Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №22 (871) → Архимандрит Алексий (Вылажанин): Вопросы о духовной жизни

Архимандрит Алексий (Вылажанин): Вопросы о духовной жизни

№22 (871) / 14 июня ‘16

Беседы с батюшкой

Тема передачи касается вопросов духовной жизни православного христианина. Вы знаете, как много вокруг соблазнов и сколько разных препятствий встречает человек на протяжении своей жизни. Вопрос такой: что значит быть православным христианином в современном мире?

– Современный мир или несовременный, тысяча лет тому назад или тысяча лет после нашей с вами беседы – дело не в этом. Быть православным христианином – значит жить по-христиански, жить по заповедям Христовым, по Евангелию. А то, в какое время живешь, значения не имеет: любое время готовит для человека одни и те же соблазны, только сейчас они предстают в более искусительной форме, поскольку так называемый научно-технический прогресс не стоит на месте, развивается, и бес развивает соблазны, искушения, чтобы отвлечь нас от пути Евангельской жизни. Поэтому быть христианином не значит говорить, что ты христианин и носить на груди крестик; быть христианином – это жить по-христиански. Если наш образ жизни – христианский, тогда нас можно считать христианами. Если же мы только называем себя христианами, а образ нашей жизни совершенно не стыкуется со Священным Писанием, заповедями, которые нам оставил Господь, и вообще с духом христианства, христианской любви, заповеданной Христом, тогда на самом деле мы не христиане, а лишь носители христианских форм.

Следующий вопрос касается проблемы маловерия. Чаще всего маловерные мысли приходят просто так. Бывает, занимаюсь своими делами, учусь либо работаю – а Бога нет: «Все могу сам, и никто мне не должен помогать», а на сердце какая-то тяжесть. Как победить в себе этот недуг?

– Наверное, с этой проблемой сталкивается каждый христианин. Особенно когда начинаешь много философствовать, возникает множество вопросов, на которые не всегда можешь найти ответы. Часто мы просим, чтобы Господь укрепил нас в вере, явил чудо, которое мы увидим и поверим. Но на самом деле в жизни нас окружает множество чудес, которые Господь показывает нам, но мы, по своему жестокосердию и духовной слепоте, их не видим. Порой даже соприкасаясь с реальной святыней, умом мы понимаем, что это чудо Божие, а сердце остается глухо к его восприятию.

Вообще, все что есть в жизни человека, – это его грехи. Как я прочитал у старца Симеона Псково-Печерского: «Что твое? Твое – только грехи, все остальное – от Бога», в том числе и вера. Вера – это Божий дар, который Господь дает человеку, и человек должен просить этого дара, чтобы Бог его утвердил, укрепил. Потому мы и молимся: «Господи, укрепи нас в вере нашей». И если эта молитва искренняя, если сердцем человек все-таки верит, то эта сердечная вера дает возможность побороть неверие, которое порой бывает в нашей жизни. Как говорят, у батюшек один ответ: молиться надо. Но это не простой, а самый сложный путь, который можно найти, – путь молитвы. Это очень тяжелое делание, но когда оно начинает идти из глубины твоего сердца, из глубины твоей души, то очень радостное. Поэтому надо просить у Бога, чтобы Он укрепил нас в вере, помог нам избавиться от сомнений, искоренил маловерие, которое часто бывает в нашей жизни.

Надо уметь благодарить Бога за то, что Он нам посылает. Мы часто надеемся на себя, часто уверены в своих силах. Вот начинаешь какое-то дело без Божия благословления – не перекрестился, не помолился, и даже элементарное дело, гвоздь забить, сделать не можешь – гнется он, не идет. А бывает, начинаешь сложное дело, страшишься, думаешь, как все это совершить, ведь ты человек немощный, сил у тебя нет, но попросил у Бога благословения, помолился, перекрестился, и, смотришь, – дело потихонечку выправилось. Только с Божией помощью, только уповая на Бога и можно бороться.

Как благодарить Бога?

– Благодарить Бога надо всегда и за все, как поется в одной православной песне: и за скорбь, и за радость. На самом деле, Богу наша благодарность не нужна – Ему нужны наше чистое сердце и наша христианская жизнь, которая будет вести нас через тернии житейских искушений и соблазнов к заповедному моменту восстановления общения с Господом в Царствии Божием. Вот этим благодарить – жизнью своей, своими поступками, своими делами. Словами? Иногда мы умеем благодарить и словами. Но бывает, что, когда нам что-то нужно от Бога, мы бежим в храм, покупаем самые дорогие свечи, ставим на подсвечник: «Господи, дай!» А когда получили что-то, то уже не Бог нам это дал, а мы сами сделали, поэтому забываем зайти в храм, поблагодарить Бога за то, что Он послал нам то или иное благодеяние.

Некоторые священники призывают быть активными в вере, даже использовать интернет-пространство, чтобы спорить, доказывать, писать комментарии. Но ведь говорится, что христианин должен быть кротким и смиренным. Как совместить кротость, смирение и активность?

– Кротость, смирение и активность не нужно противопоставлять друг другу. Невозможно выработать один путь спасения для всех. Евангелие дано всем, но каждый пытается воплощать Его своими силами и каждый идет своим путем. Взять даже святых угодников – каждый из них избирал свой путь. Их современникам казалось, что их пути противоположны, а Господь прославлял и того, и другого пред Лицом Своим, показывая, что к Нему можно прийти разными путями. Мы знаем из истории, что активным мог быть и отшельник, и затворник, и молитвенник, а, например, святитель Николай мог активно выступить на Соборе и даже заушить безумного Ария. Но для этого должна быть глубина веры и твердость в ней.

У нас же активная часть верующего населения – это так называемые неофиты, люди, которые только-только пришли в Церковь и считают, что они все знают, все поборют. Но, к сожалению, они очень быстро выгорают и своей активностью не столько привлекают людей к Богу, сколько отталкивают от Него. То есть все должно быть разумно, и чтобы что-то делать, надо прежде иметь крепкую веру, не сжигающую, а теплящуюся в тебе, горящую, как Благодатный Огонь, который снисходит в Иерусалиме в дни Великой Субботы и не опаляет. И в нас должна быть такая вера – не опаляющая, не сжигающая нас.

Вот тогда тот, кто может, пусть ведет споры в интернете и соцсетях, но все должно быть очень разумно. К сожалению, люди там не всегда ищут истину, а чаще всего провоцируют православного человека на какие-то не совсем благовидные ответы.

Какая страсть самая страшная для человека?

– Любая страсть тянет за собой очень много других, но, думаю, это гордыня. Пока мы молоды, гордимся молодостью, красотой, умом, знаниями. А что мое? «Мои только грехи! Все остальное – Божие». Часто мы видим, как и академиков Господь разума лишает, – умный человек не всегда заканчивает свою жизнь в здравом уме и твердой памяти. Видим, как человек, пышущий здоровьем, в одночасье оказывается на смертном одре. От гордыни происходят и эгоизм, и самолюбование, и многое другое.

Вопрос телезрителя: «Мой муж никогда не причащался, в храм не ходил, креста не носил, и брат тоже. Можно ли их поминать на проскомидии?».

– Если бы мы были в юрисдикции старообрядческой общины, то не принимали бы таких христиан. Но как Господь проявляет к нам милосердие, так должны делать и мы. Если они были крещены и открыто Христа не отрицали, но по житейской глупости ходили без креста и не имели Бога в сердце, то, конечно, надо молиться, чтобы Господь простил их вольные и невольные прегрешения. Может быть, через нашу молитву и нашу христианскую жизнь Он проявит милосердие и не отправит их на вечные страдания, а простит их нерадивость. Молиться обязательно нужно.

Можно вымолить человека?

– Для Бога нет ничего невозможного. Одному человеку ничего не сделать – с Богом возможно все.

Что такое смирение? Не спорить, не роптать, принимать все, угождать людям и не раздражаться – или что-то другое?

– Из угождения людям может вырасти человекоугодие. Угождать надо Богу. Смирение – это умение принимать волю Божию, не совсем безмолвно, но без ропота. Когда у нас все хорошо, мы это принимаем и радуемся. А если возникают проблемы, мы начинаем предъявлять Богу претензии. Надо уметь благодарить за то, что Господь где-то испытывает нашу веру. Пример смирения, любви и веры – Иов Многострадальный. Обратитесь к его житию – вот где человек проявил смирение и любовь к Богу, преодолевая все неприятности, искушения, которые попускал Господь.

Отсутствие смирения, ропот, нежелание принять волю Бога – может быть, это проявление трусости, жалости к себе?

– Это опять проявления гордыни: мы считаем, что воля Бога должна согласовываться с нашей. Прихожане начинают бегать по старцам – ответы батюшек их не устраивают. Не у каждого старца они могут найти тот ответ, который бы их устраивал, и вот они бегают от одного к другому, пока не услышат то, что хотят. Это и есть неприятие воли Божией. Порой приходской батюшка, который искренне служит и молится, к которому ты ходишь, и он знает тебя, твои проблемы, семью, может дать такой совет, который не всегда даст незнакомый священник.

Какое место должна занимать молитва в жизни православного христианина?

– Первое. Наши предки без молитвы не делали практически ничего. Вот берешь просфору: когда она сделана с молитвой – у нее один вкус, а когда без молитвы – совсем другой. Готовят два человека одно блюдо, и один молится, а другой просто так делает. Как правило, у того блюда, что приготовлено с молитвой, вкус совсем другой. Так и в любом деле, конечно, в том случае, если молитва искренняя, идущая из глубины сердца. А если человек только прикрывается молитвой, пытаясь сделать какое-то дело, то и результат совсем другой получается.

Бывает, что на человека накладывают епитимью, а он с этим не согласен или сопротивляется. Один настоятель рассказывал, что, случается, его прихожанам во время паломничеств по монастырям там накладывают епитимьи, запрещая причащаться по 10–15 лет. Как быть в таких ситуациях?

– Во-первых, в паломничество лучше ездить со своим священником, который вас знает и понимает. Во-вторых, вас ведь не насильно привели на Исповедь, вы сами пришли к тому или иному священнику, и, наверное, он наложил епитимью за что-то. Что значит «согласен» или «не согласен»? В этом как раз проявляется смирение. Может быть, священник не прав, но вы же его сами выбрали.

Потому мы и говорим: ищите духовника или хотя бы исповедника, чтобы он был разумный, трезвомыслящий. К сожалению, в монастырях у нас действительно есть большая проблема с некоторыми людьми. Иногда их настраивают так, что причащаться и исповедоваться они должны обязательно в монастыре, а на приход только ходить. Это совершенно неправильная позиция. Мы должны приучать человека к Богу и Церкви, а не к конкретному священнику, месту или храму.

Вопрос телезрительницы из Подмосковья: «Я поставила дома такие же фотографии родителей и мужа, как на кладбище. А мне сказали, что дома их ставить нельзя, якобы они отнимают какую-то силу».

– К сожалению, у нас с Православием совмещают язычество и суеверия. Во-первых, для меня не совсем понятен смысл фотографий на кладбище. На наших крестах фотографий никогда не было, как и скульптурных изображений – западная традиция, которая пришла к нам. Поэтому надо задаться вопросом: нужна ли фотография на кладбище?

Во-вторых, вы брали фотографию для кладбища из семейного альбома. Получается, что ее надо теперь выбросить и оттуда? Какая «энергетика»? Энергетика находится внутри нашего сердца. Чаще всего мы ищем причины проблем в окружающем нас мире, но никогда не ищем их в глубине своей души, а при любой проблеме надо искать в себе. Фотография не может принести несчастья в наш дом. Кто против нас, если с нами Бог?

А вот если у нас нет ощущения Бога внутри себя, тогда мы ищем причины в фотографиях, иголках, колдунах. Безусловно, колдуны, люди, занимающиеся черной магией, есть, но кто может нам повредить, если мы активные православные христиане, исповедуемся в своих грехах, причащаемся Святых Христовых Таин? Никто не может ничего против нас сделать, если только Господь не попустит.

Некоторые жалуются, что Бог забирает лучших людей. Этот вопрос задала и женщина, которая прожила с мужем душа в душу, считала его идеальным, а он умер молодым, за месяц сгорев от рака. Он умер, и она начинает роптать на Бога. Как быть в такой ситуации?

– Читать житие Иова Многострадального. Когда он потерял все, жена на него так же роптала: ведь муж так любит Бога, а Он посылает несчастья. Исходя из этой логики: следует, что Богу надо отдавать самое плохое? Господь каждого призывает в тот момент, который для него определен, ни раньше, ни позже этого времени. Как сказано в Священном Писании, мы не можем прибавить ни дня, ни часа, если на то не будет воли Господа. Кто знает, от чего Господь уберегал в дальнейшем этого человека, призывая его в достаточно молодом возрасте… Не надо задавать Богу вопросы «зачем» и «почему», надо просить у Него укрепления, потому что терять близких людей всегда тяжело.

Нашим родным нужно не наше роптание на Бога, а молитва за их души, которые уходят от этого бренного мира с его трудностями в жизнь вечную, где будет или вечное поругание, или вечное общение с Богом. Любой человек несовершенен в этом земном мире, нет безгрешных, кроме Бога, поэтому и нужна молитва. Надо не роптать на Бога за то, что он призвал человека, а молиться за своего близкого, может быть, вспоминать те хорошие моменты, которые были. Кто знает, как могла измениться его жизнь в дальнейшем, может быть, тогда бы остались уже не такие хорошие воспоминания.

Девушка – православная христианка, но любит молодого человека, который принадлежит к другой конфессии или даже вере. Они хотят связать себя брачными узами. Есть ли какие-то условия для этой девушки?

– Необходимо снова сказать, что к каждому конкретному случаю надо подходить особо. Существует такая церковная бюрократия, когда для получения благословения на Венчание в Православии неправославный христианин дает письменное обязательство, что он не будет препятствовать своему супругу (или супруге) исповедовать Православную веру и в дальнейшем, если появятся дети, не будет препятствовать их Крещению и воспитанию в Православии.

К сожалению, опыт показывает, что не все браки, заключенные и внутри одной конфессии, бывают счастливыми. И сказать, что все браки, заключенные между православными и неправославными, совершенно несчастны, тоже будет определенной ложью. Но, как правило, какие-то культурные аспекты всегда налагают на дальнейшую жизнь определенные отпечатки, и не всегда позитивные. Не всегда хватает мудрости с той и другой стороны, чтобы сохранить баланс между своей и другой верой.

В моей приходской жизни есть пример семьи, где жена православная, а муж мусульманин, по большим мусульманским праздникам он посещает мечеть, но это не мешает ему возить жену по святым местам, и он очень любит и уважает ее. У них есть любовь – они умеют пожертвовать своими амбициями. Дети воспитываются в Православии. А сколько людей, которые считают себя православными, но православной жизнью не живут, а бывают хуже язычников… Поэтому в каждом случае нужно смотреть на конкретного человека. Нельзя наверняка сказать, будет ли такой брак счастливым или несчастным, но есть проблемы, которые, если не будет мудрости во взаимоотношениях, могут дать свои плоды. Это проблемы воспитания детей, образа жизни, то, насколько супруги смогут дать друг другу свободу выбора в своем духовном пути, чтобы потом не упрекать друг друга.

У нас есть замечательный пример – Великий князь Сергей Александрович и Елисавета Феодоровна. Ведь она приняла Православие не из необходимости. Это Александра Феодоровна должна была принять Православие, потому что выходила замуж за наследника престола. У Елисаветы Феодоровны такого условия не было, поэтому, когда она венчалась, то не была православной. Но совместная жизнь с мужем, общение в православной среде подвигли ее к православной жизни. Как показывают исторические документы, они оба были счастливы в браке (который, к сожалению, был недолгим и закончился трагически), но это, скорее, исключение из правил.

Дорогие братья и сестры, укрепляйтесь в вере, боритесь с соблазнами, которые нам посылает мир, не ропщите, а умейте благодарить Бога. И когда вам кажется, что все совсем плохо, оглянитесь вокруг, но не смотрите лишь на людей, которые, как вам кажется, живут благополучнее и счастливее вас, а смотрите и на тех, которые живут хуже. Умейте принимать волю Божию и благодарить Бога за то, что Он нам посылает. Помните, что наше с вами – это грехи, а все остальное – от Бога. Помощи вам Божией, ангела-хранителя и многая и благая лета!

Записала:
Юлия Подзолова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс