Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №24 (873) → Протоиерей Владимир Волгин: Момент реального ощущения благодати, сорастворения Христу

Протоиерей Владимир Волгин: Момент реального ощущения благодати, сорастворения Христу

№24 (873) / 28 июня ‘16

Таинства Церкви

Продолжение. Начало в №21 (870) – №23 (872)

Продолжим нашу беседу о таинстве Евхаристии.

– Мы подошли к сердцу этого таинства – Евхаристическому канону, в котором много великого и таинственного. Это основа Православной Церкви. Если бы не было Божественной литургии, мир лежал бы во зле. Он и так лежит во зле, но тогда не было бы человеку никакой надежды на спасение, совершенствование его в этой жизни, страсти, бушующие в мире, поглотили бы каждого из нас.

Это центральный, сокровенный момент, который, с одной стороны, нам трудно осознать, но, с другой стороны, он реально действует в нашей жизни: «Кто будет есть Тело Мое и пить Кровь Мою, в том буду пребывать Я, и тот будет пребывать во Мне». Это сопребытие каждый христианин чувствует и отмечает. Если бы подобного не происходило, многих людей не было бы в храме.

Богослужение ведется на церковнославянском языке, по особым канонам Церкви, и мы слышим монотонное чтение, священнослужители входят и выходят из алтаря и обратно… Почему все это происходит, для многих людей непонятно. Мы попытались показать, что все действия носят глубоко символический, духовный характер. Но и этого недостаточно. Человек должен восчувствовать душой, что значит Причастие Святых Христовых Таин.

Тело и Кровь Господни, входя в человека, не просто одухотворяют, если человек достойно причащается Святых Христовых Таин, то есть – исповедовавшись, не скрывая ничего от священника, освободившись от грехов, став словно белый лист (может быть, даже более белый, чем лист бумаги), – подобно тому, как сказано в Евангелии: во время Преображения Господь просиял такой белизной, что любой белильщик не смог бы выбелить такого белого цвета, в котором Господь Иисус Христос находился на Фаворе, – нет такого материала, это Божественный фаворский свет.

Когда человек искренне исповедуется, желает освободиться от своих страстей, душа человеческая убеляется, все те грехи, в которых он кается на Исповеди, изглаживаются из его книги жизни. Только такая душа может не просто принять Тело и Кровь Христовы, но, соединившись с Телом и Кровью Господними, еще больше воссиять, более утвердиться во Христе, почувствовав в той или иной степени величайшую благодать, подаваемую каждому христианину во время Причастия Святых Христовых Таин. Если бы в жизни не было этого момента реального ощущения благодати, сорастворения Христу, то вряд ли кто приходил бы в православный храм. В той или иной степени каждый испытывает благодать Божию. Просветляется лицо, возгорается каким-то Небесным светом, человек действительно чувствует вселившегося в него Бога. Наша цель – обожение, стяжание Духа Святого, подготовка своей души, чтобы соделать ее обителью Пресвятой Троицы.

Мы приступаем к моменту, предваряющему кульминацию Божественной литургии. Кульминация заключается в Причастии Святых Христовых Таин – это то, к чему мы стремимся, ради чего Божественная литургия свершается. Хотя предваряется эта кульминация кульминацией благодарения.

Евхаристия – это благодарение Бога за то таинство, которое совершается во время Божественной литургии. Некоторые отцы называют ее вхождением в Царство Божие, в благодать Духа Святого. Не случайно алтарь назван Небом на земле. Ни один человек, с нашей точки зрения, может быть, случайно присутствующий в алтаре, не может там быть без благословения Божия. Механически это совершается через священников. Конечно, может прийти человек не в брачной одежде, но, как правило, люди, находящиеся в алтаре (прислуживают как помощники, служат как священнослужители), я глубоко убежден, – без воли Божией там никто не окажется.

В моей жизни много примеров, когда человека порой уговариваешь прийти в алтарь. Думаешь, это нравственно высокий человек, такой чистый, верующий, стремящийся в Церковь, хорошо бы он прислуживал, а он почему-то не входит в алтарь. Говоришь: «Приходи, если желаешь, я благословлю тебя, введу в алтарь, и ты будешь помогать в этом великом служении в Таинстве Пресвятой Троицы». Не идет. А другой человек, который, может быть, с точки зрения стороннего наблюдателя, выглядит менее достойным, находится в алтаре. Все это происходит по какому-то особому Промыслу и воле Божией.

Конечно, встречаются и недостойные люди, предстоящие во время Божественной литургии. Духовный сын праведного Алексея Мечева писатель Добровольский во время Божественной литургии увидел священника не у престола, а где-то в углу, черного и прикованного к стене, а перед престолом предстоял ангел Божий. Но даже и в этом случае Господь так попустил, и в этом есть какой-то таинственный Промысл Божий, который нам с вами невозможно объяснить.

Мы видим, что иногда людей – первых лиц в каком-либо проекте, служении, окружают, с нашей точки зрения, недостойные люди, но они окружают этого человека по его воле. И, тем не менее, каким-то образом осуществляют в большей или меньшей степени положительное продвижение проекта, возглавляемого теми. По какой-то таинственной воле Божией, Его Промыслу, есть и худые, и добрые люди в алтаре. Они, конечно, порой зависят от нас, священников, но бывает и иначе. Для нас, тех, кто избран в служение пребывать в алтаре – это счастье, особая милость Божия. Я, например, думаю о многих священниках, искренне служащих, и о себе тоже, что без алтаря не мог бы жить: в какие-то особые моменты богослужения ты чувствуешь, что находишься не в этом мире, а рядом с Богом, в Его благодати, свете, любви, милосердии, долготерпении. Ты рядом с Тем, Кто, несмотря на жизнь, которую ты ведешь, желает твоего спасения, ожидает от тебя каких-то шагов. При этом, несмотря на твою греховность, Он облагодатствует тебя Своей великой, бесконечной любовью.

То, о чем Вы рассказываете, – вещи очень серьезные, духовные, глубокие, требующие повышенного внимания и внутреннего рассуждения.

– Размышлять о любом таинстве, особенно о таинстве Божественной Евхаристии, можно много – долго, глубоко, поверхностно, как угодно. И о Божественной литургии, и о Евхаристии написано много книг, есть откровения людей, которые сопереживали Божественной литургии, о том, что они чувствовали, как понимали Божественную литургию. Эта тема неисчерпаемая, так же, как Евангелие. О нем можно много говорить, можно много читать святоотеческой литературы, пояснений к Новому Завету, Евангелию, и все равно, сколько бы книг мы ни прочитали, святоотеческий взгляд, хотя и основан на благодати Духа Святого и слово Божие никто не может толковать, кроме святых отцов, не вполне отражает всю глубину Священного Писания – как Нового Завета, так и Ветхого. Это только часть бесконечного.

Литургия – таинство масштабное, как, впрочем, и другие таинства, но мы называем Литургию таинством таинств. Это особое таинство. Я даже удивляюсь: мы так много с вами говорим о Божественной литургии – можно ограничиться двумя, тремя, пятью передачами о Литургии, а мы с вами говорим о ней бесконечно долго и интерес совершенно не исчерпывается, с каждой беседой хочется еще глубже ее осмыслить. Я думаю, что телезрители, может быть, чувствуют недостаточность пояснений, связанных с Божественной литургией, именно поэтому мы, собственно, и встречаемся и говорим о ней: таинство таинств неисчерпаемо само по себе.

Все то, о чем мы говорили раньше, было как бы вступительной частью, не касалось самого таинства. Это была подготовка к его восприятию. Как ни странно, само таинство и размышление о нем – такая неисчерпаемая глубина, что если в эту бездну броситься, то никогда не достигнешь дна. Можно ограничиться одной, двумя беседами, потому что страшно говорить неправду и неправильно о Божественной Евхаристии.

Прежде всего, что такое «Евхаристия»? Это благодарение Бога за Его величайшие благодеяния, явленные по отношению к миру, который Он создал для нас. Я вспоминаю Шекспира, который говорит устами Гамлета: «Человек – краса вселенной, венец всего живущего, основа мироздания». Ради нас творился этот мир. Если мы правильно относимся к мирозданию, если имеем правильный взгляд на мир, на то, что Господь нам даровал жизнь, я думаю, каждая душа разумная преисполняется величайшей благодарностью за то, что мы живем, что все нам дано в этом мире. Хотя мы живем при разных неблагоприятных условиях, но, думаю, Господь никогда не оставит людей. И всегда человек, так или иначе, найдет себе что пить и чем себя прокормить...

Человек отвык работать… Если представить, что при разворачивающемся кризисе вдруг у нас не станет электричества, которого не было, скажем, в XVII, XVIII веках, как Вы думаете, человек сможет справиться с этой ситуацией? Прокормит себя? Вспомнит, что есть лучина и руки?

– Конечно! Вот и я говорю, что Господь не оставит человека, тем более что у нас огромное количество свободных земель. Человек может получить надел земли и никогда не пропадет с голоду. Если плюс еще завести скотинку, птицу и так далее. Может быть, не будет ездить на хороших автомобилях, но Господь его всегда прокормит. И, безусловно, благодарением преисполняется душа каждого сознательного человека, а здесь – особое чувство благодарения, Евхаристия!

И я удивляюсь некоторым людям, во время Евхаристии впадающим в состояние, как мне кажется, неправильное – глубокого покаяния, когда мы должны благодарить. Да, мы можем испытывать слезы радости – кстати говоря, этим преисполнена вся Евхаристия, все молитвы, к которым мы обязательно обращаемся. Мы благодарим Господа за то, что Он вывел нас из плена ада, из плена преисподней, ведь врата в Царствие Божие были закрыты со времени преступления Адама и Евы, со времени вкушения ими плода древа познания добра и зла. И вместо того чтобы раскаяться, Адам, к сожалению, находился уже в таком состоянии испорченного самосознания духа, что он сваливает вину на жену, на Еву, а Ева на змея, и в результате мы имеем то, что имеем: мы оказались вне Царствия Божия, врата которого закрылись, и Господь исполнил подвиг искупления этого первородного греха...

Мы помним, что Моисей и Илия предстали на горе Преображения перед Господом Иисусом Христом и говорили о Его исхождении из этого мира. Говорили, по всей видимости, о Его страдании, смерти крестной. Поэтому Господь молился и говорил: «Господи, если будет воля Твоя, чашу эту мимо Меня пронеси, но не так, как Я хочу, а как Ты хочешь». Он знал Свой исход, знал Свои страдания, непомерные страдания, невероятные. И Он после смерти, Воскресения и Вознесения открыл врата в Царствие Божие. А в день Святой Троицы, в день схождения Святого Духа, Господь оставляет нам Церковь, освящает ее. И с этого времени начинает совершаться Божественная литургия, Божественная Евхаристия, когда Дары – хлеб и вино – прелагаются, изменяются соответственно Телу и Крови Господним. Я не понимаю людей, которые начинают бить себя в грудь, образно говоря, рвать на себе волосы, приходить в состояние уныния во время Божественной Евхаристии, плакать о своих грехах… Божественная Евхаристия – это время не для плача о своих грехах. Мы можем плакать на Исповеди о своих грехах...

Во время чтения Псалтири – там есть очень покаянные псалмы...

– Конечно. Во время молитвы – да, плачьте, бия себя в грудь, как мытарь, который не мог воззреть на Господа и говорил: «Боже, будь милостив мне грешному». Но во время Божественной Евхаристии если и есть слезы, то это слезы радости и благодарности за то, что Господь совершил подвиг искупления, что Он сошел с Неба, воплотился на земле в Человека, совершил подвиг любви бесконечной, Божественной по отношению к человеку.

Допустим, человека посадили в тюрьму за дело. И вдруг неожиданно он освобождается. Как может обрадоваться заключенный, которого освободили! Пусть он пробыл в тюрьме, местах лишения свободы какое-то время, не до конца жизни. А, предположим, человек осужден на пожизненное заключение – и вдруг его через несколько лет выпускают. Какой радостью, наверное, преисполняется его сердце! Какой благодарностью он преисполняется к тем благодетелям, которые ходатайствовали о нем в той или иной степени в силу своей профессии, – к адвокатам, юристам... И вот Господь освободил нас из плена ада! И если плакать, то исключительно слезами благодарности. (Продолжение следует)

Расшифровка:
Людмила Кедысь,
Елена Клевцова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
http://tv-soyuz.ru/peredachi/tainstva-tserkvi46;
http://tv-soyuz.ru/peredachi/tainstva-tserkvi52

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс