Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №20 (917) → Протоиерей Алексий Ладыгин: Псалтирь всегда являлась утешением. Псалом 55

Протоиерей Алексий Ладыгин: Псалтирь всегда являлась утешением. Псалом 55

№20 (917) / 30 мая ‘17

Читаем Псалтирь

Продолжение. Начало в №8 (857) – №11 (860); №16 (865) 2016 – №5 (902) 2017, №7 (904)– №19 (916)

– Мы продолжаем изучать Псалтирь. Разберем 55-й псалом. Он, как и прочие псалмы, имеет надписание: В конец, о людех, от святых удаленных, Давиду в столпописание, внегда удержаша и иноплеменницы в Гефе. Данный псалом говорит о тех, кто были удалены от святых и от Самого Бога через нарушение заповедей Божиих. И Дух Святой призывает их вернуться и помнить, что Господь дал очень важные заповеди, которые написал на неких столпах. Что это за столпы? Это скрижали Ветхого Завета.

Святые отцы говорят, что этот псалом имеет еще и буквальный смысл, потому что псалмопевец Давид здесь говорит и о себе – и он находился в трудных обстоятельствах жизни, которые его удаляли и от израильского народа, и от скинии Завета. Псалмопевец Давид пророчествует здесь и об иудеях, которые через Вавилонское пленение были удалены от своего места, от святого града Иерусалима. Каждый человек, не сохраняющий заповеди Божии, удален от Самого Бога и от общества святых.

«Помилуй мя, Боже, яко попра мя человек, весь день боря стужи ми». «Помилуй мя, Боже», – всегда псалмопевец Давид обращается к Богу и ищет Его милости: без милости, которую посылает Господь, невозможно сделать ничего доброго на этой земле и победить врагов (как видимых, так и невидимых), искушающих нас. Псалмопевец Давид неоднократно говорит, чтобы мы, люди, не искали нигде помощи и защиты, кроме как у Бога. Только если Господь поможет, мы обретем подлинную помощь. Никто из человеков не сможет нам помочь в той борьбе, в которой мы находимся.

«Яко попра мя человек». Действительно, мы испытываем большие искушения от людей, которые причиняют нам какое-то зло. В жизни постоянно появляются люди, которые нас очень любят, уважают, готовы нам помогать, но, к сожалению, больше тех, кто хочет причинить нам зло – среди них даже не имеющие к нам никакого отношения, но сама наша жизнь или деятельность мешают им: не будучи людьми правды и Закона Божиего, они бывают уязвимы теми трудами, что совершает человек. Поэтому, хотя мы и не общаемся с ними, но все равно неприятно их лицо. Они всячески ищут возможности причинить зло человеку и от этого испытывают радость и удовлетворение, а в сердце своем слагают, как будто они совершили великое дело, поскольку у них есть возможность навредить человеку.

«Яко попра мя человек». Конечно, Псалмопевец говорит не только о реальном человеке, хотя мы знаем этих реальных людей. Если брать Вавилонское пленение, то здесь есть понимание, что Навуходоносор приносил немалое зло избранному народу. А если брать Давида, то он тоже знал своего врага – сейчас это Саул, который искал способ умертвить его, чтобы боязнь соперничества, которая родилась в его сердце, была упразднена. И, конечно же, таинственный и духовный смысл Псалтири никто не отменяет: мы понимаем, что под словами «яко попра мя человек» разумеется и враг рода человеческого, который себялюбив, любит страсти – плотское для человека, ухищряется всячески причинить человеку зло.

«Весь день боря стужи ми» – весь день причиняет боль человеку через притеснение, через брань, которую возводят на него те или иные люди, или враг рода человеческого через плотолюбие и сластолюбие свое. Здесь каждый должен помнить, что мы, конечно, сопротивляемся искушениям, стараемся противостоять им нашими человеческими усилиями, но они не принесут нам окончательной победы в этой борьбе, если Господь не пошлет Свою милость и Свою благодать. Поэтому псалмопевец Давид и начинает такими словами: «Помилуй мя, Боже» – он уповает на милость Божию и силу, которую Господь может послать в этой борьбе и ему, и каждому из нас, ведущему духовную жизнь.

«Попраша мя врази мои весь день, яко мнози борющии мя с высоты». Весь день (и каждый день) они причиняют нам зло. Таких людей очень много, и они стараются все это сделать, пользуясь своим высоким положением. «Борющии мя с высоты», то есть они имеют возможность причинить человеку зло, потому что у них есть высокое положение.

«В день не убоюся, аз же уповаю на Тя». Что такое «в день не убоюся?». Святые отцы поясняют, что днем называется не только сам день как свет. Днем, конечно, человек может не убояться. День связан со светом, когда человек пребывает во свете, то он видит тьму и видит темные дела. Но в то же время святые отцы поясняют, что под «днем» здесь имеется в виду благоденствие и временное счастье. Не случайно в предыдущем стихе псалмопевец Давид говорит: «…яко мнози борющии мя с высоты», то есть они как бы имеют право на такие коварные замыслы, имея высокое положение, и это положение дает им возможность считать себя «высокими», имеющими власть над другими людьми. И достигают они высоты своего благоденствия и счастья (которое для современного земного человека заключается не в том, что он с Богом, не в том, что он приобщен к вечности, а в богатстве и высоте положения – за это и борется современный человек, чтобы удовлетворить больше свою гордыню), высокого положения не чтобы совершать добрые дела и утверждать правду на земле, а чтобы утверждать свою правду.

Человек не может утверждать свою правду – наша правда есть беззаконие перед Господом, она смешана с грехом, со страстями, которые владеют нами. Единая правда может принести пользу человеку – это правда Божия. В ней нет примеси неправды, живущей в нас самих. И вот, достигши высокого положения, человек и начиняет причинять боль другим, не понимая, что (как и враг рода человеческого думает, что сейчас причинит вред человеку, имея некую власть и возможность соблазнять и искушать человека) тот человек, которому причиняется этот вред, уповает на Бога, видит перед собой Бога и считает Его своим Заступником.

Поэтому далее псалмопевец говорит такие слова: «О Бозе похвалю словеса моя, на Бога уповах, не убоюся, что сотворит мне плоть?». Естественно, уповающий на Бога победит плотского человека, который поступает со стороны страсти, со стороны прихоти: зло творит не тот, кто ищет правды в жизни, а тот, кого уже захватили низменные страсти. И из-за своей низменности он становится жестоким и неправедным, а уповающий на Бога может победить низменно и плотски поступающего.

Такая же борьба происходит и с врагом рода человеческого, который думает, что он победит человека, сейчас причинит ему вражду. Но не получается: это не страшно человеку, живущему с Богом. Тот, кто призывает имя Божие, побеждает врага рода человеческого и обстоятельства жизни. Но эти обстоятельства опять-таки Господь дает, чтобы мы постоянно имели надежду на Бога и совершенствовались в добродетелях, возвышающих человека и поднимающих его до Царствия Небесного.

«Весь день словес моих гнушахуся, на мя вся помышления их на зло». Можно даже сказать о некоей психологии развития греха, о которой пророчествует псалмопевец Давид в этом псалме. Никто не хочет выслушивать человека в таких обстоятельствах, никто не хочет слышать даже его слов. Хотя правда Божия требует вмешательства, полного расследования тех или иных обстоятельств жизни. Но почему-то никто не хочет слушать. Почему не хотят слушать? Они утвердились в собственной правде, их гордыня говорит: «Я прав, я и так все вижу и знаю. Зачем мне что-то исследовать в тех или иных обстоятельствах жизни? Я не хочу слушать его слов». Поэтому псалмопевца Давида не слушал Саул. И враг рода человеческого тоже нас не слушает – он делает свое гнусное дело, причиняет немалый вред и страдания человеку. Так же и Давид испытывал немалые трудности, испытывал внутреннюю сердечную боль от того, что не мог оправдаться, не мог сказать, что это наветы вражьи, что это языки злых людей, которые пошли за врагом рода человеческого. Поэтому он говорит: «…весь день словес моих гнушахуся», то есть не хотят меня слушать те, кто возложил на меня бремя тяжелое, и те, кто воздвигли на меня гонения. «На мя вся помышления их на зло». То есть они помышляли целыми днями зло на Давида и в то же время пребывали в этом зле. Оно рождало гнусные мысли, и затем эти гнусные мысли превращались во зло.

«Вселятся и скрыют, тии пяту мою сохранят, якоже потерпеша душу мою». Здесь псалмопевец Давид развивает мысль и говорит: что же дальше будут делать те люди? А дальше они будут делать очень злое и противное – они будут искать оправданий своих действий, лишь только потому, что хотят доказать всем, что они действительно очень мудро поступают. Они будут расставлять сети для человека, высматривать, выслушивать за ним, чтобы потом уже в чем-то уловить его и доказать свою правоту. Эти злоумышления тоже исходят от врага рода человеческого, который хочет перед Богом показать свою правоту, показать, насколько он праведно поступает.

«Ни о чесомже отринеши я, гневом люди низведеши». Конечно же, Богу ничего не стоит погубить врага рода человеческого, Бог может это сделать. Поэтому псалмопевец Давид и говорит: «гневом люди низведеши», то есть поборешь людей, уповающих на себя и думающих, что они пребывают в правоте. Псалмопевец Давид знал об этом, понимал, что рано или поздно все изменится: Бог не только милостив, но еще и истинен, а истина Его заключается в правде, которую Господь показывает всему роду человеческому.

«Боже, живот мой возвестих Тебе, положил еси слезы моя пред Тобою, яко и во обетовании Твоем». Действительно, Бог видит слезы людей и неправду, которую совершает человек. И когда против него идут несправедливые обвинения, человек начинает обращаться к Богу, показывать жизнь свою и говорить: «В неправде на меня восстали, Господи, и я сейчас нахожусь в состоянии униженного, обиженного человека, не имеющего никакого утешения в жизни». Но Господь такому человеку сказал: «Я не оставлю человека униженного и обиженного, явлю ему милость». И здесь псалмопевец Давид говорит: «яко и во обетовании Твоем». То есть: «Я положил слезы мои пред Тобою, открыл душу свою». Когда человек находится в порыве покаяния, некоего огорчения, он полностью открывается перед Богом. Господь видит, что по неправде, по клевете, по злому умыслу обижен этот человек, и являет обетование Свое. Обетование Божие именно и заключено в том, что Господь являет милость тому, кто так открывается перед Богом и кто в данную минуту настолько обижен и унижен. Господь не может терпеть слезы неправедно обвиненных людей и являет наказание тем, кто это совершил: их благо, их счастье, как они его воспринимают, то есть их власть и деньги – до поры до времени, а потом Господь всего этого лишит. И правда Божия восторжествует над тем, кто, пользуясь своим высоким положением, не творил милости, и Бог не явит милости с ним по прошествии некоторого времени, ежели этот человек не принесет покаяние и исправление тех дурных дел, которые он сделал по высоте своего положения, по своей гордости и надменности.

«Да возвратятся врази мои вспять, в оньже аще день призову Тя, се познах, яко Бог мой еси Ты». Что значит «да возвратятся врази мои вспять»? Когда человек (да и враг рода человеческого) на высоте своего положения, то он идет впереди, и за ним идет человек или ведут его, униженного, оскорбленного им, гонимого, уже не имеющего собственной воли, но поступающего по обстоятельствам жизни, поскольку кругом его притесняют и гонят. А придет время, «да возвратятся врази мои вспять», то есть побегут назад. Как каждый враг, который видит превосходство сил соперника, обращается в бегство, – так же вспять побегут и враги, причиняющие зло. Это и Навуходоносор со своим войском, как говорит в этом псалме псалмопевец Давид, и Саул, попавший в конце концов в руки Давида, и враг рода человеческого, посрамленный и побежденный Пришествием в этот мир Христа Спасителя. Так и враги наши личные, причиняющие нам немалое зло, обратятся вспять, потому что правда Божия восторжествует. И все они поймут, что за правдою стоит Сам Бог, и за людьми, идущими вслед за Богом, тоже стоит Бог. И все это приходит посредством молитвы, общения человека, находящегося в трудном положении, с Богом.

«О Бозе похвалю глагол, о Господе похвалю слово. На Бога уповах, не убоюся, что сотворит мне человек?» Да, когда мы живем, прославляя имя Божие, исповедуем Бога, когда все наше упование отдано нашему Творцу, когда мы не надеемся на сыны и князи человеческие – в них нет спасения, тогда нам не страшны козни человека, которые он может еще и еще раз воздвигать на нас, причиняя нам постоянную боль, – мы понимаем, что все это будет посрамлено, побеждено, когда с нами Бог. А если с нами Бог, то кто против нас? Так же и враг рода человеческого: что бы он ни думал, как бы ни хотел причинить нам зло, он ничего не сможет нам сделать лишь только потому, что Господь помогает нам.

Бог с нами, и нам не нужно бояться коварства врага рода человеческого и людей, причиняющих нам зло, хотя это и вызывает сильный страх от нашего малодушия и маловерия. Бог не дает нам креста выше сил и гонений и козней врага рода человеческого, которых бы мы не смогли вынести. Но Он дает их, как мы уже не раз говорили, чтобы мы утверждались в истине, в правде, чтобы это делало нас бодрыми, сильными, стойкими против искушений, бывающих в нашей жизни, и в то же время совершенствования в добродетели.

Ничто так, как страдание, не дает человеку терпения, как оставленность – не рождает сильного упования на Бога, как презрение к нам – не рождает в нас любовь, которую мы можем явить всем окружающим нас. Ничто так, как испытания, бывающие у нас, не дает нам возможности понять впадающих в трудные жизненные обстоятельства. И в этом великая милость Божия: Господь дает нам это. Но нам не надо страшиться – нужно всегда призывать Бога. «О Бозе похвалю глагол» – о Господе похвалю слово. То есть всякое слово, что исходит из уст наших, должно быть направлено на прославление имени Божия, и тогда ничего не сотворит мне человек (мы говорили о таких людях – о Навуходоносоре, который приносил вред всему избранному народу, о Сауле, который теснил Давида, и о враге рода человеческого, причиняющем боль и страдание всему человечеству).

«Во мне, Боже, молитвы, яже воздам хвалы Твоея». Действительно, все молитвы – это обращения к Богу, и через них воздается хвала Богу. И смирение и сокрушение Давида становится украшением всякой человеческой молитвы, то есть человеческого обращения к Богу.

«Яко избавил еси душу мою от смерти, очи мои от слез, и нозе мои от поползновения, благоугожду пред Господем во свете живых». Конечно, Господь избавил Давида (и избавляет всякого человека) душу от смерти. Что значит избавил душу мою от смерти? Имеется в виду не просто от физической смерти, а еще и от греха. Когда человек находится в таком трудном обстоянии, он бывает более бдительным и побеждает грех, живущий в нем. «Яко избавил Господь душу мою от смерти» – именно от того греха, очи мои от слез, и нозе мои от поползновения.

«Благоугожду пред Господем во свете живых». Чем будем угождать Господу во свете живых? Конечно, исполнением заповедей Божиих, и будем избегать всякого греха, всякого порока, который рождается в нашем сердце.

Очень утешительный псалом, который дает нам возможность через упование на Господа победить врага как видимого, так и невидимого, стремящегося постоянно выбить нас из ровного состояния, – из того состояния, которое свидетельствует о Царствии Небесном здесь, на земле, и которое приводит нас к благому и вечному наслаждению.

Храни вас всех Господь! И до новых встреч! (Продолжение в следующем номере)

Записала:
Нина Кирсанова

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс