Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №31 (928) → Священник Константин Морозов: Знать цену словам

Священник Константин Морозов: Знать цену словам

№31 (928) / 14 августа ‘17

Беседы с батюшкой

Честно говоря, даже страшно начинать разговор на такую тему: вдруг скажем что-нибудь не то. Но, тем не менее, с Богом, благословясь, попробуем разобраться, что такое слово, каково христианское отношение к слову и что значит – знать цену словам. Наверное, можно начать с определения, что есть слово.

– Думаю, что основа понимания слова лежит в Священном Писании, в Книге Бытие, когда Господь дает Адаму задание – назвать все, что Бог сотворил. И когда Адам дает названия творениям Божиим, он не только называет их, но и познает сущность этой вещи. И, безусловно, через слово происходит некая субординация между Адамом и всем творением. Благодаря тому, что он называет, он господствует над творением Божиим. Он действительно является венцом творения и владычествует над всем, что мы и видим непосредственно в этих строчках Священного Писания.

Также, когда Господь сотворяет помощницу Адаму, он ей названия не дает, а говорит: вот плоть от плоти моей, вот кость от костей моих, она будет называться мне женой, ибо взята от мужа своего. И именем «Ева» – «жизнь» он четко определяет сущность женщины, то, в чем состоит женское существо, – в том, что она дарительница, продолжательница жизни. Но это происходит уже позже – после грехопадения. Если говорить о субординации между мужчиной и женщиной, сокрытой в том, что Адам называет свою жену Евой, – ее нам опять же показывает Священное Писание.

Так что, когда мы произносим те или иные слова, мы стремимся познать сущность явления или вещи – и в этом заключается момент нашей речи и слов.

То есть для нас, христиан, слово – это, в первую, очередь дар, который нам дает Господь. Но это еще и сила, и оружие... Как к нему относиться?

– В любом случае, в слове сокрыто очень многое, и богатство любого языка – это та палитра красок, ощущений, которые представляет его носитель.

Вы, наверное, помните знаменитую историю с Эзопом, когда ему было дано задание – принеси самое вкусное и важное из яств на рынке, и он приносит язык. «Как же ты мог принести язык?», – говорит его господин. «Но ты же мне сам сказал, чтобы я принес самое важное и вкусное. Что может быть вкуснее языка? С помощью языка мы говорим о любви. С помощью языка мы дарим счастье. С помощью языка мы можем вдохновить человека и поддержать его. Все это дарит язык». И когда хозяин наедается языком, то говорит: «Принеси теперь самое гадкое на земле», и Эзоп отвечает: «Так самое гадкое уже у тебя на столе. Это язык. Из-за языка люди убивают друг друга. Языком люди предают друг друга. Языком полководцы ведут народ на смерть» и т.д.

Действительно, мы понимаем, что в языке сокрыто как благословляющее начало, так иногда и проклинающее. Поэтому аскетическая практика относится к языку с большим вниманием.

Когда мы читаем Евангелие, слова Христа, мы видим, что Господь говорит не так много. Бывает, что это целые страницы, когда Он хочет что-то донести до людей, и бывает, что Он изъясняется весьма кратко. Для нас, людей, стремящихся к богоуподоблению, это пример того, как говорить: пример нам дает Господь – достижим ли он для нас, сегодняшних?

– Каждый человек в XXI веке общается очень много, и не только вербально. Очень много мы общаемся в соцсетях, Твиттере, Фейсбуке, мы общаемся по WhatsApp, и т.д. И мы, к сожалению, перестаем уделять внимание тому, что и как произносим. Отсюда, конечно, происходит оскудение языка.

По языку мы можем судить и о нравственном проявлении народов и наций – смотря по тому, какие слова используют люди. У нас ушел большой пласт слов, который хорошо бы вернуть: допустим, слово «любезность», например, фраза «Вы очень любезны». Слово «любезность» ушло из языка, мы очень редко употребляем его. Иногда заменяем его какими-то синонимами, но глубинные слова, выражающие очень важные проявления человеческой личности, у нас в основном ушли.

Думаю, что в первую очередь каждый должен следить за своим языком, за тем, правильно ли он говорит, особенно люди, по своей профессии связанные с языком. Человек должен следить, правильно ли он расставляет ударения в тех или иных словах. Мы видим, как некоторые депутаты, политики, журналисты говорят абсолютно неграмотно. Это небрежение к языку – проявление небрежения и внутри человека, ведь он выражает свой внутренний мир только благодаря своему языку.

Вы помните пьесу «Пигмалион», когда профессор филологии учит правильно говорить простую девочку на английском языке, и делает это настолько хорошо, что ее принимают в высшем свете как равную? Раньше это было очень важно: по тому, как говорят люди, какие языковые обороты они используют, можно было судить – и в принципе можно судить и сейчас – об их происхождении, роде их занятий и т.д. Меня очень часто определяют как священника по тем словам, которые в обычной речи не произносятся (например, когда вместо «столовая» я говорю «трапезная»). По речи можно судить, какого рода профессия у человека или какое положение в обществе он занимает.

Если говорить о внимании к словам, то мы можем обратиться к богослужению, где мы слышим Евангелие или молитвословия, читающиеся вслух, и можно увидеть, с какой внимательностью священнослужитель читает слова Священного Писания, псаломщик – слова псалмов и Часов, а люди слушают эти слова. Можно ли и нужно ли нам опираться на богослужебный язык и слова Священного Писания, которые мы слышим, как на мерило, чтобы быть внимательными к тому, что мы говорим?

– Да. Думаю, что это, в первую очередь, учит людей внимательности вслушивания в текст Священного Писания и столь же внимательно слушать и собеседника. Но это учит человека и отношению к слову – чтобы он внимательнее относился к тем словам, что услышал, внимательности к восприятию духовного багажа того или иного текста.

Кстати, у нас очень часто считается, что текст несет только информацию, на самом деле, он несет и свой внутренний позитив или негатив. Этим летом во время отпуска я был в Грузии. Меня по-хорошему удивило, что Патриарх Илия, чтобы вывести народ из депрессии после всех перенесенных войн, сказал: «Давайте писать друг другу записки с хорошими пожеланиями и бросать эти записки в почтовые ящики, отдавать незнакомым людям на улице или остановке» – и когда ты читаешь текст, который адресован тебе с любовью, он тебя меняет. И через это люди как-то потихонечку стали меняться, выходить из того депрессивного состояния, в котором находилось все общество. И это немаловажно.

В действительности текст несет не только информацию, но и главное – некий внутренний потенциал, который раскрывается и в душе самого человека, и вовне. Поэтому важно, какую литературу мы читаем.

Спасибо за пример, который Вы привели, с советом Патриарха Илии своей пастве писать записки. Сейчас коммуникация между людьми совсем не та, что была еще лет 10–15 назад.
Можем ли мы что-то посоветовать всем нашим телезрителям? Может быть, писать записки или сказать какое-то слово своему ближнему, которого он не знает, но с которым живет на одной лестничной площадке, чтобы это слово имело ценность и как-то сблизило и объединило людей между собой? Сегодня, в век разорванности, очень важно единство, преодоление этой разорванности.

– Я думаю, что прежде всего надо больше общаться со своими близкими: мы живем в такое время, когда очень мало внимания уделяется даже своим близким. Часто это бывает из-за компьютера, соцсетей. Обычно мы общаемся с людьми, с которыми нас что-то объединяет, – работа, общее дело, совместное жилье либо мы живем с ними на одной лестничной клетке. Для человека действительно важно и комфортно, если он имеет с этими людьми общение, пусть это будет небольшое общение, но пусть оно будет.

«Дух праздности и празднословия не даждь ми» – слышим мы в молитве, которую читаем и в Великий пост, и слышим каждый день. Что это за празднословие, и как оно может нас травмировать? Казалось бы, человек может весело болтать о ерунде, смеяться, веселиться. Святой Ефрем Сирин предупреждает нас, что празднословие может нас травмировать. Почему стоит этого опасаться?

– Потому что «нам не дано предугадать, как наше слово отзовется». Именно из-за этого и Церковь, и святые, в данном случае, святой Ефрем Сирин, предупреждают, чтобы мы задумывались, когда веселимся, над теми словами, которые произносим. Кажется, ты произнес очень хорошую шутку, а человек взял и обиделся – ты абсолютно не хотел его обидеть, но он так воспринял твои слова.

Слова имеют огромное значение для человека, и каждый из нас должен следить, что он произносит, и не произносить слова, ударяющиеся в пустоту: любая речь может как обогатить человека, так и опустошить его. Мы часто бываем свидетелями такой пустоты, когда ты вроде бы пообщался с человеком, все ему рассказал, объяснил, но внутренне ты выжат как лимон: он тебя не услышал, и все, что ты говорил, оказалось впустую. Этого в общении надо избегать.

Святые отцы говорят о молчании – в основном, это отцы, которые занимались аскетическими опытами и сопровождали в них свою братию. Очень трудно представить, чтобы в современном мире мы могли бы много молчать. Очень мало остается времени для молчания. Какова его роль в том, чтобы знать цену словам?

– Я бы посоветовал выделять хотя бы 20 минут или полчаса в день, когда ты действительно не отвечаешь ни на что и бываешь самим собой, когда молчишь. Ведь Господь встречается в тишине. Недавно мы праздновали память пророка Илии. В его житии есть эпизод, когда Господь проводит перед ним «парад стихий», и он ищет в нем Господа, а Господь является ему в легком дуновении ветерка.

И, как об этом часто говорится, мы действительно находим Бога в тишине и спокойствии сердца, когда сердце наше не колеблется никакими эмоциями, страстями. Чтобы достигнуть тишины сердца, нам надо пребывать в молчании: любое слово нас духовно колеблет, как те колебания, когда ты проводишь чем-то по воде или по воздуху. Чтобы не было духовных колебаний и душа стояла в состоянии спокойствия, где мы могли бы встретить Господа, святые отцы применяют молчание.

Наверное, очень важно применять молчание и там, где с наших уст может соскользнуть слово, которое точно не должно прозвучать, как это происходит, когда человек гневается?

– Да, конечно. Но, в первую очередь, я бы сказал, что люди одинокие очень хотят говорить. Есть большая разница между одиночеством и отшельничеством, когда человек сам уходит от мира. Одиночество – это когда ты закрыт снаружи, а когда у тебя ключ изнутри, это воспринимается совсем по-иному. У святых отцов затворничество и отшельничество – это ключ, закрытый изнутри, не снаружи. Человек, испытывающий одиночество, страдает и, наоборот, хочет с кем-то поделиться и поговорить.

Что касается оскорбительных, бранных слов, мата... Многие даже не то что засоряют такими словами свой язык или они так или иначе проскакивают в речи, но есть люди, которые просто разговаривают матом. Есть целые профессии, где молодому специалисту мастер, используя исключительно язык мата, может объяснить, как работает тот или иной аппарат, устройство и т.д.

– Это всегда было в языке. Мы должны помнить, что матерные слова – это всегда агрессия. Даже когда говорящий сознательно не вкладывает в подобные слова агрессию, мы все равно воспринимаем их как проявление агрессии. В приведенном вами примере, когда мастер объяснял, как работает станок, молодой рабочий все равно воспринимал эту форму языка как проявленную по отношению к нему агрессию.

В действительности, агрессия всегда ведет к искажению подлинных отношений между людьми и их проявлений, выраженных в языке. Поэтому люди так внимательно относятся к сквернословию, когда мы произносим скверну и укоризненные слова. В первую очередь, они, конечно, влияют на душу самого произносящего их, на искажение его внутреннего мира, его отношений к миру – это самый основной урон от сквернословия. Многие из нас сталкиваются с этим и всегда видят в этом агрессию.

Вопрос о ценности слов сегодня: теряют ли свою ценность в языке, для тех, кто их произносит, и т.д.?

– Думаю, что слово не может потерять своей ценности. Но часто это зависит от того, что мы не используем всей языковой палитры. Путешествуя по Грузии, я увидел удивительную икону, где был изображен крест, на котором написан весь грузинский алфавит, а над крестом написано «В начале было Слово».

Действительно, восприятие слова, как проявления Божественной любви в мире или отображение чего-то очень важного и ценного между людьми, у нас утрачивается и «замыливается», иногда от того, что мы произносим какие-то слова очень часто и не к месту, хотя язык очень глубок и всегда можно найти те или иные слова, отражающие какую-то очень важную составляющую в отношениях между людьми. С помощью языка мы можем сказать о жертвенной любви, о полной самоотдаче человека.

Когда вы говорите о восприятии средневековым человеком данного им слова, то он вкладывал в это слово и часть своей личности, и сдерживание слова означало проявление себя в этом мире. Сейчас мы так часто проявляем себя по-разному, что понятия девальвируются и становятся более упрощенными. Раньше этого не было.

Наверняка Вам, как священнику, приходилось сталкиваться с людьми, которые говорили: «Я больше не могу, в той или иной ситуации мой язык для меня действительно враг». Например, «Я не хочу и все равно вру» или «Я не хочу, но все равно пустословлю», и т.д. С чего человек может начать путь своего исправления, если он увидел, что это действительно страсть и он не может обуздать ее – как коня, который несется и тащит его за собой?

– В каждом из этих проявлений все по-разному. Если человек, допустим, врет, он должен начинать замечать за собой, не приукрашивая, говорить правду и стараться соответствовать тому, о чем он говорит. Если это, например, пустословие, то в какой-то момент взять на себя подвиг молчания или быть менее говорливым: бывает, что человек говорит, и его просто не остановишь. Он говорит постоянно – на все у него есть какие-то свои истории, впечатления, отношения, и, когда человек это замечает за собой, он должен понимать, что в разговоре есть некая мера.

Очень часто бывает, что люди повторяются в силу возраста, рассказывая об одних и тех же сюжетах. Часто это очень не нравится молодежи: она помнит, что он рассказывает тебе это уже в сотый раз. В таких ситуациях молодым людям надо относиться снисходительно (в любом случае общение учит нас снисходительности к другому).

Если стоит вопрос, разговаривать ли человеку в принципе или не разговаривать и провести день дома, не разговаривая со своими ближними?

– Если человек накладывает на себя словесный пост, это очень важно. Мы часто находимся в больших постах, а человек, например, не может воздерживаться от тех или иных продуктов, запрещенных в посту, тогда он может накладывать на себя словесный пост, в том числе меньше разговаривать, общаться, больше молиться: слова молитвы настраивают наш язык на то, чтобы он действительно был богопомазанный.

В слове сокрыто очень многое. Иногда святые говорят с такой силой духа, что их слова действительны – сказаны в Духе. Это то, что мы видим, допустим, у апостола Петра, когда он выходит на проповедь после схождения Святого Духа на апостолов. То же и у апостола Павла. Их слова говорятся силой Духа, поэтому они так действенны для людей, могут обратить, исправить человека. И, чтобы это произошло, в посту действительно стоит воздерживаться от разговоров.

Напоследок скажите пожелание нашим зрителям, ведь все, кто смотрит наш телеканал и трудится на нем, могут быть «светом мира» и «солью земли», в том числе и в словах.

– Я бы пожелал, чтобы мы больше следили за своей речью, за своими словами, за тем, что и как мы произносим, чтобы наша речь была богата словами, которые выражают наш внутренний мир.

Сегодня у нас была очень ответственная миссия, которую я ощущал весь сегодняшний эфир, и старался, чтобы мы проговорили ситуации, которые часто встречаются в нашей жизни, чтобы люди знали, как поступать в них и действительно знать цену словам. Благодарю Вас за беседу.

– Тема о речи и словах, конечно, огромна и обширна, но мы постарались как-то ее осветить. Спасибо Вам.

Записала:
Ксения Сосновская

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс