодня, пожалуй, мы живем в такое время, когда все больше обрубают корней, все больше осушают связей, которые всегда связывали русского человека со своими ближними.

На Руси были три мощные линии связей – это родство, свойство – родственная связь по браку и кумовство – духовное родство. Эти три линии отношений делали человека абсолютно защищенным. Почему практически не было брошенных сирот, не существовало людей, оставленных в беде без помощи? Рядом обязательно был кто-то родной, свой, кто-то ближний. И вот эти названия сегодня все дальше от нас. Сегодня гораздо больше людей, которых мы исстари называем «бобыль». Что такое бобыль? Это сухая трава, которая стоит одна, только скоси ее – и все. Или перекати-поле – растение, которому не за что зацепиться корнями, у него нет почвы, связей, нет подпитки от соков земли.

А если вдуматься в то, что такое слово «семья», оказывается, это корень, родственный понятию «земля». И семья – это мой род на своей земле. Вот что такое семья исконно, в понимании русского человека.

Этимологически «семья» именно это и означает?

– Да, это связь с землей, и эта связь не случайна: мы народ земледельческий, мы тысячелетиями возделывали землю, и все в нашей жизни определяется этой земледельческой культурой. Определяется наша физическая стать – русский физический тип. Антропологически это может быть человек пусть невысокого роста, но крепкого, коренастого телосложения, ширококостный. У нас есть слово «стать», которое говорит о плотности, добротности, дородности человека. У нас и женщины статные – они не отличаются ни худобой (от слова «худо»), ни модной современной истощенностью: женщины тоже тянут свою семью на своей земле, а это тяжелый физический труд.

Понятием семьи, что есть род на своей земле, определяются все наши слова, ведь русский человек – общинный: в одиночку не вспашешь, не сожнешь. В одиночку человек не управится, даже с семьей. Поэтому многие века существует община. А что такое древняя «опть»? Академик Трубачев раскрыл смысл этого слова: это обходной обережный круг вокруг дома ли, вокруг ли села, крепостные стены вокруг города – это все, что нас объединяет. «Опть» – это древний корень, который породил слова «община», «общий», «общность» и «общение» тоже.

Вы сказали, что мы теряем родство, – почему? Вокруг нас живут разные народы, в том числе нехристианской веры, у которых род довольно сплочен. В чем наша проблема?

– Пожалуй, в том, что мы совершенно растеряли то, что называется культом предков, и самое большее, что помним, – это три поколения назад: наши родители, бабушки, деды и прадеды – все. Для большинства русских людей в России это так.

Может быть, потому, что истории до 1917 года долгое время не существовало?

– С ней боролись. Боролись с тем, что было до 1917 года. И, помните, у Маяковского – страшное: «А кто Ваши родители? Чем Вы занимались до 1917 года?» И это действительно старались забыть. И отсекли.

Кроме того, сегодня мы теряем то, что называлось родом, – трехпоколенную семью. В России – в отличие от Запада, который потерял уже давно и это, – до сих пор, однако, существует трехпоколенная семья: это бабушки и деды, их дети – родители и их потомки, три поколения, которые живут в одном доме, в одной квартире. До сих пор эти связи не нарушены.

А четвертое поколение не так значимо: оно либо умерло, либо еще не родилось?

– Более того, четвертое поколение уже отсекается – отделяется новая семья, новый род, но три поколения у нас пока имеют крепкие связи. И вот родство – это связь по крови, это генетические взаимоотношения людей: это мать, отец и дети, сын и дочь. Если вдуматься в происхождение этих слов – во-первых, это древнейшие слова индоевропейского языка: если мы заглянем в другие языки, мы увидим, что эти понятия выражены примерно теми же корнями. Знаменитое «mater», английское «mother» или наше «мать», «матерь» – однозначно древнейшее слово языка и означает «большая, огромная». Это впечатление ребенка, это тот архетип, который задан.

Первые слоги, которые произносит ребенок, – «ма-ма-ма». Может быть, это потом попало в язык?

– То, что язык произошел из детского лепета или от какой-то палки-копалки, что труд создал не только обезьяну, но и язык, – это, конечно же, ерунда. Язык задан нам Господом как набор, алгоритм древнейших корней. Об этом еще будет речь впереди. И эти корни затем рождали слова, из них термины родства – наиболее глубокий пласт языка, им тысячи и тысячи лет. Таково слово «мать», таково слово «отец». Здесь есть корень «от» – это тот самый корень, что и в предлоге «от» – от кого ты произошел. Отец – это «тот, от кого ты». Только и всего. Причем другое индоевропейское слово – «патер», которое дало нам «батю» – батя, батька, – тоже наше родное слово и тоже обозначает отца, исконно означает «защитник». Следовательно, для отца два понятия: первое – от кого, то есть указана генетика, линия, и второе – это защитник рода, защитник семьи.

Теперь обратимся к словам «сын» и «дочь». «Сын» – тут древнейший корень «суо», это родовой корень, обозначающий «рождать». То есть сын – это родной и, по сути, продолжатель рода. А у дочери совсем другая задача: «дочь» происходит от корня, который есть в слове «доить» – вскармливать грудью. И дочь – это кормилица чужой семьи. Вот так.

И очень интересно, как русская поговорка распределяет задачи рода в семье. Все очень прагматично: «Отца кормлю – долг отдаю. Сына кормлю – взаймы даю. Дочь кормлю – в окно бросаю».

Сын – продолжатель рода, все-таки он часто считался по мужской линии.

– Наследник. Наследник, которому кормить старых отца и мать. Это очень четкий и заложенный в нас архетип.

Среди мирян, обычных, не обязательно даже православных людей бытует такое мнение: когда задают вопрос: «Для чего ты живешь?», многие говорят: «Ну как, надо построить дом, посадить два дерева и родить, например, двух сыновей. Вот моя задача». – «А смысл? Вот вы сейчас накапливаете деньги, что-то зарабатываете, строите?» – «Я хочу все передать своим детям – в этом смысл моей жизни». В этом смысл существования рода? Чтобы оставить детям как можно больше наследства?

– Нет, смысл существования рода – это оставить как можно больше детей. В биологическом смысле – действительно чтобы выжить самому. Сошлюсь на русскую поговорку: «Один сын – не сын, два сына – полсына, три сына – сын». Или: «Одного сына – царю, второго – Богу, третьего – себе». Это национальные алгоритмы, заложенные в поведение в отношении своего потомства. (Продолжение в следующем номере)

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс: 32475