Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №26 (923) → Протоиерей Алексий Ладыгин: Псалтирь всегда являлась утешением. Псалом 61

Протоиерей Алексий Ладыгин: Псалтирь всегда являлась утешением. Псалом 61

№26 (923) / 11 июля ‘17

Читаем Псалтирь

Продолжение. Начало в №8 (857) – №11 (860); №16 (865) 2016 – №5 (902), №7 (904) – №25 (922) 2017

– Дорогие братья и сестры, продолжим изучение Псалтири – поговорим о 61-м псалме. Каждый псалом имеет преднаписание – краткое изложение смысла, который заложил в тот или иной псалом псалмопевец и царь Давид. Этот псалом имеет такое надписание: в конец, о Идифуме, псалом Давида. В нем святой псалмопевец Давид научает человека терпению, которое помогает бороться с внутренним раздражением, а когда нет внутреннего раздражения, тогда появляется смирение. Смирение же помогает преодолевать гнев и внутреннюю потерю мира в тот момент, когда человек испытывает злословия и клевету от желающих ему зла.

Если мы говорим о врагах наших, то всегда отмечаем тех, кто нам причиняет зло, но говорим и о внутренних врагах, то есть о враге рода человеческого, который также причиняет нам зло и научает людей злословить и злоречить нас. В этот момент мы должны прибегать к молитве и приобретать добродетель, которая поможет нам побороть страсти, рождающиеся в таком неровном состоянии.

Конечно же, псалмопевец Давид дает нам здесь еще подсказку, говорит о Идифуме – о человеке, который стройно пел этот псалом. Псалмопевец Давид дал ему петь этот псалом, поскольку сам он пал, говорит нам Священное Предание, в некий грех и нуждался в утешении и в борьбе с теми пороками, которые рождаются, когда человек теряет внутренний мир, когда ему необходимо приобретать смирение и терпение, ибо только они рождают благодушие в душе.

Далее псалмопевец Давид продолжает: «Не Богу ли повинется душа моя? От Того бо спасение мое». Здесь глубочайший смысл. Человек должен повиноваться Богу, ведь всякое благо от Господа ему дается, Господь дарует спасение, и спасение может быть только тогда, когда человек, как говорят святые отцы, научится от Господа покорности. Это великая добродетель, покорность учит нас следовать за Господом неотлучно. Когда мы идем за Господом, тогда и приобретаем смирение. А смирение дает огромную пользу. Кому мы должны покоряться в жизни? Не человеку: всяк человек – ложь, от человека мы не можем научиться правде. Когда же покоряемся Господу, от Господа и научаемся добродетели и получаем спасение. Ежели мы не будем покоряться Богу, тогда враг рода человеческого овладеет нами.

«Ибо Той Бог мой и Спас мой, Заступник мой: не подвижуся наипаче». Здесь Псалмопевец, во-первых, исповедует Бога. Исповедание Бога укрепляет нашу веру, и оно не напрасно: Бог не один раз являл Свое заступничество. Он – Заступник мой, Он Спас мой, он спасал меня от бед, побеждал Своею Божественной силою врага, давал мне возможность преодолевать все испытания, искушения, которые были в моей жизни. Поэтому я не подвижуся наипаче, то есть ничто меня не может смутить в этой жизни, не может заставить поколебаться – я исповедаю Господа, иду вслед за Ним, и только мое отступничество может привести меня в смущение и неровное состояние. Святые отцы также говорят и что неровность может рождаться от тех грехов и пороков, за которыми мы можем идти вслед. А когда человек держится твердо, то его твердость в добродетели дает ему и стойкость.

«Доколе належите на человека? Убиваете вси вы, яко стене преклонене, и оплоту возриновену». Конечно, здесь больше говорится о враге рода человеческого, нападающего на человека, видя слабость и немощь его: не каждый раз мы можем пребывать и совершенствоваться в добродетели и совершаем грех не только по наклонности ко греху, по внутренней злобе, – по слабости своей совершаем грех, и враг рода человеческого пользуется этим. Он, видя нашу слабость, воспринимает человека яко стене преклонене, то есть как покосившуюся стену, и оплот возриновен, то есть испорченному, не пригодному. Чтобы выстоять, нужно и этот забор, поврежденный оплот обновить. Человек, искушаемый от дьявола, повержен, поэтому необходимо обновить человеческую природу. Псалмопевец пророчествует, что придет Спаситель мира и обновит природу человеческую, даст возможность ей стремиться ко спасению. Так что враг рода человеческого напрасно прибегает, говорят святые отцы, к действиям, которые могут причинить человеку зло. Невозможно человека наклонить ко злу, принести ему страдания, ведь за ним Спаситель. Враг рода человеческого обманывается, ведь Бог – наш Спаситель, Он пришел помочь человеку выйти из любой ситуации, победить любой порок и страсть. Если в человеке есть стремление, вера, то Господь пошлет Свою милость для поддержания его и достижения им благой цели.

«Обаче цену мою совещаша отринути, текоша в жажди». Удивительный стих! «Обаче цену мою совещаша отринути». Если мы говорим о цене, то, в первую очередь, как говорят святые отцы, мы должны учитывать, какою ценою мы куплены, – мы куплены ценою нашего Божественного Спасителя. У нас должна быть мысль, что наша жизнь должна быть оправданной, проходить с покаянием. Если даже мы и впадаем в какие-то грехи, искушения, то должны противостоять им, помня, какою ценою мы куплены. Цена высокая, и никто не может нас купить по-другому – ни какая-либо страсть, ни враг рода человеческого не имеют такую цену, чтобы в данном случае перекупить человека, это невозможно. Цена – это честь, а честь дается от Господа через жизнь добродетельную. Враг рода человеческого хочет, чтобы мы были отринуты от Лица Божия, поэтому такие сильные испытания, искушения бывают в нашей жизни – мы с ними встречаемся очень часто, порой даже падаем: наша брань не против плоти и крови, говорит апостол Павел, а против духов злобы поднебесной, и они ведут непрестанно эту брань и никогда не отступаются, поэтому столько искушений бывает в жизни человека. С какой силой они совершают это дело? Как говорит псалмопевец Давид, текоша в жажди – как жаждущий человек желает утолить свою жажду. Мы не раз с вами видели жаждущего человека, как он с трясущимися руками начинает потреблять воду, чтобы утолить жажду – так и враг рода человеческого ищет момента человеческой слабости, момента, когда человек в той или иной ситуации может упасть. Поэтому он с жаждой, с огромнейшим желанием добивается того, чтобы человек был отвергнут Самим Господом.

«Усты своими благословляху, и сердцем своим кленяху». Конечно, враг рода человеческого применяет всякое ухищрение, он обманывает человека. И этот обман даже каким-то образом входит в жизнь светского общества: например, видят человека смиренного и не восхваляют его за добродетель, а порицают его за его слабости. Если человек терпелив, то говорят, что он слаб и бездушен – и в то же время, если человек сквернословит, говорят: «Надо же, какой он находчивый, как прекрасно он может ответить другому человеку». Если человек горделив, то говорят о его достоинстве: какой достойный человек, знает, как защитить себя в той или иной ситуации. Если человек нагл, ведет себя без всякой скромности, говорят: «Только такие люди могут устроиться в жизни». Если кто-то ворует и творит всякую неправду, говорят, что «он очень удачливый бизнесмен», «он состоялся в этой жизни», и так далее. То есть враг рода человеческого уже даже в наши современные отношения вкрапил лукавые ценности, о которых и говорит Псалмопевец – усты своими благословляху, и сердцем своим кленяху. То есть говорит: «Вот какие вы!», а потом радуется, что обманул человека. В глаза можно говорить одно, а за глаза радоваться и проклинать человека, что он совершает такую неправду и идет за ней, ввергая человека тем самым в пучину нечестия.

«Обаче Богови повинися, душе моя, яко от Того терпение мое». Здесь Псалмопевец говорит, кому мы должны повиноваться: Богу – Он есть Спаситель мой. Кто должен повиноваться? Душа моя. И научаться терпению от Господа, ведь Бог дает терпение, в каких бы тяжелых ситуациях ни был человек, если он верен Богу, если повинуется Ему...

Опять-таки, что такое повиноваться? Мы с вами говорили, что святые отцы отмечают такую очень хорошую добродетель, как покорность – не что иное, как искание в своей жизни исполнения воли Божией. А мы, как христиане, всегда стремимся исполнить волю Божию. Покорность – это не слабость человека, его безвольность, потому что христианин не ищет воли своей. «Да будет воля Твоя». Почему? Да ведь воля Бога благая и совершенная. Когда человек наполняется покорности в исполнении воли Божией, с ним не происходит что-то страшное и ужасное в этой жизни – когда человек покоряется воле Божией и знает, что без воли Божией ничего не бывает в его жизни, от этого он назидается и получает такое необходимое терпение. Не случайно в начале мы говорили, что терпением должен укрепляться человек, он должен искать его в жизни как добродетель, которая будет убирать внутреннее раздражение. Мы знаем определение терпения – это именно то, что лишает человека раздраженности. Терпеливый и других не раздражает, пребывая в благости и доверии к Богу.

«Ибо Той Бог мой и Спас мой, Заступник мой: не преселюся». Если мы научились терпению, то начинаем понимать, что Бог мой и Спас мой, Заступник мой: не преселюся. Что значит не преселюся? Кто такой переселенец? Тот, кто уходит от своей страны, от своих традиций, своего народа. Переселиться в другую страну – вроде бы в современном понимании нет ничего страшного, а, с другой стороны, это значит принять другую культуру, другие традиции, в том числе и традиции духовной жизни. Мы знаем, что не все наши соотечественники, переселившиеся в другие страны, даже западные, остались верны Православию – кто-то стал протестантом, кто-то принял католичество: удобно быть, как все, не выделяться в общей массе. Кто-то, переселяясь в восточные страны, принимает ислам, чтобы быть в одной культуре. Тем самым происходит измена. И вот здесь псалмопевец Давид и приводит такое сравнение: Ты Бог мой и Спас мой, Заступник мой, опять как бы повторяя слова (о которых мы с вами говорили) и исповедания, и заступничества Бога, и помощь Его. Куда я от Тебя, Господи, уйду? Я от Тебя никуда не преселюся – я сохраню верность Тебе, сохраню все то, что Ты мне дал: мне в этой жизни ни от кого невозможно искать спасения и помощи. Не поможет мне человек, не помогут мне обстоятельства, ведь всяк человек – ложь. Никто не может помочь, только Ты, Господи, знаешь, когда явить мне силу Свою и помощь Свою – Ты Заступник мой, а я буду сохранять верность Тебе: не в ком мне искать помощи и заступничества в этой жизни.

«О Бозе спасение мое и слава моя: Бог помощи моея, и упование мое на Бога». Здесь опять-таки говорится, что только на Бога нужно уповать, не искать ни от кого больше в жизни заступничества и помощи. Бог помогает, Он никогда не предаст человека. Верность Богу. Здесь мы можем вспомнить первую заповедь, в которой Господь говорит: «Аз есмь Господь Бог твой; да не будут тебе бози инии, разве Мене». Всякая благость и благодать от Бога подается только человеку, который сохраняет верность Самому Господу. «О Бозе спасение мое и слава моя: Бог помощи моея, и упование мое на Бога» – упование на Господа никогда не посрамит человека, ведь Господь никогда не предает детей Своих. Он любит каждого человека, лишь бы тот сохранил верность Богу и упование на Него: для Бога даже и мы, плохие, всегда – Его дети. Он говорит, что ни одни родители не дадут чадам своим, когда те просят хлеба, – камень, когда рыбу – змею. На главе вашей и волосы все сочтены. И Господь действительно заботится о нас, любит нас; мы должны сохранять Ему верность. Не человеку: человек, еще раз скажем, не может сохранить верности другому человеку и не может всегда защитить его. А Господь никогда не оставляет тех, кто уповает на Него.

«Уповайте на Него весь сонм людей: излияйте пред Ним сердца ваша, яко Бог помощник наш». Сонм людей – то есть все в совокупности люди должны уповать на Бога, не отдельный только человек, но все мы нуждаемся в помощи и заступничестве Его. «Излияйте пред Ним сердца ваша» – что это значит? Как мы изливаем сердца наши перед Богом? Конечно, в молитве: «Молитву изолью перед Господом», – то есть устами изливаются слова; как всякое слово, исходящее из уст Божиих, как река течет, так же и наши слова изливаются в молитве из сердец наших перед Господом.

Молитва дает нам возможность общаться с Богом. Молитва дает нам возможность передавать Ему свои переживания, страдания, какие-то испытания, просьбы, и, конечно же, покаяние, – яко Бог помощник наш. Бог действительно всегда помогает Своим, Он никогда нас не оставит, Он заботится о нас, сочетая при этом не только потребности, которые бывают в нашей земной жизни, но и необходимое для вечности: ведь Бог хочет для каждого из нас спасения. Он хочет не только чтобы мы жили на этой земле и как бы похищались суетой этого мира, но Бог хочет, чтобы, пройдя земную жизнь, мы не были лишены награды в вечности.

«Обаче суетни сынове человечестии, лживи сынове человечестии в мерилех еже неправдовати: тии от суеты вкупе». Здесь Псалмопевец показывает нам, что мы (весь сонм людей) должны уповать на Господа, молиться перед Ним, ведь Он – Помощник и Заступник наш. Показывает, насколько Господь заботится о человеке. «О Бозе спасение мое и слава моя: Бог помощи моея, и упование мое на Бога». И в то же время говорит: «Обаче суетни сынове человечестии» – суета похищает нас: забота о земном, о временном, о богатстве, которое не приносит нам пользы. А эта суета, конечно, приводит человека ко злу.

«Лживи сынове человечестии в мерилех еже неправдовати: тии от суеты вкупе». Порицается наша суета, наша лживость и наша неправедность. «В мерилех еже неправдовати» – святые отцы сравнивают нас с весами, которые не имеют постоянства, но постоянно находятся в движении: то одна чаша весов поднимается, то другая. Мы непостоянны в своих поступках, а Суд Божий будет совершаться над всеми нами – Господь будет взвешивать наши дела, и каждый получит по делам своим и по поступкам своим. Но в то же время весы показывают непостоянство, или, как говорят святые отцы, нужно через весы узнать меру добродетельной жизни: если добродетель перевесит всякую неправду и грех человеческий на Суде, человек получит милость и отпущение грехов от Господа.

«Не уповайте на неправду, и на восхищение не желайте. Богатство аще течет, не прилагайте сердца». Здесь Псалмопевец говорит о нашей современной жизни, когда каждый человек стремится стать богатым, достаточным, пригвоздить себя к богатству. Как говорят святые отцы, не нужно прилепляться, и даже когда богатство приходит в твои руки, не прилепляйся к нему, смотри на него как на временное, что пришло к тебе, чтобы ты смог сделать побольше добрых дел. Если богатство приходит и уходит, оно действительно, как вода, которую невозможно удержать в руке: сегодня ты богат, завтра беден. Поэтому человек не должен прилепляться к богатству. Во-первых, не должен посвящать ему свою жизнь – тогда будет суета, а во-вторых, понимать, что богатство не бывает вечным, оно, к сожалению, имеет временный характер, то есть оно течет от одних к другим, испытывая человека в добродетельной жизни.

«Единою глагола Бог, двоя сия слышах, зане держава Божия, и Твоя, Господи, милость». Здесь псалмопевец Давид говорит: двоя сия слышах. То есть, что есть в Господе? Есть держава, то есть сила Божия. Сила Божия, с одной стороны, помогает победить врага – без Бога не до порога: если Господь не даст Свою силу и Свою благодать, невозможно победить врага. И мы видим, читая Ветхий Завет, как израильский народ, который вышел из египетского плена, побеждал великие народы, сам был малорослым, но побеждал исполинов – Господь давал им силу. А также у Господа есть милость. Милость – это когда Господь милует человека, то есть прощает ему его грехи. Милость еще заключается в том, что Господь добродетельного человека всегда возвышает и ему открывает двери Царствия Божьего. «Зане держава Божия». Здесь святые отцы говорят: необходимо помнить, что Господь силою Своею, поступая по правде, дает наказание грешным людям.

И заканчивает Псалмопевец псалом словами: «Яко Ты воздаси комуждо по делом eго». Господь действительно воздаст каждому человеку по делам его. Воздаяние и в этой жизни человек уже отчасти получает, а в вечности получит в полноте. Если кто обижал, или злословил, или клеветал, или творил неправду в этой жизни, а не добрые дела, то, конечно же, равномерно получит воздаяние по делам своим: кто творит добро, тому сторицей вернется добро. А тот, кто творит зло и неправду, хулит и проклинает, тот получит по заслугам своим от Господа еще в этой жизни, – и это некий момент сдерживания наших эмоций. Мы должны всегда помнить, что в жизни должны поступать по правде Божией, не стремиться клеветать на другого человека или возносить всякую неправду. К сожалению, мы привыкаем в жизни своей творить неправду и думаем, что она будет для нас оправданием – но она всегда станет осуждением в вечности.

Вот такой, дорогие братья и сестры, удивительный псалом, который учит нас и терпению, и смирению, и верности Господу, и молитве перед Господом, не искать всякую неправду, а творить больше добрых дел в жизни, за которые и получим оправдание.

Храни вас всех Господь! И, Бог даст, до новых встреч!

Записала:
Нина Кирсанова

 

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс: 32475