Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №22 (871) → Протоиерей Михаил Браверман: Православное богослужение

Протоиерей Михаил Браверман: Православное богослужение

№22 (871) / 14 июня ‘16

Беседы с батюшкой

Отец Михаил, мне очень радостно поздравить Вас с выходом Вашей новой книги «Православное богослужение» (эта книга сегодня в студии). Совсем недавно мы знакомили наших телезрителей с одной из Ваших книг, посвященной всенощному бдению, и вот сейчас, благодаря издательскому дому «Никея», появилась замечательная иллюстрированная энциклопедия, посвященная православному богослужению. Мне довелось уже слышать о ней немало хороших отзывов: что она очень емкая, содержательная и хорошо иллюстрирована. Пожалуйста, расскажите о том, как появилась идея написать такую книгу, посвященную православному богослужению.

– Спасибо за добрые слова о книге. Наверное, написание книги, посвященной православному богослужению, – это часть моего священнического служения. Священник призван возносить свои молитвы Господу Богу, возглавлять общую храмовую молитву, силою Божией совершать таинства Церкви. И конечно, для того чтобы участие людей в церковных богослужениях, в церковных таинствах было осмысленным и могло принести духовный плод, необходимо знать и понимать, что происходит во время церковной службы. Об этом можно говорить с амвона, можно – в студии православного телеканала и, конечно, традиционно с помощью книги.

И вот желание поделиться своим пусть небольшим, но опытом, своими пусть небольшими, но знаниями привело меня к идее написать книгу для всех: и для взрослых, и для детей. В книге так и указано: «для всей семьи». Все, что знает Церковь о Боге, все, что мы читаем в Священном Писании, Ветхом и Новом Заветах, о Боге, наших отношениях с Творцом, нашем Спасителе, – все это выражено в богослужении Церкви. Поэтому богослужение надо любить, ценить. Но чтобы научиться любить и ценить его по-настоящему, надо понимать, как евангельская истина отражена в том, что совершается в Церкви, как отражена в нашем богослужении. Вот такая задача и стояла передо мной.

По поводу места богослужения в жизни христианина. Мы знаем, что мы, современные люди, очень загружены, много работаем, и у нас остается у кого один, у кого два выходных, в которые многие люди предпочитают отдыхать. Наверное, важно будет напомнить о том, какое место именно богослужение должно занимать в жизни человека, в частности в жизни христианина.

– Конечно, обязательно надо отдыхать, жизнь не должна состоять только из труда. Но жизнь, помимо труда и отдыха, должна включать в себя молитву. Человек изначально был сотворен для того, чтобы общаться с Богом. Господь Бог сотворил нас для Себя. Но после грехопадения поиск Бога в нашем мире требует усилий: волевых, аскетических. И Господь благословляет нас на этот путь, Господь одобряет нас, призывает участвовать в церковной молитве, таинстве Причащения прежде всего. Так Господь и говорит об этом таинстве: «Тот, кто не будет есть Тело Мое и не будет пить Кровь Мою, не будет иметь в себе жизни». Потому что Жизнь подлинная, Жизнь истинная, та Жизнь, которая не пресекается даже в смерти, – это Сам Христос Спаситель.

Если мы это знаем и об этом помним, то, несмотря на понятную человеческую усталость, стремимся каждое воскресенье по возможности быть в храме. Когда человек заболевает физически, сколько усилий он предпринимает для того, чтобы справиться с болезнью, сколько средств тратит на лекарства; все его заботы – о возвращении здоровья, это понятно. Но все мы больны духовно, все мы нуждаемся в прощении Господа, благословении Господа, и если бы мы хоть в малой мере столько же времени, сколько уделяем попечению о здоровье, уделяли попечению о душе, тогда не возникало бы вопроса: идти или не идти на богослужение. Конечно, идти, потому что в этом наше христианское призвание, высота нашего достоинства как Божиих детей, сыновей и дочерей Всевышнего Господа Бога.

Участие в богослужении – это же привилегия. Нас Господь назвал христианами, потому что мы родились в Крещении для жизни с Богом, и нас Господь призывает участвовать в молитве, славословии и, самое главное, – в церковных таинствах. И если мы хотим учиться любить Бога, то разве мы не ответим на Божественный призыв быть в храме, быть с Богом, славословить Бога и учиться Его любить?

Вспомним, что совсем недавно в нашей стране, в нашем замечательном городе Санкт-Петербурге не было такой удивительной возможности: свободно пойти в храм и свободно помолиться. Просто за появление в храме человека могла действительно ждать какая-то незавидная участь. Может быть, уже в последние годы советской власти, конечно, и не тюрьма, и не гонения, но школьный учитель не мог без проблем пойти и участвовать в молитве, это грозило увольнением с работы.

А сейчас у нас есть все для того, чтобы учиться молиться, славить Бога, учиться Его любить: есть храмы – и новые, и прекрасные исторические; есть книги – и старые, и вновь написанные; есть интернет, который создан не для того, чтобы в нем проводить время в играх, а для того, чтобы с его помощью учиться, в том числе учиться быть христианами. И если мы время, которое нам дано, не потратим на пользу самим себе, а потратим его на игры, бесцельное лежание на диване перед телевизором, кто кроме нас будет в этом виноват? В этом наша ответственность.

Бывает такое, что человек, который уже стоит на пути к Богу, не решается переступить порог храма. Вы упомянули о том, что сейчас, слава Богу, открыты храмы, доступна литература и много информации в Интернете. Может ли Ваша книга помочь человеку, который еще только стоит на пути к этому Источнику, открыть для себя Источник воды живой, Который есть Иисус Христос?

– Мне кажется, человеку может помочь что угодно: и случайная встреча на улице, и книга (даже книга светская). Разве вся великая русская литература не подталкивает человека обратиться к Богу? Разве классическая музыка не восхваление Бога? Красота этого мира, красоты природы не свидетельство о Творце? Разве Петропавловская крепость, Исаакиевский собор не напоминание о нашем призвании быть детьми Божиими? Поэтому на самом деле все зависит от человека: готов ли он услышать, готов ли увидеть в событиях своей жизни то, что Господь направляет его в Царствие Небесное.

Конечно, мне бы хотелось, чтобы и моя книга принесла пользу тем, кто ее будет читать, тем, кто будет хотя бы рассматривать картинки.

А как научиться понимать православное богослужение? Сегодня мы часто слышим жалобы: «очень красиво, но я ничего не понимаю».

– Конечно, эти жалобы действительно имеют основание, потому что богослужение развивалось веками, а современный человек хочет быстренько все понять и быстренько все усвоить. Но любое серьезное дело требует времени. Например, изучаем мы иностранный язык, – мы же не можем выучить его за три дня, не правда ли? Даже если мы на ночь толстый учебник английского языка будем класть под подушку, то с утра у нас знаний больше не будет. Поэтому любое серьезное дело – а что может быть серьезнее наших отношений с Богом? – требует от человека и решимости, и труда.

Понять богослужение трудно, потому что дело не только и не столько в церковнославянском языке. Дело в символике, в том, что трудно для восприятия Священное Писание, а богослужение является зримым, слышимым воплощением Священного Писания. Поэтому чтобы понимать богослужение, надо знать, о чем говорит нам Священное Писание, о чем говорит Библия, прежде всего Новый Завет. Понять это можно и нужно, а для этого надо читать книги, иметь пусть небольшой, но опыт и домашней, и храмовой молитвы. Тогда постепенно очень многие вопросы получат свое разрешение.

Что касается отношения к православному богослужению, бывает такое, что человек остывает. Поначалу он воспринимает все очень живо и часто во время песнопения так умиляется, что по щекам бегут слезы, но бывает такое, что человек охладевает и начинает воспринимать богослужение как формальность. Как избежать этого?

– Все, что вы говорите, правильно, это бывает. Но духовная жизнь не нечто статичное. Однажды почувствовав красоту богослужения, найдя его смысл, мы не можем это постоянно в себе удержать. Любое дело, говорили святые отцы, рано или поздно переходит в привычку. Этого не происходит только с молитвой, потому что молитва всегда требует напряжения и ответственного отношения. В этом сложность нашей жизни. Нам, людям, тяжело справляться с самими собою, тяжело справляться с собственной косностью, собственными грехами, с собственной ленью.

Мы все знаем, как бывает: действительно сначала читаем, читаем правило, а потом в какой-то день ничего не чувствуем. Что делать? Утешать себя тем, что молитва с принуждением выше, чем молитва по вдохновению? Можно и так. Но самое главное, что мы должны помнить: мы не можем прочитать одну книгу, вторую, третью, сто, двести, триста книг и сказать: «Все, это мой уровень». Конечно, нет. Как только мы остановились в духовной жизни, мы не остались на месте, мы поплыли назад, потому что духовная жизнь – это плыть против течения. И если мы подняли весла в лодке, то плывем назад.

Поэтому нам надо настроиться, что всю нашу жизнь мы духовно растем. Можно сказать, что это тяжело, а можно сказать, что это замечательно, потому что если человек не растет, то какой смысл в продолжении его жизни? А если мы учимся всю жизнь, учимся бороться сами с собой, учимся бороться со своими страстями, уничтожать в себе грехи с помощью Божией силы и благодати, узнавать новое о православном учении богослужения, тогда действительно вектор нашей жизни направлен к Небу, вверх, и мы немножко, но растем вверх. Но не бывает, чтобы на этом пути мы не испытывали трудности, не спотыкались и не падали – важно встать, отряхнуться и пойти дальше.

А что человек, который ничего не знает о Литургии и никогда о ней не слышал, но вдруг получил в подарок Вашу книгу, может из нее узнать об этой главной службе Православной Церкви?

– Дорогой Михаил, я думаю, что если вы получите от меня в подарок эту книгу, то вы не узнаете все, что вам надо знать как студенту Санкт-Петербургских духовных школ. Еще много чего надо знать человеку, который заканчивает наши духовные школы. А вот что человек, который никогда не слышал о Литургии, узнает по этой книге все, что ему надо, это несомненно. А вам понадобится еще читать устав Скабаллановича, читать Литургию на греческом и так далее.

Конечно, согласен с Вами абсолютно. Насчет того, что происходит в алтаре… Часто мирян от алтаря отделяет иконостас, алтарная преграда. То есть мы можем созерцать лики святых, иконы Спасителя, Пресвятой Богородицы, архангелов, но человек может не совсем точно представлять себе или совсем не знать, что происходит в алтаре.

– Поэтому в нашей книге мы пишем о том, что совершается во время проскомидии, как происходит подготовление хлеба и вина для того, чтобы в дальнейшем они были освящены во время анафоры – главной части Божественной литургии, пишем о всем последовании Литургии: о том, что происходит в алтаре, что происходит, когда священнослужитель выходит на малый, потом великий вход, пишем о символике богослужения.

Проскомидия – один из самых непонятных моментов для мирян, поскольку миряне в этот момент только еще собираются в храме, а проскомидия уже совершается. Можно ли о ней узнать подробно?

– Можно подробно, даже с рисунками.

Не могли бы Вы что-нибудь зачитать из Вашей книги о приготовлении к богослужению, ведь что касается проскомидии, это действительно очень интересный момент для каждого мирянина, поскольку он, к сожалению, за проскомидией присутствовать не может.

– «Проскомидия служится за закрытыми царскими вратами. Совершив на солее (ранее в книге объясняется, что такое солея) входные молитвы, священник и диакон входят в алтарь, облачаются в священные одежды, читая при этом положенную молитву (ранее говорю о том, что символизирует и обозначает священная одежда). К жертвеннику приносятся – а проскомидия означает «приношение» – хлеб, просфоры, вино, а также священные сосуды: так называются потир (чаша), дискос (блюдо, на подставке), копие (нож). К священным сосудам относится и лжица, с помощью которой причащают верующих, а также покровцы и воздух – ими покрывают чашу и дискос.

После начального благословляющего возгласа священник, взяв в правую руку копие, трижды знаком креста осеняет им агничную просфору, произнося при этом: В воспоминание Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Это воспоминание прежде всего о Рождестве Сына Божия и Его смерти. Из агничной просфоры изымается центральная часть – агнец, который затем будет освящен Духом Святым и станет являть Агнца Божиего Господа Иисуса Христа. Изъятие агнца сопровождается чтением древнего пророчества Исаии о добровольной смерти Христа: Яко овча на заколение ведеся, и яко Агнец непорочен, прямо стригущаго его безгласен, тако не отверзает уст Своих; во смирение Его суд Его взятся; род же Его кто исповесть; яко вземлется от земли живот Его.

Агнец крестообразно надрезается со словами: Жрется (т.е. приносится в жертву) Агнец Божий, вземляй грех мира, за мирский живот и спасение. Затем звучит слово очевидца крестной смерти Спасителя, апостола Иоанна Богослова: Един от воин копием ребра Ему прободе, и абие изыде кровь и вода; при этом священник пронзает агнца копием, а диакон вливает в потир вино с водою.

Затем священник изымает частицы из оставшихся четырех просфор и раскладывает их вокруг агнца. Справа оказывается частичка за Пресвятую Богородицу. Предста Царица одесную Тебе, в ризы позлащенны одеянна, звучат пророческие слова псалмопевца. Слева от агнца полагается частица за девять чинов святых начиная с Иоанна Крестителя. Такой порядок соответствует тому, что являет центральный образ иконостаса – деисис. Другие упомянутые святые – это пророки, апостолы, святители, мученики, преподобные, чудотворцы и бессребреники, святые, чья память приходится на день совершения Литургии, а также ее творец – святитель Василий Великий или святитель Иоанн Златоуст. Ниже агнца располагаются частички за живых и усопших, за всех, о ком молится священник и кого мы упомянули в записках, поданных в алтарь. Так на дискосе возникает образ Церкви, в которой Господь объединяет святых и нас, живых и уже покинувших мир.

Проскомидия найдет свое завершение в конце Литургии, когда после Причащения священник возвратится в алтарь и, поставив на престол Чашу, погрузит в нее частицы с дискоса. Это действо, символизирующее соединение со Христом и оставление грехов, сопровождает молитва: Отмы́й, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею Честною, молитвами святых Твоих.

На жертвеннике заканчивается подготовка к дальнейшей службе, над агнцем поставляется звездица. Таким образом, сейчас дискос обозначает вертеп, в котором родился Христос, а звездица символизирует Вифлеемскую звезду, которая привела волхвов к Богомладенцу. Но звездица имеет форму креста, и будущая смерть усматривается в самом Рождестве, ведь Бог пришел в мир, чтобы принять смерть и победить ее Воскресением. А воздух, покрывающий потир с дискосом и символизирующий пелены, которыми был повит Младенец, затем будут изображать Плащаницу, которой обернули снятое с Креста тело Спасителя. Покадив священные сосуды на жертвеннике, диакон начинает каждение храма с престола, читая при этом тропарь, утверждающий неограниченность и присутствие Бога: Во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог, в раи же с разбойником, и на Престоле был еси Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй неописанный.

Вот сколько символики, сколько действий совершено до той поры, пока торжественный возглас не начнет Литургию оглашенных.

Благодарю Вас, отец Михаил, действительно удивительный чин, который совершается за царскими вратами и подготавливает вещество...

– Подготавливает вещество для того, чтобы потом все мы, народ Божий, собранный в храме, участвовали в славословии Творца, в Божественной литургии.

Еще один вопрос, касающийся богослужения. Вот человек познакомился с Вашей книгой (получил ее в подарок или приобрел), узнал о православном богослужении из нее, решил с ним познакомиться. И здесь возникает такой вопрос: стоит ли ждать особого времени для того, чтобы прийти на службу, искать особенное место, храм, где особенно красиво служат, куда-то ехать, чтобы оценить все по-настоящему, или же достаточно выйти из дома, перейти дорогу и зайти в близлежащий храм?

– Мне нравится второй вариант. Мне кажется, что все, что нам надо, совсем рядом с нами, просто мы чего-то не замечаем, не замечаем, что нам важно, необходимо. Иногда человек едет за тридевять земель, что только не предпринимает, чтобы найти ответ, а ответ лежит рядом – просто протяни руку, возьми книгу. Вот вы сказали такую фразу, что человек познакомился с моей книгой и решил пойти на богослужение. Действительно, вот человек познакомился с чем-то интересным (с моей книгой или с чем-то еще) и решил в своей жизни что-то реализовать. И вот теперь все зависит уже не от книги, не от советов друзей и знакомых, – теперь все зависит только от человека. И в этом ответственность человека за свою жизнь и за реализацию своего христианского призвания, потому что никто за нас не сделает самого главного – не решится быть с Богом; это решение наше личное, и мы за него несем свою ответственность.

Да, это абсолютно верно. Что бы Вы хотели пожелать нашим телезрителям в рамках нашего сегодняшнего разговора?

– Радости о воскресшем Христе Спасителе. Вам, Михаил, желаю радоваться, я знаю, что у вас сейчас в Духовной академии сессия, и несмотря на сессию и на подготовку к экзаменам – радоваться, что у вас есть такая удивительная возможность быть студентом Санкт-Петербургских духовных школ, узнавать о Боге для того, чтобы потом полученными знаниями делиться. А всем нашим телезрителям – полноты радости о воскресшем Христе. Христос Воскресе!

Воистину Воскресе! Благодарю Вас, отец Михаил, за сегодняшнюю очень интересную беседу, за знакомство с Вашей книгой – иллюстрированной энциклопедией для всей семьи «Православное богослужение», за то, что у нас с Вами была сегодня возможность побеседовать и мы ее с Вами так удивительно реализовали.

Записала:
Нина Кирсанова

Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс