Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №26 (923) → Диакон Павел Сержантов: Христиане отличаются особым учением о человеке

Диакон Павел Сержантов: Христиане отличаются особым учением о человеке

№26 (923) / 11 июля ‘17

Догматическое богословие

Продолжение. Начало в №8 (857) 2016 – №25 (922) 2017

– На заключительных уроках цикла «Ключевые темы церковной догматики» мы знакомимся с эсхатологией – учением о конечных судьбах мира и человека. Раскрывая эту тему, нельзя не коснуться пророческой Книги святого Иоанна Богослова – Апокалипсис. Говоря на прошлом уроке о символическом языке этой Книги, кандидат философских наук диакон Павел Сержантов предупреждал об опасности внешнего увлечения ее символами, особенно когда их пытаются визуализировать, сделать зримыми.

Для нас важен не облик событий, а смысл Апокалипсиса. Поэтому отец Павел подробно остановился на «числе зверя», том самом таинственном числе 666, которое апостол Иоанн Богослов упоминает в Откровении, а далее перешел к антихристу и рассказал о правителе последних времен, который попытается поставить себя на место Христа. Время правления антихриста будет недолгим, после него история человечества завершится.

Диакон Павел Сержантов, кандидат философских наук, доцент кафедры систематического богословия и патрологии ПСТГУ, г.Москва: – А когда это произойдет? Ведь у него же спрашивали, и какой ответ получали? Что о дне том и часе никто не знает. И, смотрите, вот тоже эсхатологическая тема: когда будет Второе Пришествие? И этот вопрос оставлен без ответа. То есть мы не знаем ни дня, ни часа, ни года, ни века, ни тысячелетия: может быть, скоро, а может быть, не скоро. Это означает, что нужно быть к этому готовым внутренне, духовно.

Это учение о всемирном конце истории, но у каждого из нас есть конец нашей личной жизни, нашей биографии: кроме даты рождения, есть и дата смерти – есть еще и смерть. А о ней что мы можем сказать? Когда я умру? Да то же самое – Бог весть. Это может произойти сегодня, а может через много лет. И сколько случаев, когда человек молодой, и вот его уже хоронят? И сколько случаев, когда человек смолоду болел-болел, а потом его хоронят в 90 лет? Ответить на вопрос о конце нашей личной жизни мы тоже не можем.

А это означает, что мы к нему призываемся быть готовыми в любой день: каждый день нужно проживать как последний, и тогда по-другому будет житься. И даже иногда дополняется – каждый день, как первый – наново, по-свежему. Тогда дни перестанут быть «дождливой серой рутиной», и человек будет проживать каждый день, как первый: дни перестанут быть посредственностью, а если человек будет проживать каждый день, как последний, тогда он будет жить по-крупному, не размениваясь на мелочи. Смотрите, как нас суета заедает – мы все время хлопочем о какой-то ерунде, о мелочишках, забывая, что в нашей жизни есть самое существенное, главное, то, что в итоге останется, в сухом остатке! Подбивая итог всей жизни, мы увидим, что в ней должно остаться самое главное. А где оно? У нас времени не было...

И вот этот настойчивый отказ людей извещать людей, что в такой-то год, в такой-то месяц, в такой-то час произойдет Пришествие Христово – Бог не всех извещает о конце их жизни, некоторых извещает (мы знаем, но это исключение). Правило другое – то, что человек не знает своего конца. А если бы знали, к чему бы это привело? К беспечности – «время есть». Ум человеческий хитер и изворотлив – если я знаю, что экзамен когда-то там, время еще есть (говорили поросята: до зимы далеко, так что можно домик из соломки построить!)... Поэтому нам полезно не знать – нам полезно что-то знать и что-то не знать: дату конца времен, конца нашей жизни нам полезно не знать – это наполнит наши жизни совсем другим содержанием.

«Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти» Деян. 1, 7.

Еще одна эсхатологическая тема, о которой мы можем нечто утверждать, – это воскресение мертвых. Обратите внимание, что мы верим в воскресение тела, а представители самых разных спиритуалистических, религиозных течений верят только в бессмертие души. Христиане отличаются особым учением о человеке. Человек, с точки зрения христианства, – это единство души и тела, и это единство Богом задумано. И если грехом входит смерть в мир, и если смерть разделяет человеческую душу и человеческое тело, то это же ненормально, с точки зрения христианства. И это надо исправить. И Христос это исправляет, когда Он воскрешает мертвых.

Он Сам Воскресает, то есть воссоединение души и тела происходит у Него. Он – первенец из мертвых. И вот остальные за Ним идут, по Его пути – по пути воскресения. Воскресение происходит для вечной жизни. Но не все выбирают дорогу вечной жизни, к сожалению.

Вопрос о «теле воскресения». Обратите внимание, что Господь после Воскресения является апостолу, и это не просто духовные явления – «люди нечто увидели духовными очами», – это явление осязаемое. Помните, апостол Фома говорит, подразумевая, что это может быть призрак: пока не увижу, я не могу убедиться, что это действительно Христос? И Господь его призывает: «Вложи персты твои в раны, убедись». То есть это телесное Воскресение – Христос в теле приходит.

Христос приходит к апостолам – когда же они от радости еще не верили и дивились, Он сказал им: есть ли у вас здесь какая пища? Они подали Ему часть печеной рыбы и сотового меда. И, взяв, ел пред ними… Не по тому, что его тело требует подкрепления, чтобы действовать, энергии, которую мы извлекаем из пищи. Он совершает это, чтобы у апостолов ни малейших сомнений не было, что перед ними Тот самый Спаситель, Тот самый Учитель, Которого они хорошо знали, с Которым они вместе ели, пили, жили все эти годы. И Он их убеждает, что Он телесно к ним пришел. Учение о Воскресении в этом смысле очень важное.

Мы знаем: в будущем веке, в вечной жизни смерти не будет – еще одного разлучения души и тела не будет, болезней не будет. Что такое «тело воскресения»? Тело, которое отличается по своим свойствам от обычного человеческого тела, к которому мы привыкли. Христос однажды явился сквозь затворенные двери – пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Люди, которые Его знали, могли с ним общаться, разговаривать и не узнавать Его – и облик Его был иной. Трудно сказать, в чем эта инаковость выражалась, но все-таки видно, что иное, что это какое-то прославленное тело, прославленное человеческое естество. И еще больше прославления происходит в Вознесении. А вот в чем состоит эта жизнь, детально это не прорисовано.

Наши тела воскреснут. Как дальше мы себя будем чувствовать? Что будет с перемещением в пространстве, со временем? Это детально не расписано. (Продолжение в следующем номере)

Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс: 32475