Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №28 (925) → Протоиерей Александр Агейкин: Вера – это опыт благодатной встречи с Богом

Протоиерей Александр Агейкин: Вера – это опыт благодатной встречи с Богом

№28 (925) / 26 июля ‘17

Беседы с батюшкой

Сегодня мы поговорим о вере. Казалось бы, простые вопросы, на которые мы не раз отвечали в наших передачах. Но как в церковном круге мы каждый год переживаем одни и те же события, но всякий раз переживаем их по-новому, так мы вновь будем обсуждать те же вопросы.
И первый вопрос: зачем нам нужна вера в Бога?

– Наверное, каждый человек задает себе вопросы о том, что такое вера, зачем она нужна и что это за категория. На самом деле это очень непростые вопросы, потому что путь веры занимает всю жизнь человека. Нельзя сказать, что вера дается как что-то изначально цельное. Есть категории, касающиеся веры, о которых нужно говорить долго и глубоко.

В первую очередь, вера с духовной стороны – это все-таки опыт. Если мы открываем катехизис, то читаем там цитату из апостола Павла о том, что вера – это уверенность в невидимом как бы в видимом. С точки зрения логики, с точки зрения человеческого разума это как-то странно: как можно верить во что-то непонятное и быть уверенным в нем как в настоящем?

Поэтому здесь надо понять, что вера – это опыт благодатной встречи с Богом. Именно благодатной – когда ты находишься под действием благодати Святого Духа. Тогда уже человек действительно уверен, потому что он имеет опыт, и множество научных доказательств не разбивает его камня веры. Поэтому говорить о вере только как об уверенности в невидимом действительно неправильно. Уверенность рождается через опыт – опыт богообщения, опыт встречи личности с Личностью. Если человек не прошел через эту встречу, то доказать ему что-то в категориях веры очень тяжело. А когда человек прошел через эту веру, когда его сердца коснулась благодать Божия, для него все становится понятно и элементарно.

Часто говорят, что Промысл Божий подрывает в людях решимость к действиям. Вопрос о Промысле Божием вызывает порой недоумение: как же жить, если все уже решено?

– Здесь нельзя использовать философские категории, возникшие еще до христианской веры. Промысл Божий – это не провидение, не судьба, не рок, не фатум. Промысл Божий, наоборот, стимулирует человека, дает ему надежду, уверенность, некий посыл к активному действию. Потому что в духовных категориях Промысл Божий – это непрестанное действие в мире (и верующий человек уверен в этом) всеблагой, всемогущей воли Божией. В чем состоит эта воля Божия? Она обращена ко благу, направляет к вечному спасению как личности конкретного человека, так и всего человечества в целом. Промысл Божий – это непрерывное, постоянное и всемогущее действие благодати Божией. И когда человек знает, что ему сопутствует Промысл Божий, что может еще больше стимулировать его активные действия, активную жизненную позицию? А вот когда человек путает Промысл и провидение, судьбу, то происходит впадение в уныние: а зачем делать, если все равно уже все предрешено? Это не так, потому что нельзя путать разные категории.

Часто вера, как и любовь в семье, охладевает, – к сожалению, мы сталкиваемся с такими явлениями. Как не потерять веру и как вообще Бог дает человеку веру?

– Мы начали разговор с того, что Бог дает веру как встречу, как некий опыт богообщения. И нужно пройти через некоторые этапы, когда идешь путем веры. Когда человек получает эту встречу, этот дар, то затем утверждается через какие-то философские доктрины, теории в том, что уже получил в этом опыте встречи. А далее нужно идти по жизни через осмысление своей веры. Этот опыт подтверждения той первой встречи, того благого дара является этапом осмысления своей веры. А когда ты осмысляешь свою веру и понимаешь, каким путем идешь, тебе требуется некое соответствие тому, к чему ты призван через Евангелие, через слово Божие. В соответствии с этим человек и должен работать над собой.

Первый этап – это битва с самим собой, потому что надо победить страсти. Человек – существо страстное по натуре, и это нужно преодолеть, чтобы дух был выше страстности. В сегодняшнем евангельском чтении – шестой главе Евангелия от Матфея – говорится, что светильник тела – человеческое око, и если око светло, то и все тело будет светлым, если же око худо, то и весь человек будет темен. Очищение этого ока происходит через побеждение страстей. А когда человек получает малейший опыт и начинает искать личного общения с Богом, помимо Предания и традиций Церкви, то он впадает в большие трудности, потому что еще не очищен от страстей. Поэтому путь аскезы обязателен и мы регулярно постимся: в среду, пятницу и в многодневные посты. Потому что путь аскезы – это путь работы над собой, путь воспитания своей воли, который дает человеку чистое око.

Как говорят, мы должны смотреть на мир через призму Евангелия. Если сердце человека тронул Бог и он обрел веру, то немыслимо, если человек не следует Евангелию или не прикасается к нему. Нужно осмыслить свою веру, укрепить ее, возрастить. Можно уподобить веру зерну, которое Бог тебе дал как дар и которое ты должен вырастить в здоровое большое дерево.

Вопрос телезрителя: «Насколько я знаю, древние греки занимались аскезой еще до Христа, но это не мешало им завидовать, жадничать, лицемерить и прочее. Значит, аскеза не главное в таких страстях? И второй вопрос: когда у христианина спрашивают о вере, как он должен правильно отвечать: я верю в Бога или я верю Богу?»

– В чем цель аскезы? У древних греков была другая цель – воспитание своего «я», некоего эго. Мы говорим о христианской аскезе как о победе над страстями. Воспитание воли спортсмена-олимпийца – это одно, а воспитание воли человека, который может переносить многие тяготы ради того, чтобы устоять в вере, – это совершенно другое. Действительно, аскеза существовала и в дохристианские времена, и в Ветхом Завете были посты и аскетические упражнения, но в христианскую эпоху аскеза достигла самой главной своей цели – устремленности человека к Богу.

«Верить в Бога» и «верить Богу» – это примерно равноценные категории, потому что мы говорим о категории веры как доверии. Можно быть убежденным: тебя убедили в том, что Бог есть, различными доказательствами, но ты не приложил к этому своей свободной воли. Ты вынужден верить, но твоя вера не крепка. Ты веришь, что Бог есть, и можешь сказать: я верю в Бога. Но святые отцы говорят: и демоны верят и трепещут, но у них нет вектора направленности к Богу, их вектор – от Бога. Поэтому здесь категория веры как доверия Богу.

Вопрос телезрителя: «Назовите, пожалуйста, три основных закона духовной жизни, учитывая мнение святых отцов».

– В первую очередь, это возрастание в вере, как мы уже сказали, говоря о категории веры. Во-вторых, молитва. И, наверное, в-третьих, воспитание в себе любви. Через веру мы начинаем бороть свои страсти, через молитву имеем связь с Богом и настраиваем струны своей души, а любовь – это высшая категория. Все построено на законах любви. Вера дает некий толчок на этом пути. Молитва укрепляет. А в итоге человек должен прийти к совершенству – к любви. Святые отцы практически только об этом и говорят: о молитве, о любви, о добродетели.

Вопрос телезрительницы: «Я инвалид первой группы, мне 70 лет, и я давно не встаю. Обе дочери у меня пьют. Их нет дома с самого утра, и вот я думаю: почему их не накажет Боженька? Что я плохого сделала для них? Всю жизнь работала, стала инвалидом через них. Грешно мне так думать или нет? Скажите, пожалуйста, что мне делать?»

– Нужно молиться, чтобы Господь не наказал, а вразумил их. Мы не должны призывать Бога как жандарма: сделал мне человек плохо – Господи, накажи его. Ведь часто мы страдаем именно от того, что уделяем свои детям мало внимания. Действительно, мы работаем на нескольких работах, чтобы укрепить материальное положение, чтобы у наших детей было все самое необходимое. Но за этой суетой забываем о главном: если мы не общаемся со своими детьми, то найдется тот, кто будет общаться с ними вместо нас и кто станет для них авторитетом, потому что они не видят своих родителей.

Очень большая беда в том, что сейчас создана индустрия потребительства, когда лукаво – через рекламу, сериалы, глянцевые журналы – прививается некая новая «религия» потребительства: ты достоин такой жизни, но, чтобы ее достичь, надо очень много материальных средств, заработай их любым путем. А если близкие и родители – обычные труженики и не приносят ежемесячно в дом сотни тысяч рублей, не могут позволить себе построить какой-то прекрасный дворец, то дети перестают их уважать, потому что любовь оскудела.

Часто спрашивают: вредно ли смотреть телевизор? Да не вредно, он совершенно безобидный, если только знать, что и как смотреть. Если ты воспитал своих детей, то заложил некий фундамент, и они сами не будут смотреть то, что им неинтересно. Большинство передач – это шоу-бизнес, пропаганда порока и безудержного потребительства, которые просто перечеркивают все смыслы, заложенные в Евангелии. Мы снова возвращаемся к сегодняшнему евангельскому чтению, где Господь говорит: «Не пекитесь о сегодняшнем дне, о том, что есть и во что одеться. Посмотрите на полевые цветы: они не прядут, не работают, но Господь их украшает такой красотой, которую человек не может стяжать при всех своих трудах. Поэтому прежде всего ищите Царствия Божия».

Надо с малолетства закладывать в своего ребенка эти зерна веры и благочестия, чтобы он понимал это лукавство и обман. Потому что мир, существующий сейчас на экранах телевизоров и мониторов, – это мир иллюзорный, виртуальный, он не настоящий, а жизнь многотрудна и преисполнена скорбей. Но в современных книгах и сериалах всегда хэппи-энд, всегда все хорошо, все счастливы и все красиво. Когда человек не понимает, что это лишь обертка, в жизни для него наступает огромное разочарование, и он находит какое-то утешение в вине, наркотиках, самоубийстве, потому что не видит смысла. Он хочет спрятаться от того, что не совпадает с тем, что он видит на картинке. На картинке одно, а в жизни совершенно другое, и происходит раздвоение, утрата цельности. Каждый человек призван к целомудрию, то есть цельности, а это раздвоение уничтожает человека.

Отец Александр, Вы возглавляете церковно-общественный совет по развитию русского церковного пения. Совсем недавно Вы приступили к реализации проекта по организации большого сводного хора из людей с разных приходов. Расскажите, пожалуйста, что это за проект.

– Это не наша идея, она возникла во время работы орг-комитета по празднованию столетия Великого Собора 1917–1918 годов, который начнется в праздник Успения Пресвятой Богородицы. На оргкомитете было высказано пожелание об участии большого сводного хора в этих торжествах, когда, как предполагается, будет совершаться Божественная литургия на Соборной площади Московского Кремля.

В этом году?

– Да, в этом году, потому что сто лет назад, в 1917 году, Литургией в Успенском соборе Московского Кремля был открыт Поместный Собор, который восстановил патриаршество и после долгого перерыва избрал Патриарха Тихона, возглавившего Русскую Православную Церковь. Собор заседал больше года, Октябрьская революция тоже внесла свои поправки в его деятельность. Мы вступаем в год столетия этого Собора, и столетие крестного пути Русской Церкви на русскую Голгофу – это столетие новомучеников.

Было высказано пожелание собрать большой сводный хор, который насчитывал бы более трехсот певчих. Оргкомитет дал такое поручение нашему совету, и мы долго обдумывали, как это организовать. Рабочая группа совета приняла решение просить благословения священноначалия пригласить к участию в этом сводном хоре викариатства и благочиния города Москвы. В соответствии с этим мы посчитали, что от каждого благочиния потребуется 14 певчих. На сегодняшний день в этом хоре уже более 320 человек.

Хор уже дважды собирался на репетиции в Соборной палате Московского епархиального дома. Это тоже знаменательно, потому что Поместный Собор проходил именно в Московском епархиальном доме, который был недавно возрожден и освящен. В Соборной палате, где, собственно, и проходил Собор, помещается пятьсот человек, и наш сводный хор замечательно чувствует себя там. Сейчас это главное здание Свято-Тихоновского православного гуманитарного университета.

Мы составили специальный нотный сборник песнопений, который выстроен и исторически, и тематически. Сборник уже издан в количестве 400 экземпляров и роздан каждому певчему для индивидуального освоения. Конечно, это профессиональные певчие, которые знают нотную грамоту и прекрасно поют, поэтому для них не составляет проблемы самостоятельно освоить его. Мы понимаем, что лето – это период отпусков, люди разъезжаются, поэтому провели две репетиции в мае и июне, а потом люди получили на руки нотные сборники, и для следующих репетиций мы ждем их уже в августе. Сейчас у них период домашнего задания.

Очень интересно. А любители могут участвовать в этом, если просто хотят научиться петь?

– Думаю, пока с любителями нам будет тяжело: не так много времени, чтобы подготовиться к этой Литургии, это довольно большой объем и серьезная музыка. Но думаю, что в рамках церковно-общественного совета у нас будет возможность организовать курсы для любителей, а также давать информацию об уже существующих курсах и школах по церковному пению разных направлений, где человек мог бы получить какие-то азы.

Уже много лет успешно действует школа духовного пения при храме Святой Мученицы Татьяны Московского университета. Это замечательный опыт – большое число людей прошли через эту школу, научились петь. Есть знаменитые регентские курсы Кустовского, которые дали возможность сотням людей освоить регентское дело. В то время, когда храмы только возрождались, это было прекрасно. Сейчас реализуется проект «200 храмов», значит, потребуется 200 регентов.

Сегодня в Москве праздник – день тезоименитства митрополита Истринского Арсения, первого викария Святейшего Патриарха.

– Митрополит Арсений знает Москву как никто другой: почти 27 лет пребывает в этом городе, несет сложное послушание, которое нес еще и при покойном Патриархе Алексии, являясь первым викарием, то есть ответственным за всех и за вся. Сегодня в память преподобного Арсения Коневского Владыка отмечает память своего тезоименитства, и, конечно, сегодня мы его чествовали, поздравляли, молились и за него, и вместе с ним, чтобы Господь укрепил его, дал доброго здравия и крепости, потому что его труд необходим.

Все священники, которые отбирались и поставлялись с возрождением храмов, проходили через личное собеседование и личное участие Владыки Арсения. Он прекрасно знает все московские храмы, всю их историю, судьбу, все их скорби, знает буквально каждый кирпичик, положенный в возрождение этих храмов. И конечно, во всех этих храмах за него молятся и желают доброго здравия.

И мы, команда телеканала «Союз», присоединяемся к поздравлениям и желаем дорогому Владыке крепкого здравия, телесного и духовного, и многая лета!
Отец Александр, благословите напоследок наших телезрителей!

– Пусть Господь хранит всех нас, всех телезрителей телеканала и даст нам той мудрости, которая будет вести нас по жизни.

Записала:
Ксения Сосновская

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс