Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №18 (915) → Протоиерей Димитрий Сизоненко: Исцеления в Евангелии и в истории Церкви

Протоиерей Димитрий Сизоненко: Исцеления в Евангелии и в истории Церкви

№18 (915) / 8 мая ‘17

Беседы с батюшкой

Тема нашей передачи – «Исцеления в Евангелии и в истории Церкви». Почему именно эта тема показалась Вам интересной?

– Мне кажется, эта тема – центральная в Евангелии. Само имя Иисус этимологически означает «Господь спасает», а если еще точнее – «Господь исцеляет». «Спасение» и «исцеление» – абсолютные синонимы, поэтому чудеса исцеления, совершаемые Господом, это главное, и эта миссия доверена апостолам, Церкви, и по сей день Церковь совершает молитву об исцелении, а значит, спасении.

В русском языке разница между словами «исцеление» и «спасение» уже значительная. Как можно уменьшить эту пропасть?

– Вероятно, просветительской работой. Например, «лечение» и «исцеление» означает одно и то же или нет? В самом слове «исцеление» заложена мысль, что человек восстанавливается во всей своей целостности, как будто он был поражен недугом, грехом. Исцеление – то, что происходит и на уровне физического тела, и души, и духа. Это действительно полное восстановление человека – это больше, чем лечение как медицинская практика.

Мне кажется, мы стесняемся слова «исцеление», поскольку нам кажется, что это слишком высокая планка. Исцеления происходят не каждый день, и люди не всегда дерзают просить об этом, тем более рассказывать об этом другим. Мы утаиваем эту сторону духовной жизни, которая, однако, является ее неотъемлемой частью.

Мне кажется, слово «спасение» подразумевает человека погибающего, а «исцеление» как будто такого аспекта не подразумевает. Как Вы считаете?

– В Евангелии несколько раз говорится, что Господь пришел спасти и взыскать погибшее, таким образом слово «спасение» сочетается с образом погибшего. В частности, это происходит в истории об исцелении Закхея. Это был человек богатый, начальник мытарей, происходит его покаяние и одновременно исцеление – Закхей был болен сребролюбием. Вопрос не только в том, что Господь простил ему грехи, но поскольку Закхей готов расстаться со всем своим имуществом, мы понимаем, что произошло его освобождение и исцеление его души: он больше не зависим от денег. Чтобы быть в гармонии с собой и миром, ему больше не нужны ни власть, ни деньги.

Вопрос телезрительницы: – У меня было тяжелое душевное заболевание, но я уже 5 лет как не хожу в больницу, а регулярно исповедуюсь, причащаюсь, соборуюсь и чувствую себя хорошо. Можно ли сказать, что произошло исцеление?

– Считать себя исцеленным может только человек, достигший святости. Если вы считаете себя святой, то да... Но это, скорее всего, то, что считается прелестью, иллюзией, заблуждением, поэтому не надо считать себя исцелившейся. Надо продолжать ходить в храм, но быть чутким к состоянию своего духовного здоровья. Есть вопросы, касающиеся духовной жизни, а есть вопросы, связанные с душевной жизнью, и здесь нужна помощь квалифицированного врача: точно так же, когда у вас грипп, надо и принимать лекарства, и молиться. Одно не отменяет важность другого. В случае болезни надо сходить сначала к специалисту, а затем прийти к священнику.

Существует устойчивое словосочетание «поклоняться святыням». Означает ли это, что, находясь у святыни, мы поклоняемся Самому Богу?

– Именно так и нужно понимать. Поклонение мы всегда оказываем истинному Богу. Святыня – некая материальная часть мира или географическая точка, где совершилось Божие действие. Для нас это напоминание, что мы можем воздавать хвалу и поклонение Богу. Святыня не должна стать идолом: идолопоклонство – очень страшный грех и великое заблуждение. Любые чудеса, которые совершаются с нами, – только напоминание и помощь, чтобы мы укрепились в почитании и поклонении истинного Бога.

Часто встречается ситуация, когда душевный или телесный недуг человека очевиден для многих, но сам он не хочет быть исцеленным и, получается, спасенным. Можно как-то повлиять на такого человека?

– Я не очень верю, что на человека можно повлиять. О нем можно молиться или показывать пример, самому стремясь исполнять заповеди Божии. Как говорил преподобный Серафим: «Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи».

В таких ситуациях, когда человек не хочет сам, мне вспоминается арабская поговорка, что можно привести скакуна к источнику воды, но заставить пить невозможно. Так же и если он не жаждет спасения, невозможно заставить его пить из источника воды живой. Но если рядом оказывается сородич, который с жаждой и наслаждением пьет из этого источника, тогда он тоже начнет пить. Поэтому если мы живем полноценной духовной жизнью, я уверен, что и наши ближние будут стремиться к этому.

Мы постоянно молимся о здравии, болеть никто не хочет…

– Здоровье – вечная тема и, может быть, высочайшая ценность. Неслучайно, поздравляя друг друга, люди прежде всего желают друг другу здоровья.

Поэтому все, что связано со здоровьем, становится для Церкви миссией: чтобы через физическое исцеление человек мог понять, что мы нуждаемся в исцелении не только тела, но прежде всего нашей души и нашего духа. Тогда только это исцеление, а все остальное – выздоровление. Если человек становится здоров физически, это здоровье может пошатнуться в любой момент. Восстановить здоровье может любой врач, но исцеление совершается только в Церкви через Духа Святого по молитвам Церкви. Исцеляет только Бог.

Вопрос телезрителя из Санкт-Петербурга: – Существует множество разнообразных молитв, – чем вызвано это разнообразие? Разве недостаточно одной молитвы «Господи, помилуй»?

– Разнообразие вызвано тем, что люди хотят разнообразия. Людям, духовно зрелым и близким к исцелению, достаточно одной молитвы «Господи, помилуй». Это удивительная молитва. Но для большинства приходящих в храм это что-то монотонное и однообразное. Но это самая сильная молитва – ею молился Сам Господь. Начало 50-го псалма «Помилуй мя, Боже» – это и есть «Господи, помилуй». Это самая действенная молитва, однако это не значит, что более длинные молитвы с яркими выражениями менее эффективны.

Исцеление – это спасение, но в Евангелии мы видим много примеров в более распространенном понимании, например: исцеление слепорожденного, хромого. Как это связано со спасением души?

– Все исцеления в Евангелии не просто физические выздоровления. За каждым из них стоит более глубокое откровение.

Исцеление слепорожденного – важное Откровение, что Бог есть Свет и в Нем нет никакой тьмы. Эта тема проходит через все Евангелие от Иоанна. Жизнь вечная – знать Бога, и чудо исцеления слепорожденного – небольшая иллюстрация, чтобы мы могли глубже понять эту тайну. Чтобы произошло полное исцеление, потребовалась вторая встреча, когда бывший слепорожденный исповедовал Иисуса как Сына Божия. В каждом таком исцелении есть то, что глубже и сильнее, чем то, что мы видим на поверхности.

Вопрос телезрителя: – Мой родственник с детства страдает психическим заболеванием, сейчас ему за 40. Если Господь говорит, что без Его ведома волос не упадет с головы человека, то не получается ли, что эта болезнь – крест, данный ему от Бога? Не будет ли стремление исцелиться отказом от этой ноши?

– Когда открывают новые способы лечения, лекарства, разве это не от Господа? Разве это не Он таким образом заботится о нас? Разве врачи и лекарства, как способы облегчить страдания человека, не соответствуют воле Божией?

Думаю, что люди, которые страдают психическими заболеваниями, но отказываются принимать прописанные лекарства по каким-то благочестивым соображениям, все же ошибаются. Думаю, нет Божией воли, чтобы человек страдал, а его ближний, который мог бы облегчить их, отошел в сторону, сказав: раз тебе это выпало, страдай дальше. Я уверен, все, что способствует выздоровлению человека, облегчению его физической и душевной боли, но при этом не наносит вреда его душе, духу и телу, – от Бога.

Но ведь страдания человека имеют смысл и приносят пользу? Значит ли, что люди исцеляются через страдания?

– Эта тема болезненна, и я не хотел бы стать одним из друзей Иова Многострадального, которые, видя страдания другого человека, начинают философствовать и даже говорят какие-то правильные вещи. Господь действует совершенно иначе: Он Сам стал таким Иовом, принял крестные муки и до конца разделил боль любого из нас, кто страдает.

Поэтому не хотелось бы философствовать на эту тему, но можно сказать, что страдание – признак того, что происходит какое-то внутреннее исцеление, Господь трудится над тобой. Как боль свидетельствует, что организм борется с болезнью, так и исцеление сопровождается болевыми ощущениями. Поэтому к страданию надо относиться с большим уважением и состраданием, как поступил бы на вашем месте Сам Господь.

Звонок телезрителя из г. Буденновска: – К Православию я пришел, попав в реабилитационный центр в Ставрополе для лечения от наркомании. Выйдя из центра и вернувшись домой, занялся лечением многочисленных болезней – последствий наркомании. Месяц назад я причастился. Так вышло, что сдавал кровь до Причастия, и были обнаружены гепатиты и прочие болезни, но через два дня после Причастия в крови ничего не было обнаружено. Врачи говорят, что этого не может быть, надо пересдавать… Сам я не принимал никаких лекарств, не лечился, только причастился.

– Это очень правдивая история, подобные рассказы я слышу часто, потому что через Евхаристию, через Причащение Святых Христовых Таин мы получаем силу, откровение, что «Господь, приведший все из небытия в бытие», тем более может побороть любой вирус, исправить телесный недуг.

Такое чудесное телесное исцеление налагает ответственность на исцеленного человека?

– Об этом сказано в Евангелии, в рассказе об исцелении расслабленного в купальне Вифезда. Когда Господь встречает его после исцеления в храме, Он говорит ему: иди и не греши больше.

Это некий знак, который говорит, что тебе дано сокровище, которое надо не только сохранить и преумножить. Ты можешь свидетельствовать о делах, которые сотворил тебе Господь, но главное – не возвращаться к той погибели, из которой тебя вытянул Господь.

Вопрос телезрительницы из Калужской области: – 25 лет тому назад со мной совершилось чудо телесного исцеления, и мне был сон, где явился Бог и ангелы, сказав: несите ее к живой воде. До этого я была неверующей, не ходила в храм, но полностью поправилась и пришла к вере, к храму. Как к этому относиться?

– Думаю, что это случай, о котором мы уже говорили: исцеление расслабленного у купальни Вифезда, ведь он сам Господа не просил. В Евангелии есть не один случай исцеления, когда люди не просят, Господь лишь проходит рядом, и они исцеляются.

Это откровение, что Бог видит нашу боль и приходит спасти нас, даже когда мы этого не просим. Если Господь вошел в вашу жизнь еще до того, как вы стали верующей, можно расценивать это, как призвание вас к вере, чтобы помогали другим людям, но самое главное – старались не грешить и жить в этом Божественном сиянии.

Возможно ли настоящее исцеление без личной встречи со Христом, без прикосновения к Нему?

– Это очень длинный разговор. Конечно, без встречи со Христом исцеление невозможно. Другой вопрос, как эта встреча происходит. Она может произойти через встречу с другими христианами. Есть удивительные истории личной встречи со Христом, когда христиане поступили с тобой так, как поступил бы Сам Христос, и это была встреча с Самим Богом. Такая встреча приводит к покаянию и преображению человека.

Личная встреча со Христом может произойти в Церкви, может в молитве. Самое действенное – это, конечно, участие в таинствах Церкви, в Евхаристии, и сегодня мы слышали свидетельство.

Как быть с жаждой чудес, которая всегда живет в человеке? Недавно я услышал такое выражение современной проблемы Церкви: Церкви навязывают роль «решения проблем». Как Вы считаете?

– Церковь для того и существует в мире. Господь вознесся на Небо, но остался здесь на земле, и Его Телом, Его плотью стала Церковь. Она – для того, чтобы спасать и исцелять этот мир, исправлять то, что было искажено грехом.

Церковь – для решения проблем: важно, чтобы проблема была поставлена правильно, чтобы Церковь ее слышала и давала адекватные ответы. Но это лишь малая вершина айсберга, в глубине – Сам Христос: Церковь должна нести в мир Христа, и тогда все проблемы будут открываться в правильном свете, и мы будем знать, как их решить.

Вопрос состоял еще в проблеме перекладывания ответственности на священника, на святых, на Бога, когда человек ждет, чтобы его проблемы решились автоматически.

– Как священник, я счастлив, когда люди приходят ко мне с какими-то проблемами. На Исповеди ты видишь, как действует сила Божия. Если человек приходит искренне со своей болью и проблемой, не зная, как поступить, на самом деле, ты слышишь ответ, который уже есть в глубине его сердца. Если человек искренен, и мы вместе пребываем в молитве, этот ответ озвучивается сам собой.

Церковь – для того, чтобы люди и могли поделиться своими проблемами, и обрести правильное решение своих вопросов.

Расшифровка:
Юлия Подзолова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс