Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №30 (879) → Игумен Флавиан (Матвеев): Почитание Святой Царской Семьи

Игумен Флавиан (Матвеев): Почитание Святой Царской Семьи

№30 (879) / 9 августа ‘16

Беседы с батюшкой

Отец Флавиан, совсем недавно мы встретили день памяти Святых Царственных Страстотерпцев. Но для Екатеринбурга, где убили Царскую Семью и их верных слуг, это не один день или ночь, это целый период, называемый Царские дни. И поэтому я еще раз предлагаю поговорить о подвиге Святой Царской Семьи, с чего начинались их почитание, канонизация, о подвиге их верных слуг и причислении их к лику святых.

Первый вопрос. Уже более 20 лет Вы в священном сане и были свидетелем тех событий, когда не было еще Храма-на-Крови, Царская Семья еще не была прославлена в лике святых. Как начиналось почитание Царской Семьи?

– Это началось, когда я еще был мирянином. Тогда стали появляться как в светской прессе, так и в церковной материалы, которые были в Советском Союзе под запретом. Были опубликованы и первые свидетельства, что же на самом деле произошло с Царской Семьей, со всем шокирующими подробностями, которых большинство до тех пор не знало. И вот совсем недавно, а именно 17 июля, в день церковного поминовения, церковной памяти Святых Царственных Страстотерпцев был 40-й день приснопамятного архиепископа Мелхиседека (Лебедева), который управлял нашей Свердловской, а затем и Екатеринбургской епархией в течение многих лет, и как раз с его личностью было связано начало почитания Святой Царской Семьи. Глубоко символично, и я прямо исполнился священного трепета, когда осознал, что именно 40-й день по смерти Владыки Мелхиседека, по его отшествии ко Господу, выпадает как раз на день памяти Царственных Страстотерпцев. Конечно же, это не случайно, это награда, на мой взгляд, почившему архипастырю, который и меня рукополагал в священный сан, за его преданность тому, что последний Император и члены его Семьи должны быть причислены к лику святых. Он это убеждение тихо, спокойно, ненавязчиво нес и вел очень большую проповедническую работу, в том числе служение, которое стало называться потом миссионерским.

Мне никогда не забыть (я был еще мирянином), когда он созвал пресс-конференцию по поводу всех обстоятельств, связанных с гибелью Царской Семьи, с местом их гибели, с предполагаемыми планами построения там храма и т.д., и спокойно на протяжении долгого времени разъяснял, объяснял, говорил буквально как дедушка с неразумными внуками. Вот на тот момент действительно это было миссионерство и просвещение народа: тогда у многих были разрозненные представления о жизни последнего Императора, они не складывались в единую картинку, не связывались с оценкой их внутренней жизни. И именно это служение Владыки Мелхиседека, когда он и в беседах со светскими лицами, и на пресс-конференциях, и в своих проповедях говорил и разъяснял, что значит для нас подвиг Царской Семьи.

Он собирал все сведения, касающиеся почитания Святой Царской Семьи: как приходили люди с записочками, молитвенными обращениями к Царю Николаю, которого в те времена верующие люди уже считали святым, как люди пели около тех окон, где, предположительно, был подвал, в котором Царская Семья была расстреляна, как в начале 90-х годов на месте убиения Царственных Страстотерпцев был поставлен вначале крест, потом икона (первый крест с большим скандалом был поставлен еще в конце 80-х годов).

И вот обо всем этом Владыка Мелхиседек говорил, и именно с его именем связан крестный ход, который он начал, – от места убиения до места уничтожения тел Святых Царственных Страстотерпцев. Сейчас этот ход от Храма-на-Крови до Ганиной Ямы, до монастыря, а тогда это был ход от одного креста до другого. И Владыка Мелхиседек участвовал в одном из первых таких ходов, была ужасная непогода и дороги как таковой там не было. Я был еще мирянином, алтарником храма Вознесения Господня, и Владыка Мелхиседек по этой грязи, по этой распутице, в дождь шел по этой дороге. Ему советовали, что по лесу будет чище идти, а он говорил: «Ну, что ж, как идем, так идем». И, несмотря на все трудности, крестный ход был завершен. А сейчас в какую прекрасную традицию выросло!

Я знаю, что к вопросу канонизации Царской Семьи в то время относились неоднозначно. Насколько мне помнится, сначала Царская Семья была причислена к лику святых как местночтимая Екатеринбургской епархии, тоже при Владыке Мелхиседеке.

– Скажем так, официального провозглашения не было, но поскольку архипастырь относился к Царю Николаю и его Семье как ко святым людям, то это почитание естественным образом передавалось и в среду простого верующего народа: если архипастырь так верует и так относится к Царской Семье, то, конечно, любой православный христианин может относиться точно так же.

Каково тогда было Ваше личное отношение к убиенной Царской Семье? Изменилось ли оно спустя года?

– Я тогда был совсем молодым человеком и был, конечно, под большим впечатлением того, что все эти обстоятельства были скрыты от народа и потом вдруг опубликованы с такими подробностями. Особенно когда стали публиковать материалы следователя Соколова, который по горячим следам расследовал убиение Царской Семьи. И, конечно, я находился изначально под большим впечатлением от того, насколько жестокой и циничной была расправа, в которой не было никакой, скажем так, нужды хоть с политической точки зрения, хоть с человеческой, хоть с какой – не было нужды убивать последнего Российского Императора, тем более, что он сам отрекся от престола.

И это родило первый протест в душе, который затем оказался просвещен тихой, лучезарной, вдумчивой позицией Владыки Мелхиседека. И, вдохновленный личным примером и его проповедью, я считал Царя Николая и членов его Семьи святыми и очень ждал его прославления буквально перед каждым Архиерейским Собором. А когда уже прославление совершилось, это был праздник.

Порой приходится слышать от людей, которые не понимают, почему Император Николай II причислен к лику святых, речи о неоднозначности этой исторической фигуры. И, может быть, говоря о подвиге Царской Семьи, о подвиге Царя Страстотерпца, стоит рассказать, что это за лик – страстотерпцы.

– Да, лик страстотерпцев – это очень немногочисленный лик святых. Самые первые русские князья Борис и Глеб причислены к лику святых как страстотерпцы, и причислены именно потому, что они отказались бороться за власть, используя оружие, и претерпели смерть от своего брата именно потому, что хотели оставаться христианами. То есть воевать с братом за власть – это не путь христианина. Так рассуждали братья Борис и Глеб и пали от родственного меча.

Император Николай II правил Россией, мощнейшей и крупнейшей империей в мире, долгие годы, и за годы его правления было много моментов как светлых, так и не очень. В них пусть разбираются историки, правоведы, социологи, антропологи и так далее, а для нас важно, что Царь Николай II и члены его Семьи прославлены именно как Страстотерпцы: если бы вся жизнь Царя была святой и праведной, то он был бы прославлен как благоверный царь, но этого нет. Так или иначе, святы именно последние моменты жизни Царя Николая.

В акте о канонизации Архиерейского юбилейного Собора 2000 года как раз и говорится, что есть два момента, указывающих на святость последнего Российского Императора. Во-первых, он добровольно отрекся от престола и этим предотвратил кровопролитие, то есть отказался от своей самодержавной власти, чтобы страна не утонула в крови. И, надо сказать, это его чаяние осуществилось, и после его отречения от престола никакого значимого кровопролития не происходило. Кровопролитие возобновилось через полгода и уже по совершенно другим поводам, напрямую не связанным с Императором, который к тому времени уже долгое время был под арестом. Это действительно промыслительный момент – добровольное отречение от власти, чтобы стране было хорошо, ради того, чтобы люди не ринулись убивать друг друга, раздираемые противоречиями относительно персоны Государя Императора.

И второй момент – свидетельства людей, которые общались с Царем и с членами Царской Семьи. Свидетельства очевидцев и письма – в основном, дочерей Государя. В одном из этих писем содержится пронзительное увещание, которое передается от имени самого Царя, что отец просил не мстить за него, отец всех простил и просил сказать, что много зла сейчас творится в мире, и не зло победит, а только любовь.

Человек правил огромной империей – и тут вдруг подданные ведут себя так, что надо отречься от престола. И потом подданные тебя арестовывают, истязают, терзают какими-то подозрениями и так далее, держат под арестом, возят с места на место. Это ужасная судьба! Но в таких тяжелейших условиях сохранить христианское миролюбие, христианское незлобие, любовь ко всем, в том числе, и к своим учителям, как говорится в одном поэтическом произведении: Царь и его Семья могли «молиться кротко за врагов» – очень точно выражено внутреннее состояние этих людей. И, конечно, это состояние не может быть ничем другим, как святостью. Ведь любой не святой человек имел бы очень много шансов пребывать в совершенно противоположном состоянии – мизантропии, озлобленности, гневе, ненависти...

Еще вот что… На Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в феврале этого года к лику святых причислен и врач Царской Семьи, который тоже был убит в ночь на 17 июля, – Евгений Сергеевич Боткин. Так что в этом году 17 июля мы молились ему как святому и его икону несли царским ходом. Расскажите о канонизации Евгения Сергеевича Боткина и остальных Царских слуг.

– Святого врача, по крайней мере, у нас в монастыре прихожане очень почитают: с тех пор, как его прославили, не могу вспомнить воскресенья, когда бы он не был записан в числе святых, которому заказаны молебны. Так что почитание могу лично засвидетельствовать.

Вообще, в канонизации Царственных Страстотерпцев (она была совершена в 2000 году) для Царских слуг было, так сказать, прописано особое место в почитании, эти люди были искренне христиански настроены. Конечно, можно рассуждать, предполагали они или не предполагали, что их жизнь закончится смертью именно рядом и вместе с Царственными Страстотерпцами, но и ради них, скажем так, ради их верности Царю и его Семье – это уже другой вопрос. Но, так или иначе, это были люди, верность которых христианскому умонастроению не подлежала никакому сомнению. И для воздания почести их христианских доблестям было обозначено свое место определением Архиерейского Собора. Было обозначено, что Царские слуги показали высокую степень преданности христианского настроя и для них будет достаточно, чтобы о них было упомянуто в житии Святой Царской Семьи.

Но со временем исторические исследования продвинулись вперед. Мы о каждом из этих людей стали узнавать что-то новое, и до сих пор эти сведения собираются. Уже после канонизации в Русской Православной Церкви состоялось воссоединение с Зарубежной Православной Церковью. А там Царственные Страстотерпцы были причислены к лику святых вместе со слугами. И возникла своего рода коллизия, что нужно объединить две точки зрения – у них Царственные Страстотерпцы прославлены вместе со слугами, а у нас слугам уделено место в житии...

Сейчас начался процесс канонизации, по крайней мере, есть уже много свидетельств не только об уже прославленном в рамках Русской Православной Церкви докторе Боткине, но и о других Царских слугах. Материалы собираются. Святость не может всегда скрываться, она выходит на поверхность. Так или иначе, святой доктор уже прославлен и большое имеется почитание. Простой церковный народ принял это близко к сердцу. Слава Богу!

Спасибо за ответ. И еще одна тема для разговора о Царской Семье – это останки. И вообще, есть ли останки? По инициативе Русской Православной Церкви возобновлено исследование останков, найденных под Екатеринбургом в 1990-х и затем в 2007 году в местечке Поросенков Лог, неподалеку от Екатеринбурга. Принадлежность останков приписывается Царской Семье, но это не признается Церковью. Многих участников крестного хода смущает табличка «Мемориал Романовых». Это табличка, указывающая на местечко Поросенков Лог, которое находится по пути следования крестного хода к урочищу Ганина Яма.

– Официальная позиция Русской Православной Церкви не утверждает и не опровергает – она выражает сомнение, что это могли быть останки Царской Семьи. Выводы историков на настоящий момент очень сильно разнятся. Некоторые говорят, что записка Юровского, которая наводит на Поросенков Лог, – подделка. Другие говорят, что те останки, которые нашли в Поросенковом Логу, это совершенно другие люди, но их ровно столько же, сколько и членов Царской Семьи, чтобы скрыть зверскую расправу уже над останками, попытка всех запутать. О мотивах этих людей мы можем только предполагать. А другая точка зрения заключалась в том, что следователь Соколов был прав и останки в Поросенковом Логу – не царские. Другие историки верят, что записка Юровского – это подлинный документ, и то, что сделал следователь Соколов, не достойно внимания.

Скажем так, никакого другого следствия на тот момент не было вовсе, поэтому с чем связано такое упование некоторых историков на записку Юровского, непонятно. Так что Церковь выражает сомнение.

Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс