Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №29 (878) → Протоиерей Алексий Лебедев: Отношение к болезни

Протоиерей Алексий Лебедев: Отношение к болезни

№29 (878) / 2 августа ‘16

Беседы с батюшкой

Отец Алексий, я знаю, что помимо непростых послушаний, связанных с окормлением людей, которые столкнулись с болезнью, Вы еще долгое время были врачом в первом хосписе в Лахте и поэтому, конечно, знаете, что такое тяжелобольные люди, тяжелая болезнь: Вы их видели, с ними общались. Давайте поговорим сегодня, как принять человеку болезнь: он о ней узнает, обращается в больницу с какой-то жалобой – и узнает о таком диагнозе, который, может быть, и неизлечим, как здесь быть и начинать жить с таким диагнозом?

– На самом деле, вопрос не так прост, как кажется на первый взгляд. Действительно, когда человек узнает о серьезном, а порой даже неизлечимом смертельном заболевании, то принять, осознать и – самое главное – понять смысл происходящих событий бывает сразу очень тяжело.

Я оговорюсь: это очень тяжело в первую очередь для человека, может быть, даже не церковного. Работая в хосписе, я действительно встречался в своем врачебном опыте со многими случаями, когда принятие диагноза пациенты переживали очень тяжело (думаю, и телезрители многие слышали, что есть несколько стадий принятия диагноза, особенного неизлечимого, онкологического диагноза; одна из них – это агрессия, отрицание. И только потом уже, миновав все ступени, человек приходит к принятию заболевания. И поэтому, конечно, первой реакцией очень часто бывает непринятие диагноза, отказ от принятия этой данности. А потом, уже через определенный период, человек начинает сознавать, что с ним происходит). И у того, кто не имеет перед собой, скажем так, смысла в жизни и тем более – смысла смерти, действительно рушится смысл жизни. Все, что его окружает, становится бессмысленным в свете того, что он скоро все потеряет. Для человека же верующего шаг в вечность оказывается только началом.

Очень часто люди раздражаются, относятся негативно и к окружающим. Будучи врачом хосписа, я встречал пациентов, которые просто не пускали к себе с элементарным вопросом «как вы себя чувствуете?», «что вас беспокоит?»; приходилось как-то заходить в палату, находить подход к такому пациенту... Есть такой случай в моей практике: женщина, с которой мы очень долго находили общий язык; я просто отрешенно разговаривал с ней о жизни, о ее прошлом, о семье, о ее профессии – какие-то находили точки соприкосновения, и в итоге мы с ней стали друзьями. И она умерла, но уже умиротворенно, хотя не обретя в сердце глубокую веру.

И я встречал людей, которые уходили в жутких муках: будучи пастырем, я причащал, исповедовал – и бывало, что пациенты, живущие в злобе, осуждении, не имея никакого покаяния, умирали ужасно… Как говорят, смерть грешника люта… Я был свидетелем одной такой смерти. Человек просто бился в конвульсиях, мы располагали большим спектром препаратов и могли купировать любой симптом, но здесь было что-то непонятное. Женщина билась в конвульсиях, кричала, требовала, чтобы ее отпустили и не подходили к ней, хотя вокруг никого не было, кроме меня и медсестры. На это было страшно смотреть. Я просто знаю, что ее сердце было преисполнено злостью к окружающим людям: у нее была неприязнь к родителям, к знакомым (я просто, как пастырь, это знаю), и ее смерть была очень страшна. В другое время поступает к нам пациент, монах, и очень откровенно спрашивает, сколько ему осталось. По опыту я уже могу определять, на какой стадии находится заболевание, – я сказал, что, к сожалению, процесс прогрессирует, надо готовиться. Он в этот же вечер вызвал своих дочерей (он ушел из мира уже в зрелом возрасте, у него были взрослые дочери), и он мирно отошел ко Господу. Вот что значит христианское принятие болезни.

Конечно же, надо думать не сколько как пациент принимает диагноз, а как к нему относятся родственники – действительно, это испытание, это крестоношение не только самого больного, но и всех родных близких.

Это тоже особая тема для разговора. Родственники очень часто, и не поневоле, обязаны помогать больному, страждущему принять диагноз, помочь ему нести этот крест болезни… Когда больные в минуты отчаяния и уныния спрашивают: «За что мне это?», я всегда говорю, что надо думать не «за что», а «для чего» мне это Господь дает. Для того, что Господь печется о спасении каждого человека, и порой, через эти печальные события в жизни, какие-то горести, невзгоды, несчастья, даже неизлечимую болезнь, Господь нас приводит к вере, к покаянию. А через болезнь больных к вере и покаянию приходят и их родственники.

Да, когда неверующий человек слышит диагноз, происходят у него свои какие-то реакции, и, например, если верующие родственники обращаются к нему со словами «наконец тебе пришло время обратиться», часто происходит обвинение Бога во всем, что произошло с этим человеком. Как быть верующим родственникам? Как себя вести?

– Здесь, честно говоря, бесполезно что-то делать. Особенно если человек, сам духовно неопытный, пытается говорить о вере... Лежит больной, у него что-то болит, под ним подушка неудобная лежит, а к нему пытаются подойти со словом проповеди Евангелия. Конечно же, по меньшей мере это будет непонимание, и, как обычно, будут обиды, даже могут грубым словом обозвать… В первую очередь, если мы печемся о помощи этому человеку, а уж тем более о спасении души, необходимо проявить сочувствие (в христианском понимании этого слова – соучастие): я бы посоветовал всем, кто проявляет участие в болезнях своих родных и близких, в первую очередь, проявить это участие. Поменьше слов, побольше дела: окружить вниманием, любовью, терпением. Святитель Антоний Сурожский говорил, что полезнее всего помолчать – держа за руку, с ним вместе помолчать. Это порой бывает лучше и действеннее, чем много сказанных, но ненужных слов.

А как наладить жизнь человеку, который узнал о диагнозе: что ему нужно сделать, как устроить свои дни, как относиться ко времени?

– Время необходимо оце-нить каждому из нас – не важно, болеем ли мы или здоровы духом и телом: время – это бесценный дар, которым необходимо дорожить каждому из нас.

Конечно, когда человек заболевает тяжелым заболеванием, к нему не подойдешь и не скажешь «цени каждую минуту!» – это надо сказать, но потом. В начале он вас не услышит, не поймет и не оценит.

Оценка придет со временем, поэтому и общение нужно выстраивать определенным образом. Не надо сразу лезть к такому человеку со словами утешения. В этот момент, может, просто действительно надо помолчать и постараться просто помочь, механически: поправить подушку, дать попить водички, сходить в магазин – за продуктами, лекарствами. Не один день, не одна неделя потребуется, чтобы маленькую тропинку в сердце этого человека протоптать... А потом уже он, может быть, сам обратиться с каким-нибудь вопросом, просьбой духовного характера.

И тогда действительно надо говорить о том, насколько красив окружающий нас мир, какая это милость Божия, что мы все это видим и как надо Бога благодарить за каждый день, который Господь дает радоваться окружающей этой красоте... Я обычно всегда эту идею держу в сердце: «Как красиво и как радостно все это созерцать – и как быстро все может закончиться» – полезно размышлять об этом каждому! Наша жизнь так мимолетна, я ее сравниваю с облаком: красивое облачко на небе – подул ветер, и его нет. Точно так же жизнь любого человека, больного или здорового, – как облако: сейчас мы радуемся жизни, а что будет завтра, неизвестно. И поэтому те же слова можно говорить больному человеку: «Необходимо радоваться каждому дню, который Господь нам посылает и ценить его».

А если больной решил исповедоваться, но не знает, как это делать? Бывает, священники говорят, что человек подходит на Исповедь и говорят: «Я пришел, но понятия не имею как исповедоваться», – как его подвести к осознанию своих грехов?

– Тоже вопрос очень непростой: конечно же, таинство Покаяния подразумевает, что человек подходит к нему осознанно, исповедуя свои грехи, понимая, о чем он говорит, и имеет горячее желание впредь их не совершать, оплакивает свои грехи. Тогда, конечно же, таинство Покаяния совершается, и Господь принимает покаяние.

Когда человек подходит к таинству Покаяния и говорит, что не знает в чем каяться, то, если человек здоров, что мы обычно скажем? «Вам нужно подготовиться, необходимо испытать свою совесть, – можете почитать книжки духовные, которые готовят к этому таинству. Необходимо какое-то время, чтобы вы осознали свою греховность, испытали свою совесть». Другое дело, когда мы беседуем с больным человеком, особенно когда он страдает неизлечимым смертельным заболеванием. Здесь, конечно же, очень большая поправка на сам диагноз.

У меня тоже часто спрашивают, как причащаться, может попоститься надо, не есть с утра, если, например, больной тяжелый лежачий? Конечно, и речи и быть не может о таких серьезных уставных требованиях – очень много послаблений делается: терпение вашей болезни без уныния и без скорби – это уже и пост, и молитва.

А когда люди, которые заболевают тяжелой болезнью, духовно незрелы, они не понимают, что такое Исповедь, я обычно сажусь рядышком – и мы долго-долго беседуем. Говорим о жизни, как человек пожил, как следовало ему жить, что он делал. И потихоньку-потихоньку мы все эти грехи и вспоминаем вместе...

Слава Богу, много на моем опыте было таких чудес – меня часто спрашивают, видел ли я чудеса исцеления? Я говорю: «Да, чудеса исцеления от онкологии я не видел, а чудесам духовного исцеления был свидетелем не раз: когда человек абсолютно светский, не имеющий духовного понятия, приходил к горячей вере, со слезами на глазах исповедовался, причащался и умиротворенно, с миром уходил ко Господу». Вот этим чудесам я был свидетелем.

Существуют две крайности, когда больной, зная о своем диагнозе, не сообщает его своим родственникам, и они могут думать, что все в порядке – и вдруг он неожиданно для всех умирает. И бывает, что родственники знают диагноз и не сообщают его больному и он умирает, не зная, что смертельно болен. Есть какая-то мера ответственности на родственниках и на самом больном?

– В действительности, мы, как верующие люди, должны понимать, что все, что с нами происходит, Господь совершает для нашего спасения, так или иначе, чтобы привести нас к вере, покаянию, к осознанию и осмыслению своей жизни и пониманию того, что нас ждет впереди.

Когда человек лишается шанса осмыслить свою прожитую жизнь (и вообще понять смысл своего существования) и то, что его ждет, – это, конечно же, очень печально. Родственники скрывают диагноз от человека, страдающего неизлечимым заболеванием? Это неправильно – другое дело, как этот диагноз сказать: бывает, скажут диагноз так, что человек шагнет с пятого этажа. Поэтому необходимо сказать с любовью: необходимо понимать, что сказанное слово может причинить боль гораздо сильную, чем само заболевание, поэтому здесь обязательно необходимо человека подготовить и аккуратно – с любовью, с состраданием – сказать этот диагноз, чтобы потом он смог, если получится, достойно подготовиться к встрече с Господом.

О том, каким должен быть священник… Вы выпускник Военно-медицинской академии и приняли сан уже после своего обучения; Вы совмещаете лечение и телес, и душ. Что должны в себе воспитать наши телезрители, которые хотят стать в будущем священнослужителями, как они должны себя настраивать?

– Больничное служение действительно очень своеобразное, очень тонкое, и в больницах должны служить не простые священники. Поэтому, я думаю, правильно, что они выделяются в отдельное больничное служение (и что вообще в нашей епархии есть социальное благочиние).

Люди, которые изначально выбирают именно путь милосердного служения (не только предстояние у престола Божиего, но и деятельное служение), – особенные. Что пожелать? Для меня было очень радостно слышать слова одного игумена, с которым я беседовал. Я с ним поделился своим горячим желанием о священнослужении, и он, провидя, что Божие благословение на это есть, сказал: «Когда будешь священником, самое главное для пастыря – чужую боль пропускать через свое сердце: нельзя быть глухим к чужим страданиям. Когда ты пропускаешь чужое горе через свое сердце, ты часть боли забираешь на себя, и страждущему становится легче». Конечно же, я пожелал бы всем священнослужителям, которые видят себя в служении у постели больного, и людям, желающим посвятить себя милосердию, не бояться брать боль человека в свое сердце. Как сказано, радость, которую мы поделили с другом, – вдвойне радость, а боль и переживание, которыми поделились с другом, уменьшаются вдвое. Так же в этом служении: чем больше мы берем чужой боли и своей любви отдаем нуждающимся, тем им легче и нам радостнее.

Человек болящий приходит в храм и спрашивает (или у верующих своих знакомых), кому мне молиться: люди молятся Господу Христу, но всегда хотят найти святых заступников, которые за них помолились бы перед Господом. Может быть, есть святые, которым молятся люди в различных болезнях?

– Да, действительно. Обращая свой духовный взор в молитве ко Господу, конечно же, мы просим у Него помощи, благословения. Но ты обращаешь свой молитвенный взор к святому и понимаешь, что он такой же человек, как и ты: у него были такие же слабости и переживания, страхи, как и у тебя, и он с этим справился и потому предстоит перед Престолом Божиим и возносит молитву за нас... В минуты, когда мне тяжело, я понимаю, что все это преодолимо не только собственной силой, но и молитвами тех, кто этот путь уже прошел. И, конечно же, первые Небесные заступники наши – целители, мученики. Обязательно в первую очередь необходимо молиться Божией Матери – Она наша первая Заступница, первая Молитвеница, Она «от нашего рода»: надо в первую очередь Ей посылать наши молитвы и Ей молиться. И, конечно же, наши святые, всеми почитаемые и горячо любимые: целитель Пантелеимон, архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий), которые могут стать нашими сомолитвенниками (думаю, особо и не надо перечислять). Самое главное, чтобы сердце в первую очередь требовало молитвы, чтобы горел этот фитилек молитвы, а уж кому – я думаю, он ключик найдет...

Когда человек заболел, насколько велико значение таинства Соборования? Нужно ли заболевшим пособороваться?

– Как церковное таинство, оно само по себе уже имеет значение: исцеление недугов телесных через врачевание духовных наших страстей, грехов, совершенных по незнанию и по неведению. Причина не только нашей болезни, а причина, что в нашу жизнь вошла смерть, – грех. И, как таинство, которое дано церкви для врачевания, Соборование неоценимо, поэтому собороваться необходимо, и тем более человеку больному.

Но необходимо и соответственное отношение к этому таинству, чтобы это не было необходимым таким «атрибутом» пребывания в больнице. Очень часто бывает, что сами больные не понимают, что это такое: родственники требуют этого таинства, и больные не понимают, что это такое и зачем оно дается. Как любое таинство, оно благодатно, обладает великой духовною силою, – но необходимо понимать, веровать и желать.

Чтобы Вы хотели пожелать нашим телезрителям в завершение нашей сегодняшней беседы?

– Конечно же, в первую очередь я хотел бы всем пожелать горячей веры: без веры, истиной, жертвенной, которая влечет нас следовать примеру Христа, влечет нас к любви, тяжело терпеть чужую боль, чужие страдания и тем более тяжело принять их в свое сердце. Поэтому всем нашим зрителям я желаю горячей, несомненной, жертвенной веры.

Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс