Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №24 (921) → Протоиерей Владимир Волгин: Мы должны всегда обращаться к Господу за помощью

Протоиерей Владимир Волгин: Мы должны всегда обращаться к Господу за помощью

№24 (921) / 27 июня ‘17

Таинства Церкви

Продолжение. Начало в №21 (870) – №36 (885), №44 (893) – №45 (894) 2016, №5 (902), №17 (914) 2017, №23 (920)

Мы возблагодарили Господа. Далее священник произносит такое возглашение: «Победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще».

Да, мы уже об этом говорили, но можно повторить: это очень важная составляющая часть, важные слова.

– Здесь имеются в виду ангелы, которых видел и пророк Исаия, и другие пророки, и, конечно, Иоанн Богослов в Апокалипсисе. Поюще: кто поет победную песнь? Орел, царь всех птиц. Вопиет кто? Вол, царь всех домашних животных. Взывает лев, царь зверей. А глаголющий – это человек, который является вообще царем, как бы венцом. Ведь неслучайна даже расстановка этих возгласов: поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще. Человек – краса Вселенной, венец всего живущего, основа мироздания, он является царем этого мира, царем природы. Кстати говоря, как толкуют святые отцы образ и подобие Божии? Образ – это образ владычества: как Господь владычествует над всем миром, так Господь дал власть человеку владычествовать над всем земным миром, поэтому возглас увенчивается словами и глаголюще.

«Свят, свят, свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея. Осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне, осанна в вышних!» – поет хор. Иногда народ поет Божественную литургию вместо хора, заменяя хор, – это то, что в практике Русской Православной Церкви называется народным пением.

И священник читает такую замечательную молитву: С сими и мы блаженными силами (то есть с ангелами), Владыко Человеколюбче, вопием и глаголем: свят еси и пресвят Ты, и Единородный Твой Сын, и Дух Твой Святый… Прославляется вся Святая Троица, Которая имеет единую сущность и единую святость, ибо только Они безгрешны и не имеют никакой тени греха. ...Свят еси и пресвят, и великолепна слава Твоя, иже мир Твой тако возлюбил еси (в этой молитве мы прикасаемся к Домостроительству Божиему), якоже Сына Твоего Единороднаго дати... Кому дал? Миру, когда Господь воплотился от Пресвятой Богородицы и Духа Святого, воспринял на Себя все человеческое естество, тело и душу. Бог Отец дает миру Своего Сына. Для чего? Для того чтобы Тот принес Себя в жертву. Для того чтобы эта Жертва была во искупление грехов человеческих, а главное – первородного греха. Через эту Жертву человечество снова усыновляется Богу.

Представляете, какова отеческая любовь Отца Бога по отношению к этому миру, что Он дает Своего Сына этому очень изменчивому, переменчивому миру, в котором сегодня тебя хвалят, а завтра ругают. Сегодня ты принес миру очень много добра, тем более Господь Иисус Христос: Он исцелял, воскрешал, изгонял бесов, показывал, что Он есть Властелин природы и человеческого мира, показывал Свое могущество, Свою царственную власть. И вот Бог Отец отдает Его на заклание. Сын Божий должен был претерпеть все те скорби, которые претерпевает человек: и жажду, и алчбу (Господь алкал, когда сорок дней молился в пустыне), и скорбь (когда Господь восплакал об умершем Лазаре), капли Его пота в Гефсиманском саду были как капли крови, падающие на землю, и в конечном итоге Его распятие на кресте. Смерть на кресте – это очень тягостная смерть, человек испытывает огромные страдания, как говорят ученые, исследовавшие все нагрузки, которые испытывает плоть, вися на кресте. И в конечном итоге наступает смерть. Ведь мы все опасаемся смерти. Конечно, Господь, как Бог, смерти не боялся, но Его плоть переживала все, что переживает и наша плоть. Иная плоть умирает в агонии, в каких-то импульсах, в страшной болезни, и здесь тоже страшная болезнь – Крест Господень. И в конечном итоге Господь предал Свой дух Богу. Все это тайна Домостроительства, и все это выражается в евхаристической молитве.

...да всяк веруяй в Него не погибнет, но имать живот вечный. Эти слова тоже многое означают. «Да всяк веруяй в Него не погибнет, но имеет живот вечный». Это то, что говорит в Евангелии Сам Господь Иисус Христос: «Без Меня не можете творити ничесоже». То есть мы в нашей жизни ни с какой, даже мало-мальской, страстью не можем справиться без помощи Божией и должны всегда обращаться к Господу за помощью. Поэтому христианская православная аскеза рекомендует нам непрестанно молиться. У нас есть замечательная Иисусова молитва. И святые отцы наполняют свою жизнь Иисусовой молитвой, понимая, что в руках Христа находится их жизнь, их святость, в Его руках возможность отторжения от страстей и от грехов, в Его руках наша вечная жизнь. И без Него, без Его помощи мы никогда не сможем войти в Царствие Божие. Поэтому «да всяк веруяй в Него не погибнет, но имеет жизнь вечную».

Довольно часто телезрители задают вопросы по поводу Иисусовой молитвы. Понятно, когда ты в монастыре, или какая-то отшельническая жизнь, или, может быть, человек на пенсии и нет уже потребности в большой работе. А как человеку творить молитву, когда он работает? Ведь есть работа, сопряженная с огромными физическими или умственными усилиями. Например, диспетчеры аэропорта должны постоянно быть в очень жесткой концентрации. Дайте совет.

– С одной стороны, это действительно так. Но с другой, у нас набирается очень много свободного времени, когда мы можем молиться. Например, когда едем в транспорте или машине, в любое свободное время, когда куда-то идем, делаем что-то, что не соприкасается с напряжением интеллекта или души, тогда мы можем молиться и наполнять эту жизнь молитвой. А потом, нужно понимать, что любая работа есть послушание, которое выше поста и молитвы. И для того чтобы Господь вменил нашу работу, наше служение в молитву, мы должны всегда испрашивать благословения у Господа перед своим рабочим, служебным днем и посвящать Ему все труды, если они, конечно, праведны, во славу Его. Тогда это будет вменяться нам, как я понимаю, в молитву.

Так много свободного времени, которое можно было бы наполнить молитвой, мы прожигаем либо телевизором, либо за какими-то праздными разговорами, либо просто в каком-то рассеянии ума, лени, нежелании что-то делать. Одно дело, когда человек устал, нуждается в отдыхе и спит какое-то время, и другое, если человек все-таки имеет свободное время, но занимается не молитвой, не поиском Бога, не борьбой со страстями, а каким-то праздным занятием, которое не приводит к Богу, а, наоборот, отводит от Него.

Спасибо.

– Итак, продолжим. ...Иже пришед, и все еже о нас смотрение исполнив, в нощь, в нюже предаяшеся – уже вспоминается Гефсиманский сад, капли пота Спасителя, как капли крови, капающие на землю. Паче же Сам Себе предаяше за мирский живот… то есть Он Сам, по Своей воле и, конечно, по воле Бога Отца и Духа Святого (потому что все эти три Лица находятся в согласии друг с другом) предаяше за мирский живот, то есть за жизнь мира. (Продолжение следует)

Записала:
Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс