Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №20 (917) → Архимандрит Савва (Мажуко): О бесплодной смоковнице

Архимандрит Савва (Мажуко): О бесплодной смоковнице

№20 (917) / 30 мая ‘17

Свет невечерний

– Дорогие друзья, в Евангелиях от Матфея и от Марка мы с вами встречаем довольно необычную повесть, как Христос совершил чудо, совсем необычное для Него. Чудо, которое вызывает некоторое нарекание у любителей природы, у тех, кто любит деревья, кто переживает горячо за ту природу, которая нас окружает.

За неделю до своего вольного страдания, за день до трагических событий Страстной седмицы Христос входит в Иерусалим, сопровождаемый огромной толпой народа: люди были просто потрясены тем чудом, которое он совершил. Накануне он не просто воскресил умершего Лазаря, которого все прекрасно знали. Знали его семью и то, что этот человек умер по-настоящему и начал разлагаться, уже четыре дня лежал в гробу – и все видели эти признаки разложения. И вот Господь обратил этот процесс вспять, что никогда никто не делал до Него. Потрясение это оставалось среди жителей Иерусалима. И вот Господь с учениками идет к Иерусалиму, и на виду у города стоит смоковница – красивое дерево; и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, Христос сказал: «Да не будет у тебя плодов отныне никогда». И вот один из евангелистов говорит, что дерево тотчас засохло (другой говорит, что ученики обнаружили это на следующий день). В любом случае, Христос погубил дерево, убил фактически живое существо. И для нас это как-то необычно. Разве Господь может такие вещи позволять – уничтожать деревья?

Чтобы понять, что это такое, что это за жест такой был, мы должны внимательнее читать Ветхий Завет. И мы найдем в текстах Ветхого Завета много примеров пророческого действия – то, что сейчас могли бы назвать актуальным действием: когда некоторую мысль иллюстрируют ярким зрительным образом. Христово это чудо, странное и необычное, жестокое по-своему, происходит при виде Иерусалима. Это иллюстрация к фразе, которую Он скажет позже: «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе. Сколько разя хотел собрать чад твоих, как птица собирает птенцов своих, но вы не захотели. Все оставляется вам, дом ваш пуст». Бесплодное дерево, которое стояло на почетном месте на виду Иерусалима, стало образом судьбы избранного народа, ради спасения которого пришел Христос, народа, историю которого Он фактически сотворил, вел его, создал этот народ из ничего, – и эти люди сделали свой выбор, когда кричали у ног Пилата: «Распни, распни Его!». Они распяли своего Господа.

Конечно, здесь мы не в силах и нет у нас никакого права осуждать этих людей, сказавших: «Кровь Его на нас и на детях наших». Не сказать, как бы поступили мы, будь мы на месте избранного народа. Дело не в этом, а в том, что дерево, смоковницу Господь превращает в определенный образ, в миф, в знак, символ, который живет в веках.

То кресло, в котором я сижу. Стол, который перед нами. Эта книга, икона – все это сделано из дерева. Чтобы напечатать библейский текст, мы убили дерево. Чтобы сделать этот стол, мы убили дерево. Однажды никому не известный итальянский мастер по фамилии Страдивари сделал гениальную скрипку – ради этого убили дерево, например, клен или ель. Чтобы произведены были гениальные музыкальные инструменты, произведения искусства – убиваются деревья.

Чтобы распространялось в мире Евангелие, тоже убиваются деревья. Мы так говорим, мы не можем обходиться без дерева, которое окружает нас.

Вот Господь, хотя его и называют Сыном плотника, т.е. человеком, который работал с деревом профессионально, из дерева, из этой смоковницы делает слово – сотворяет некоторый образ, который живет уже более двух тысяч лет. Он вошел в культуру – конечно же, бесплодная смоковница живет в нашем языке. Этот образ понятен всем людям христианской культуры: образ человека или народа, который не выполняет свою миссию, отказывается идти по предписанному, открытому Господом, пути служения, жертвенной любви, пути большого созидательного труда работы над собой. Этот образ остался в веках.

Поэтому мы не вправе укорять Господа, что Он – Творец природы, Даритель жизни – сотворяет такое странное чудо в традиции ветхозаветных пророков, в традиции особого знака творчества той культуры, которая понятна «людям Книги» – христианам, иудеям и мусульманам.

Но дерево это не умерло – из него были сделаны фразы, сделан образ, который настолько пугающе понятен каждому из нас, что мы применяем его к себе, когда задумываемся над своей жизнью, над тем, как мы бежим от ответственности, над тем, как бесцветна порой наша религиозная жизнь, когда мы сводим наше упование христианское к исполнению обрядов, к признанию определенной традиции и какому-то пассивному следованию ей: вот нас подхватила волна, несет, и мы христиане не потому что это нерв нашей жизни, а потому что «так получилось», «так воспитали меня родители» или, может быть, «я встретил нужного человека в нужном месте» или «горе меня привело в Церковь, через страдание я стал христианином».

Но Господь, а вслед за Ним и апостолы, призывают нас пламенеть духом, гореть, переносить плоды, отрабатывать те таланты творческие, преображать те дары Божии, которые нам даны в Церкви и даны в Крещении, и даются в таинстве Евхаристии.

И дары и таланты, которые нам даны от рождения, должны быть употреблены во славу Божию, на радость людям, на радость нашим родителям. Пламенеть духом, приносить плоды – это вот задача каждого христианина, поскольку мир этот наш – самоубивающийся, сходящий с ума: мир, которому невмоготу быть живым. Он требует таких людей, которые бы оживляли его, и ими должны быть мы с вами – христиане, ученики Христовы, которые должны быть живыми деревьями, освежающими воздух этого мира, веселящими людей. Это наша задача, наш урок, мы с вами прочитываем его в этом явленом действии – живой притче о бесплодной смоковнице.

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс