Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №30 (879) → Иерей Иоанн Никулин: Успенский пост (14–27 августа)

Иерей Иоанн Никулин: Успенский пост (14–27 августа)

№30 (879) / 9 августа ‘16

Беседы с батюшкой

Тема нашей передачи – Успенский пост. Отец Иоанн, что такое пост, для чего он нужен, когда появились посты?

– В жизни христианина посты, можно сказать, круглый год – Великий пост, Петров, Успенский, Рождественский, каждые среда и пятница, однодневные посты. Возникает вопрос: зачем так много?

Пост – очень важное делание для христианина, и в нем первостепенное значение имеет не диета, ограничение в пище, а, скорее, тренировка. Как говорит апостол Павел, все бегут, чтобы получить награду, и каждый спортсмен, чтобы иметь возможность для бега, должен тренироваться. Для христианина такая тренировка необходима.

Человек, как мы знаем, состоит из тела и бессмертной души, и эти части тесно связаны между собой. Пост – это делание как бессмертной души, так и нашего физического тела. В пост мы больше молимся, больше читаем Евангелие, святых отцов и соблюдаем пост физический, ограничивая себя в пище и в разных развлечениях.

Но пост – вещь индивидуальная. Для каждого человека мера поста своя, и она определяется внутренним духовным состоянием человека и наличием его определенного духовного подвига.

Потому что в жизни христианина для совершенствования необходимо заставлять себя что-то делать. Пост помогает нам заставлять себя молиться, настраивать на молитву: мы тренируем свою христианскую волю, и эта тренировка необходима.

Один знакомый священник рассказывал мне про алкоголика, который пил круглый год, но в Великий пост, начиная с Чистого понедельника и до Пасхи, не брал в рот ни грамма. И это для него был действительно подвиг, ведь для алкоголика не принимать алкоголя целых сорок дней – это настоящий подвиг. Поэтому, когда я ограничиваю себя в соответствии с Уставом Церкви, это требует от меня меньших жертв, чем от него. Каждый человек должен внутри себя выбрать – ограничивать себя или жить по-прежнему, лишь меняя набор блюд.

Пост необходим христианину. Без поста мы бы духовно расслаблялись и постоянно деградировали, а пост нас собирает. Вместе с тем, в посту тоже надо иметь приоритеты. Великий пост – главный пост в году, а остальные, по сути, подражания ему. Поэтому для тех, кто не соблюдает постов, начинать надо, прежде всего, с Великого поста.

Приоритеты должны существовать и в посте: очень часто мы делаем второстепенное и совершенно не делаем главное. Порой люди соблюдают посты, но не приходят в церковь и не причащаются, либо приходят в церковь, но не считают нужным причаститься даже раз в году. Это, мне кажется, неправильно, потому что пост – лишь средство для христианского движения к Богу, постепенного восхождения от силы в силу, а не конечный результат, иначе христианин останавливается, перестает развиваться внутри себя.

Батюшка, Вы упомянули о четырех постах, кроме того, среда и пятница – не много ли для человека ограничений, духовных подвигов?

– С одной стороны, много, но с другой – для человека, воспитанного в этой традиции, воцерковленного христианина, и этого оказывается мало. Очень часто ко мне подходят прихожане и говорят: «Страшно виновата, батюшка, капельку маслица скушала».

Наши прихожане порой так часто постятся, что я даже удивляюсь этому. Но у каждого своя мера, и здесь нет универсальных правил. Главное – постепенно входить в делание поста, чтобы каждый раз был какой-то подвиг. Чтобы в каждый новый пост было какое-то усилие и работа над собой, а не просто соблюдение диеты, которой придается исключительное значение. К сожалению, фарисейство в нашей жизни тоже присутствует.

Что значит строгий или не строгий пост? Об Успенском посте говорят, что он такой же строгий, как и Великий.

– Есть еще понятие литургического поста, то есть пост богослужебный. Каждый пост предполагает наличие определенных богослужений. Например, в Великом посту практически оставляется служение Божественной литургии в будни, служится только Литургия Преждеосвященных Даров в среду и пятницу, в остальные дни она не совершается: Божественная литургия несовместима с Великим постом.

Пост для монахов – это часто полное невкушение пищи, ведь устав наших постов формировался в монастырях. Хотя и говорят, что Успенский пост такой же строгий, как Великий, это не совсем корректно. В некотором смысле Великий пост вне конкуренции, потому что там мы готовим себя к встрече с Воскресшим Христом, к встрече Пасхи, а Пасха – это Праздник праздников и центр всего христианского богослужебного года.

Успенский пост можно назвать строгим относительно других постов. Это связано не только с тем, что он – единственный богородичный пост, но и с тем, что он довольно короткий – всего две недели. Две недели поститься чуть строже гораздо легче, чем в посту Рождественском, который длиннее, но менее строгий с точки зрения Устава.

Любой пост – наше духовное делание, и сравнивать их «строгость» не совсем правильно, поскольку мы все равно должны замечать за собой внутреннюю работу. Нам чего-то хочется, но мы себя ограничиваем, и чем чаще мы себя ограничиваем, особенно в том, в чем нет необходимости для жизни, тем легче христианину идти за Христом – делать добрые дела, молиться и так далее. Это делание, по сути, должно быть ежедневно, но, чтобы лук не сломался, существуют время поста и время, когда его нет.

Вопросы телезрительницы из Великого Новгорода: «Через несколько дней мы уезжаем на отдых, стоит ли нам поститься три ближайших дня и причаститься в воскресенье? Второй вопрос связан с тем, что в Великий пост я постилась и три раза причащалась, и все три раза после Причастия болела. Поэтому я даже боюсь теперь причащаться, и не знаю, что делать».

– Такой вопрос лучше решать со священником: для каждого человека у священника найдется свой ответ, и универсального ответа здесь нет. Как мы знаем, обычно в путешествии допускаются некоторые послабления в посту, связанные не с тем, что нам тяжело и мы трудимся, хотя раньше путешествие было тяжелым трудом, и человеку требовалось поддерживать себя.

Сейчас в путешествии мы встречаемся с другой проблемой – часто нет возможности выбрать между постным и не постным. В этой ситуации нужно слушать свою совесть и размышлять, правильно ли я поступаю. Вы не должны придумывать себе оправданий, если есть возможность выбора. Если пост нарушен, лучше сказать об этом священнику на Исповеди, но если вы делаете это от необходимости, думаю, большого греха в этом нет. Если вкусил мяса или молока, это не означает, что ты тут же стал нечистым и нужно бежать на Исповедь. Но если мы это делаем намеренно, для угождения себе – это, конечно, грех.

Причаститься, конечно, стоит: и болеем мы чаще всего из-за того, что не только грешим, но и, к сожалению, довольно редко причащаемся.

Подобный вопрос поступил к нам и от телезрительницы из Волгоградской области: она часто болеет, поэтому посты не соблюдает, и спрашивает, не потому ли она и болеет, что не соблюдает посты? Может ли здесь быть прямая связь?

– Почему болеет человек, и для чего ему посылаются эти скорби, известно только Богу. Но если Господь посылает их, наверное, человеку стоит задуматься над своей жизнью, над тем, для чего он живет, что его ожидает в будущем. Если человек задумается об этом, если он искренне верует в Бога, конечно, нехорошо, если у него есть возможность соблюдать посты, а он не соблюдает их. Мы знаем, что есть люди больные, которые освобождаются от физического поста. У людей могут быть болезни, когда им необходимо вкушать молочное. Таким людям надо помнить, что пост не ограничивается тем, чтобы не вкушать чего-то: ограничивать себя можно тем, чтобы, скажем, не смотреть телевизор.

Знаю одного священника, к которому пришла одна бабушка и сказала, что врач рекомендовал ей есть мясо. И священник сказал: хорошо, но отваривай его без соли и употребляй как лекарство. Естественно, это не очень вкусно, и есть его приходится через силу – действительно, как мы принимаем лекарство. Понятно, не надо придумывать способы специально делать невкусно, но надо учитывать такой момент, чтобы не было услаждения: если прописали молочное, едим кефир без сахара, а не вкусный йогурт.

Что дает пост современному человеку, жизнь которого интересна, полна различных возможностей? Неужели в посте есть что-то, чего нет в нашей повседневной жизни?

– Здесь можно говорить о многом, даже если говорить лишь о физическом посте, об ограничении себя в пище. Вообще, в каком-то смысле это уникальная вещь: человек оказывается в ситуации, когда у него все есть. Я еще помню то время, когда банан был такой редкостью, что его делили на четыре части, когда он появлялся в доме. Наша жизнь настолько изменилась за последние 20 лет, что многие вещи, раньше бывшие почти недоступными, теперь стали доступны почти все. Так или иначе, почти все сейчас едят досыта. Тех, кто недоедает, наверное, не так уж много в России.

Для человека, живущего в ситуации, когда у него все есть, пост полезен: он еще и научает человека ценить то, что у него есть. У нас есть вкусовое изо-билие, и нам нужно все новое и новое, – а пост заставляет человека многое переосмысливать и напоминает христианину, что он не должен идти за своими страстями, но должен научиться управлять ими и обуздывать.

Что может подтолкнуть молодого человека, который что-то знает о молитве, хочет ходить в храм, с почтением относится к священнослужителям, но никак не может понять, зачем необходим пост?

– Я уже начал говорить о двусоставности человека, но существуют разные понятия человеческой природы – дихотомия и трихотомия, то есть дух, душа, тело. Человеческую природу можно сравнить с переливающимися сосудами, которые связаны между собой. Если в одном сосуде мы будем давление повышать, а в двух других нет, то жидкость, которая находится в них, выльется наружу. Если будем повышать давление в них, но не будем повышать его в третьем, опять-таки эффекта повышения давления не произойдет. Чтобы давление повысить, надо повышать его одновременно и равномерно в трех сосудах.

Так и в жизни христианина: физический пост помогает человеку внутренне собраться для душевного и духовного поста. Без поста очень трудно молиться. Даже физически утром трудно встать, если вечером много съесть. Если ты ограничил себя и не съел даже то, что можешь съесть, это уже помогает в молитве. Пост в каком-то смысле восстанавливает первоначальную иерархию духа, души и тела, когда дух управляет телом, а не тело духом.

Все мы призваны восстановить в себе то подобие, которым наделил человека Бог, все стремимся стать тем Адамом, которого сотворил Бог в раю. Адам пал, но Христос пришел, чтобы все вернуть. Христа часто называют именно Вторым Адамом, Человеком с большой буквы. И мы стремимся восстановить эту иерархию. Без ее восстановления христианину будет невозможно.

Великим подвижникам удалось настолько восстановить в себе эту иерархию, что их тело требовало минимума, а их возможности были гораздо больше.

Успенский пост заканчивается праздником Успения. До V века этот день не отмечался как церковный праздник. Почему?

– Церковные праздники складывались постепенно. Даже Великий пост не был сразу сорокадневным. Это связано с тем, что церковная традиция развивалась постепенно. Некоторые праздники появились относительно недавно: праздники нужны прежде всего нам, чтобы мы восходили от силы в силу, находили себе повод посвятить этот день Богу.

Думаю, что традиция празднования Успения к V веку стала повсеместной, но возникла гораздо раньше и, скорее всего, существовала поместно. Связано это с тем, что в этот период происходит значительное развитие христианского богослужения и, в частности, календарного круга. Появляются и многие другие праздники, они получают широкое распространение, им пишутся службы.

Не надо думать, что Пресвятую Деву не почитали до этого – конечно, почитали, просто были другие формы почитания (как Великий пост первоначально начинался с трех дней поста, но эти три дня люди совсем не вкушали пищу, затем он увеличился до недели и далее, происходило развитие).

Провокационный вопрос, который я все же осмелюсь Вам задать: почему иерархи Церкви выглядят так, будто они не соблюдают посты?

– Я не знаю, какие иерархи выглядят так, будто они не соблюдают посты, а какие выглядят, будто они соблюдают посты, но, например, один мой друг, который недавно стал батюшкой, за три месяца своего священнического служения сбросил 12 килограммов.

Все батюшки разные, я знаю многих, кто полные из-за состояния своего здоровья. Понятно, что и среди священников не все люди идеальны, священники – такие же люди, которые живут на земле, и кто-то из них тоже любит покушать. Однако, думаю, что у большинства из них причина полноты – именно болезни.

Батюшка, что дают посты лично Вам?

– Священнику обычно тяжело в посту, поскольку наши прихожане, к сожалению, живут так, словно целый год ничего не надо делать и только в посту прийти исповедоваться и причаститься. Особенно в Великий пост бывает очень много исповедников и причастников, поэтому священнику приходится много времени быть в храме, и физическая нагрузка очень большая. Пост для священника – это пост вдвойне: ему приходится поститься не только, как всякому христианину, но возрастает нагрузка в богослужебной жизни.

Пост – это всегда повод собраться и что-то сделать. Например, взяться за перечитывание какой-то книги и вообще уделять больше внимания своей внутренней жизни, в частности, чтению Священного Писания. Такое стремление всегда есть. Пост стал переживаться по-новому, когда появилась семья. В семинарии всегда готовилась постная пища, поэтому не приходилось задумываться. Теперь, поскольку дома есть маленький ребенок, который, естественно, не постится, дома есть непостная пища, приходится бывать в гостях, где не всегда есть постная пища, так что часто приходится выбирать, заставлять себя поститься, что тоже идет на пользу.

Большое спасибо за ответы, батюшка. Прошу Вас в завершение дать нашим телезрителям несколько наставлений на предстоящий пост.

– Желаю всем провести пост хотя бы с маленьким-маленьким усилием, хотя бы с маленьким-маленьким для себя достижением. Это достижение должно быть не только в физическом посте, но и в том, чтобы посмотреть внимательно на свою духовную жизнь, постараться в пост сдержать где-то свой гнев, где-то свое раздражение, свои обиды, чтобы наш физический пост принес пользу. Конечно, надо уделять внимание чтению Евангелия, апостольских посланий и Деяний, какой-то святоотеческой литературы, пусть не сложной, но чтобы это было. Храни всех вас Господь.

Расшифровка:
Юлия Подзолова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс