Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №29 (878) → Протоиерей Григорий Григорьев: Оскудение духа любви

Протоиерей Григорий Григорьев: Оскудение духа любви

№29 (878) / 2 августа ‘16

Беседы с батюшкой

Дорогие друзья, тема нашей передачи сегодня звучит так: «Оскудение духа любви».

– Эту тему я бы начал со слов, сказанных в Евангелии Господом Своим апостолам: «По тому узнают вас, что вы ученики Мои, если будете иметь любовь между собою». То есть если у нас есть любовь между собою, то мы ученики Христовы, а если ее нет, то возникает вопрос: кто же мы тогда?

Действительно, Православие вышло из иудаизма, из древней веры, которая была основана на соблюдении Закона – 10 заповедей Моисеевых и 613 заповедей талмудических. Древние иудеи считали, что выполнение буквы Закона – это верный путь спасения, а Господь сказал: «Милости хочу, а не жертвы». Если мы, будучи православными людьми, пытаемся идти только по пути соблюдения Закона, который, несомненно, важен и необходим, то мы невольно превращаемся в пародию на иудеев, потому что они хорошо Закон соблюдали, только вот Христа при этом распяли, поскольку Господь любви оказался им не нужен. Действительно, если бы в наших храмах пребывал сегодня дух любви, то они были бы переполнены людьми.

Фактически, любой грех – это свойство, заложенное в человека при рождении, без духа любви. Ведь именно выполнение заповедей Божиих дает человеку дух любви. Все заповеди Моисея построены на этом.

«Возлюби Господа Бога своего всем сердцем своим, всею мыслью своею, всею крепостию своею и ближнего своего, как самого себя». То есть чтобы возлюбить Бога и ближнего, надо возлюбить самого себя. Господь нам говорит: «Ищите прежде всего Царствия Небесного и правды его – и все остальное приложится вам». Когда для человека высшая цель – стяжание благодати Святого Духа, стяжание духа любви, то ни деньги, ни чины – ничто не повредит такому человеку. Но если для человека главными ценностями становятся ценности материальные, то он невольно попадает в зависимость. Собственно говоря, грех – это больной талант, это талант минус дух любви. Любое свойство человека без него превращается в грех. Исцеление от греха возможно только путем стяжания благодати Святого Духа.

И когда Господь сказал Своим ученикам: «Ищите прежде всего Царствия Небесного – и все остальное приложится вам», им было это весьма удивительно. Они были простыми галилейскими рыбаками, и потому они напрямую спросили своего Божественного Учителя, где именно нужно им искать Царствие Небесное, и Он ответил: «Не придет Царствие Небесное приметным образом, и не скажут вам: «Вот оно – здесь или там». Ибо Царствие Небесное внутри вас есть» – то есть высшие духовно-нравственные ценности находятся не вне человека, а внутри его. По сути дела, если у человека душа широкая, то в ней вмещается и Бог, и сатана, а когда она сужается до одного Бога, то начинает углубляться. Когда ветры моря житейского проносятся над неглубокой душой, то вода перемешивается с бузой до самого дна, и в душе человека возникает мутное состояние. А когда сильный шторм проносится над глубоким водоемом, океаном, то волны образуются только сверху, а в глубине царит тишина. Нет в мире человека, которого не задевали бы волны моря житейского, но важно, чтобы у него была та глубина в душе, до которой они не доходят, и, как в глубине океанской, здесь всегда тихо.

И вот в этом месте происходит сохранение благодати Святого Духа, сохранение всех самых светлых и радостных воспоминаний. Вот так, собственно говоря, углубление души приводит человека к такому же внутреннему покою, какой бывает в океанских глубинах. Я это хорошо знаю, как бывший подводник: когда подводная лодка опускается под шторм на глубину, ее перестает качать, и там наступает абсолютная тишина. И именно в покое, в тишине человек может услышать голос Бога, а пока кипят волны в его душе, голос Бога он не услышит. Голос Бога – это самый тихий звук во Вселенной, Господь всегда говорит с нами, просто мы Его не слышим.

Собственно говоря, я много думал над тем, почему оскудевает дух любви. Древний философ и историк Софокл сказал: «Ра-зум человека вырастает сообразно тому, что встречается ему в его пути». Если человек, придя в храм Божий, встречает дух любви, то он через него воцерковляется, но нередко здесь на пороге стоит злая бабушка, которая не очень хорошо встречает его. И даже если ему удастся миновать ее, то, когда такой человек придет в книжную лавку и спросит там: «Что бы мне почитать, чтобы понять, что такое Православие?», то ему нередко ответят примерно так: «У нас есть много литературы: есть пособия по тому, как изучить свои грехи, как подготовиться к смерти, как умереть по-православному, как пройти воздушные мытарства, как бороться с бесами...». (А новоначальному человеку нужна только одна книга – «Как быть счастливым?». И эта Книга – Евангелие, а еще – жития святых.)

У нас нередко так получается: когда люди начинают это все изучать, они уподобляются студентам медицинского института, изучающим учебник по психиатрии и ставящим самим себе все те диагнозы, которые прочитывают – и акцентуацию личности, и психопатию, и маниакально-депрессивный психоз, и шизофрению... А профессор потом все это исключает. Собственно говоря, чтобы увидеть свои грехи, тоже нужна благодать Божия. Когда костер горит в лесу, то от него отлетают все комары. Так и душа человеческая: когда в ней живет Господь, благодать Святого Духа, она светится невидимым светом, и от нее отступают духи злобы поднебесной. Когда же благодать уходит из души, когда человек нарушает заповеди Божии, то «комары» внешних мыслей – злые духи нападают на него. Поэтому прежде чем начинать размышлять о своих немощах, надо восстановить свет своего внутреннего «костра» – свет души, а для этого необходимо регулярное Причастие, хотя бы один раз в неделю. Апостол Павел нам говорит, что младенцев мы вначале кормим жидкой пищей, а когда они окрепнут, то уже твердой. Это же касается и души человека. Должны быть и правила, и требования, но по мере укрепления души. И всегда должен быть дух любви, особенно по отношению к младенцам, детям. Чем больше младенец, тем больше требуется ему духа любви.

И если мы опять вернемся к Моисеевым заповедям, то возлюбить себя – значит желать спастись себе, желать себе попасть в Царствие Небесное более всего на свете. И когда такое произойдет с человеком, то совершенно естественно он пожелает того же и своему ближнему. А если он пожелает этого ближнему, как ему не любить Бога – любящего Отца, Который дает ему возможность вечной жизни! И вот когда человеческая душа наполнится любовью, то человек и все остальные заповеди выполнит легко.

Не поклоняйся никаким другим богам, кроме Господа Бога своего. А зачем поклоняться другим богам, когда мы поклоняемся Единому Богу, Который есть любовь?

Не сотвори себе кумира. Как можно его себе сотворить, когда человек поклоняется и любит Бога всем сердцем, всей мыслью, всей крепостию своей?

Шесть дней работай, седьмой отдай Богу. Очень легко отдать седьмой день самому любимому – Богу.

Почитай отца и мать, дабы дни твои на земле продлились. – Как не любить своих родителей, когда ты любишь всех людей? Естественно, что ты родителей любишь в первую очередь.

Не убий. Как можно убить того, кого любишь?

Не укради. Как можно обворовать того, кого любишь?

Не прелюбодействуй. Как можно прелюбодействовать, когда у тебя есть дух любви?

Не пожелай никакого чужого добра. Как можно пожелать добра того, кого ты любишь?

Выполнение заповедей Божиих гарантирует человеку неуклонное стяжание благодати Святого Духа. Поэтому, когда люди спрашивают, где взять дух любви, то все очень просто: надо начинать жить по заповедям, и он придет. И нужно причащаться, как сказано в заповеди Божией: «Шесть дней работай, седьмой отдай Богу». Я считаю, что это минимум по нынешним временам. Конечно, это не обязательный закон, но когда люди начинают причащаться чаще, то их духовное состояние резко изменяется. И то, что первые христиане причащались каждый день почти 400 лет подряд, отвечает на вопрос: в чем разница между нами и ими? Почему они пребывали в духе любви, ведь времена, в которые они жили, были не легче наших, а во многом даже тяжелее? Конечно, можно сказать, что люди стали другими, – но Бог-то остался Тем же. Почему мы не можем стремиться к такому же состоянию? Естественно, когда человек причащается часто, то вся подготовка к Причастию по усмотрению духовного отца может видоизменяться. Для нас обязательно соблюдение всех православных постов, литургического поста накануне Причастия (шесть часов до него не вкушать пищи), но это не относится к больным людям, которым по благословению священника могут быть даны послабления.

Соблюдение причастного правила очень важно, но ведь его задача заключается в том, чтобы помочь человеку настроиться на покаяние, на встречу с Богом, и если человек часто причащается, то по благословению духовника оно может быть разделено на несколько частей. Ведь получается так, что если человек не постится сейчас три дня и не вычитывает причастное правило, перестает причащаться, то есть то правило, которое было дорогой к Богу, превратилось в заградительный забор.

Само это правило появилось в XVII веке для монастырей с жестким аскетическим уставом, и когда мы его просто переносим на XXI атеистический век, то получаются не всегда хорошие результаты: если люди даже воцерковляются через причастное правило, у них складывается впечатление, что главное – это закон, но, как сказал валаамский старец, «буква закона без любви – мертва», а святитель Василий Великий говорил: «Правда без любви – это клевета».

И вот многие люди входят в церковную ограду через формальное выполнение каких-то правил, и у них возникает ощущение, что именно следование им готовит их к встрече с Богом. Я еще раз повторяю, что правила важны, они хорошие, верные, – но они должны помогать, а не заграждать путь к Богу, они – вспомогательное средство. Встреча человека с Богом на Божественной литургии, на Евхаристии есть главное служение православного человека, общее делание, именно то, ради чего и существует Церковь Христова. И первые христиане причащались каждый день, потому они и были учениками Христа. А в XVII веке царь Петр издал указ о недопустимости отношения к Причастию как к аптекарскому снадобью, и люди стали причащаться редко. Вот, собственно говоря, с чего это все и пошло – оскудение духа любви. Можно сказать, что были другие времена. Да, это так, но Бог был и есть Тот же, и разве мы не должны брать пример именно с первых христиан? Кстати говоря, то время по сравнению с нашим очень похоже – такое же язычество, такое же многобожие и поклонение золотому тельцу...

Люди, которые не встречаются с благодатью, с истинным Богом, начинают Его искать во внешнем. Я уже упоминал, что Господь сказал Своим ученикам: «Царствие Небесное внутри вас есть». Внутри человека, в его центральной нервной системе, в его организме вырабатывается более полутора тысяч внутренних наркотиков. Если мы говорим об алкоголе, то в сутки его вырабатывается у нормального взрослого человека около одного бокала вина, а если он испытывает стресс, как положительный, так и отрицательный, то количество внутреннего алкоголя увеличивается до одной бутылки водки. Когда человек преодолевает трудности, то у него возникает состояние внутреннего опьянения.

Именно преодоление трудностей, трудные дороги приводят человека к Богу. Однако многие люди, сами того не зная, повторяют путь Адама. Когда Господь создал первого человека, Он показал ему сад так, как показывают его садовнику, и сказал: «Ты будешь трудиться в этом саду, возделывать его. Мы будем с тобой общаться, и ты постепенно достигнешь состояния обожения. Тогда, в конце этого обучения, ты попробуешь плод от древа познания добра и зла и перейдешь на новый уровень. Но не следует этот плод вкушать преждевременно, ибо в час, в который вкусишь, смертию умрешь». То есть Господь предложил Адаму некий путь. А змей сказал Еве: «Не нужен длинный путь, есть короткий: съешьте плод – и будете, как боги». Как же это перекликается с лозунгом наших дней: «Съел – и порядок»!

И, по сути дела, каждый, кто «съел плод», ищет Царствие Небесное вне себя. Если он начинает пить, курить, принимать наркотики, попадать в другие зависимости, то он ищет Царствия Небесного вне себя. Человек вводит эти «гормоны радости» извне внутрь себя, и у него прекращается внутренняя выработка, то есть человек попадает в зависимость. Мы живем в такое время, когда количество зависимостей растет. Еще 20 лет тому назад было около 10 зависимостей, а сейчас в международной классификации описано более 400 зависимостей, и скоро этот список расширится до 800.

Любой грех является зависимостью. Это результат поиска Царствия Небесного вне себя. Все люди хотят быть счастливыми, но есть путь трудный, приводящий к Богу, и путь старухи из сказки «О золотой рыбке», которая хотела быть счастливой, и сначала ей понадобилось новое корыто, затем изба, потом старуха захотела стать боярыней, а после царицей, но ничто из этого не сделало ее счастливой. Как и при любой зависимости: чем больше требуется наркоману доза, тем сильнее у него ломка – человек в конечном счете оказывается у разбитого корыта.

Сейчас люди стали поклоняться внешним символам радости – золотому тельцу, богатству, стяжанию денег. Если бы у них главной ценностью было стяжание благодати Святого Духа, то это им бы не повредило, но поскольку высшие ценности уходят на задний план, то люди попадают в разного рода зависимости. Собственно говоря, зависимость – это оскудение духа любви. Если человек не стремится к Богу, то дух любви будет в нем, несомненно, оскудевать. А вера – это верность заповедям и доверие к Богу, благодарение Его за все… Человек, который не доверяет Богу, называет Его лживым, отрицает Его… Я думаю, что главная причина оскудения духа любви в наше время заключается в попытке найти Бога не внутри, а вне себя, при сотворении при этом кумиров и поклонении другим богам. Вот от этого все и происходит. А насколько человек идет правильной дорогой, проверить всегда нетрудно: если легко ему жить по заповедям и трудно их нарушать, то он на верном пути. А если человек говорит: «О, по заповедям жить невозможно!», то, значит, духа любви тут никакого нет.

Когда же у человека возрастает дух любви, то он, по образному выражению преподобного Паисия, превращается в пчелу, которая повсюду видит цветы и мед. А если дух любви оскудевает, то человек становится похожим на муху, которая находит помойку даже в цветущем саду. Собственно говоря, именно в этом я вижу главную проблему, потому что, глядя на православных людей, все должны говорить: «Да, хорошо быть православным! Они самые красивые, счастливые и радостные люди!». А у нас иногда посмотришь на православных – это самые замученные, забитые, несчастные, испуганные, везде ищущие темную силу существа, и как-то, глядя на них, не хочется им подражать. Я думаю, что это очень большая проблема, и, наверное, самой главной задачей нашего духовного строительства является сейчас восстановление духа любви в православных общинах, в православных храмах. И я уверен, что милостью Божией мы обязательно преодолеем все трудности и дух любви непременно восстановится, тогда весь этот металлолом наших грехов превратится в сверкающий металл талантов. Придет благодать – и грехи станут талантами, а если ее не будет, то таланты обернутся грехами.

Батюшка, Вы уже обозначили эту проблему – неприветливость людей в наших храмах. А как связаны между собой приветливость, оптимизм с духом любви? Есть ли какие-то, может быть, физиологические обоснования для этих настроений?

– Человек физиологически создан таким образом, что в его центральной нервной системе, желудочно-кишечном тракте вырабатывается более полутора тысяч внутренних гормонов, наркотиков, и зона мозга, которая отвечает за их выработку, в 7 раз больше той зоны, где вырабатываются гормоны стресса. Вообще же, гормонов стресса существует всего около 5 видов, в то время как гормонов радости более полутора тысяч. Радость у всех разная, а горе все переживаем одинаково. Так вот, современные люди максимально эксплуатируют зону стресса и минимально – зону радости. Поэтому, исходя из такого физиологического устройства человека, можно сказать, что Господь создал его для радости, но огромная зона мозга не востребована и не эксплуатируется человеком. Ученые говорят: «95% мозга не используется человеком при жизни», и это как раз та часть, которая должна вырабатывать гормоны радости.

Так через благодать, через Дух, через психику включается физиология. Ведь мы можем говорить и о физиологии воздействия благодати Святого Духа, и о физиологии греха. В первом случае физиология будет нормальной для человека, а во втором – патологической. Например, закоренелый грех переходит в страсть, а закоренелая страсть – в болезнь, которая всегда изменяет физиологию человека. Если грех материализовался на уровне болезни, исцеление от него будет происходить через психосоматическое исцеление человека, то есть его надо сначала подготовить к принятию благодати, оказать ему медицинскую помощь и уже на заключительном этапе заниматься исцелением его духа через церковные таинства. А если грех только входит в жизнь человека, то за счет духовных сил можно сразу все поменять.

К каждому человеку нужен отдельный подход, необходимо понимать, насколько грех в нем укоренился, перешел ли он уже в болезнь. Вот почему иногда люди каются, но не изменяются. Это как, к примеру, наркоман: если он принял наркотики и пришел в храм на покаяние, то у него ничего не получится – ему нужно вначале воздержание, хотя бы несколько месяцев –чтобы физиологически восстановиться, а уже потом выяснять отношения с Богом. Я думаю, что во многом наша Исповедь стала формальной, потому что та Исповедь, которая проводится перед Причастием, зачастую недостаточна. Фактически она, вольно или невольно, превратилась в «билет на Причастие», в благословение на него. Я не против этого, но очень важно, чтобы была настоящая Исповедь. Пусть она будет всего один или два раза в году. При этом очень важно, чтобы были священники действительно любящие, с духовным опытом. Ведь в старой Церкви не каждый священник занимался Исповедью, для этого нужно было иметь специальное благословение Правящего архиерея, и было всего несколько духовников на епархию...

Я не против того, чтобы все батюшки исповедовали, просто говорю о том, когда Исповедь становится формальной. Ведь тогда, по сути дела, у человека начинает возникать «комплекс иудея», от которого все мы и вышли: прочитал, поклонился, перекрестился, выдержал пост, и если все это сделал, то значит достоин. А человек, к примеру, может мяса не вкушать в пост, а людей «вкушать». И когда Исповедь во время поста превращается в гастроэнтерологию (кто что съел), то это тоже не совсем правильно. Ведь именно пост призван помочь человеку стяжать благодать Святого Духа – человек начинает чаще причащаться и за счет освещения благодатью Божией темных сторон своей души может увидеть свои грехи.

Лично я думаю, что ни один грех невозможно увидеть без Божией благодати. По книжке грехи не увидишь, но когда душа начнет освещаться, то станут видны ее темные места, и вот тогда надо выделить главный грех и попытаться с Божией помощью справиться с ним.

Спаси Господи, батюшка! Прошу Вас благословить нас на прощание и, может быть, сказать нам еще несколько слов.

– Я вас прошу все-таки помнить, что по тому узнают нас, что мы ученики Христовы, если мы будем иметь любовь между собою. Причащайтесь хотя бы один раз в неделю, просите перед Причастием у Бога о преумножении духа любви. Поймите, что жить по заповедям очень легко! Когда придет дух любви, вам станет понятно, что нет более радостной, светлой и легкой задачи, чем жить по заповедям. И еще: просите перед Причастной Чашей, чтобы Господь даровал нам дар прощения всех тех, кто нас обидел, чтобы мы были мудры, как змеи, и просты, как голуби. Божие благословение да пребудет со всеми нами во имя Отца и Сына и Святого Духа! Аминь.

Расшифровка:
Евгения Осипцова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс