Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №23 (872) → Архимандрит Савва (Мажуко): Дети и зло

Архимандрит Савва (Мажуко): Дети и зло

№23 (872) / 21 июня ‘16

Свет невечерний

Друзья мои, мы все с вами, скажу банальность, родом из детства. И вынесли оттуда, из этого яркого периода, не только добро, воспоминания не только яркие, но и трагичные – наши первые раны, синяки, скорби, обиды, страхи, трагедии. Они тоже родом из детства. И это большая очень проблема: дети и зло. Это большая забота родителей, воспитателей, педагогов вообще всякого мыслящего человека. Как может быть, что случается такая трагедия, почему рядом с детьми – с этими невинными прекрасными существами, которых мы сравниваем иногда с ангелами, – бывает зло?

Один из первых авторов поздней античности, который писал о детстве, размышлял над этим феноменом, знакомым всем и каждому, был блаженный Августин. У него была замечательная книга «Исповедь», которую, конечно же, многие из вас читали, перечитывали. Этот текст написан не просто философом, но поэтом, мыслителем, человеком, который имел очень чуткое сердце, способное различать эмоциональную палитру своего опыта, чувствовать переливы трагического, комического. И свое детство он вспоминал с горечью, со слезами. Он говорил, что из детства он вынес, например, свой первый опыт молитвы. Ну, о чем он молился? Вот если вас спросить, друзья мои, вы помните свою самую первую молитву? И мы скорее всего вспомним свой взрослый опыт или может быть юношеский. Блаженный Августин, этот великий святой, великий богослов, он вспомнил опыт родительский. Он вспомнил, что самая первая молитва была, чтобы его не били. Он просил: «Господи, прошу тебя, сделай так, чтобы меня больше не били!» – по обычаю тогдашней школы мальчиков, чтобы принудить к изучению Гомера, например, или древнегреческого языка, их просто избивали. Это считалось нормальным. И блаженный Августин пишет: как же так было, что я в этой своей боли, в этом своем несчастье оказался один? Родители, близкие, учителя – все смеялись над моей бедой. Я им рассказывал, как мне больно, а они просто смеялись...

И вот мы размышляем о детстве, об опыте, который человек переживает в самом юношеском своем возрасте. Мы делаем это не из праздного любопытства, не из философской беспечности, если вообще есть философская беспечность, а из практических целей, надобности – нам хочется оградить от зла своих близких, своих детей, хочется, чтобы их опыт жизни не был таким трагическим, чтобы они не испытывали эту боль, чтобы первый опыт молитвы не был таким болезненным, кровавым почти, в буквальном смысле слова.

Но мы забываем один очень важный урок, который блаженный Августин извлек из размышлений по поводу своего детства. Это, пожалуй, первая книга «Исповеди блаженного Августина», в которой ярко очень описывается другой феномен детства и зла, другая сторона этой проблемы: он говорит, что зло не столько снаружи ребенка, сколько внутри него. Вот это совершенно необычно! В наш просвещенный век, когда мы призываем учиться у детей, – например, брать у них уроки, – говорить, что есть какие-то мифические «дети индиго» и «дети несут в себе только свет, положительное какое-то зерно» – здесь глубокий, правдивый и честный христианский мыслитель утверждает и подчеркивает, рефлексируя над своим текстом прежде всего то, что самое страшное зло находится не снаружи – не эти учителя с кнутами, не люди, которые могут плохому научить, – а внутри ребенка. И как к этому отнестись, скажите, пожалуйста?

Блаженный Августин говорит, что взрослые и дети ничем, собственно, не отличаются. Он говорит: малыш, ребенок безгрешен только потому что у него очень слабые силы. Наша деятельность, наша забота, взрослых людей, отличается от детской только размерами: мы точно так же грешим, так же играем, как играют дети, мы выдаем свои игры за нечто серьезное, но ничем кардинально не отличаемся. И блаженный Августин говорит, что с самого своего детства раннего видел в себе вот это зерно зла: все страсти, грехи, какие только возможны, кочуют из поколения в поколение. Нерешенные проблемы какого-то рода или семьи могут проявляться в новых поколениях. Снова и снова, потому что человечество похоже на одно большое дерево, по которому текут одни и те же соки. И в совершенно невинном ребенке, которого никто плохому не учил, могут проявляться вдруг неожиданно какие-то дикие страсти, ревность, мстительность, злоба, агрессия и другие вещи, которые как будто никто в него не вкладывал. Вот в 93-м году Англию потряс дикий случай, когда стали пропадать из городков английских дети, мальчики. Думали, что появился маньяк: их растерзанные тела находили на пустырях, кто-то издевался над ними, прыгал на этих детях, избивал их, они от этих увечий скончались. Потом выяснилось, что это делали два десятилетних мальчика – красивые, славные ребята из хороших семей, никто их ничему плохому не учил… Из праздности откуда-то вдруг у них появилась вот эта дикая идея. Один из мальчиков говорил, что, когда они пришли к такому вот открытию, похищению детей, у них было такое чувство, что между ними сидел какой-то третий.

Вы знаете, этот «третий» всегда рядом, с самого рождения с каждым из нас: тот, кто нашептывает, тот, кто проявляет какие-то опыты дикости, страстности, греховности, зла, возрождает их откуда-то изнутри. На самом деле, мы несем в себе, рождаясь на этот белый свет, уже какие-то опыты предшествующих поколений. И что же с этим делать? За детьми нужно смотреть, друзья мои. Есть старая еврейская поговорка. Шуточная, конечно, но несущая в себе очень большую житейскую мудрость: еврейские мудрецы говорили, что поскольку Бог не поспевает везде, Он создал маму… Родители, на самом деле, не должны идеализировать своих детей, сдувать с них пыль, видеть в них ангелов, которые явились на этот свет и несут какое-то особенное откровение, а видеть в них продолжение своего рода – и, честно вспоминая свое детство, свои ошибки, искушения и соблазны, которые были у них тогда, помня, что дети причастны ко всему дереву человечества и несут в себе как положительный, так и отрицательный опыт предшествующего поколения, оберегать их не только от внешнего зла, не только от неблагополучных каких-то компаний, дурных влияний, опекать их, «упаковывая» во все лучшее, давая им лучшую пищу, но помнить, что зло находится и внутри ребенка и нужно помочь ему не просто освободиться от этого зла, но научить его свободно, разумно и сознательно противостоять ему.

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс