Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №21 (870) → Александр Щипков, первый заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ: Русский мир – это образ мыслей

Александр Щипков, первый заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ: Русский мир – это образ мыслей

№21 (870) / 7 июня ‘16

Плод веры

Продолжение. Начало в №20 (869)

Мы только что говорили о взаимоотношениях Церкви и государства. По сути, выстраивание этих отношений – Ваша новая должностная обязанность. Что входит в Ваши полномочия, что уже делается в этом направлении, каковы планы?

– С полномочиями все очень просто. Святейший Патриарх определил их очень четко. Я занимаюсь взаимоотношениями с властью, с государственными органами, с неправительственными организациями. Это моя дорога.

Чем мне приходится заниматься практически? Возникают вопросы, которые требуют обсуждения между Церковью и государством. Они могут носить самый разный характер – практический, потому что законодательный процесс безостановочен, каждый день издаются какие-то законы. Иногда они затрагивают сферу деятельности Церкви, иногда – интересы или представления православных верующих. Приходится взаимодействовать и с администрацией Президента России, встречаться с представителями различных ведомств и министерств. Это, в общем, обычная, рутинная работа, но она необходима. Ничего такого сложного или закрытого в ней нет.

Насколько я понимаю, для Вас эта сфера не нова – Вы долгое время были помощником председателя Совета Федерации Российской Федерации. Что Вам дал этот опыт, и как законотворческий процесс выглядит с этой стороны?

– Ситуация довольно необычная. Действительно, какое-то время я был помощником председателя Совета Федерации, то есть госчиновником. В мои обязанности входило как раз взаимодействие со всеми религиозными организациями. Проводилась и практическая, и аналитическая работа, приходилось решать периодически возникающие конфликтные ситуации, связанные с храмостроительством, с разрешениями на землеотвод под строительство и т. д. – самые разные проблемы. Этим я занимался несколько лет.

Потом я уволился и несколько лет находился, как говорится, на вольных хлебах, занимался научной работой. И вот, достаточно неожиданно для меня, поступило предложение. На самом деле, я занимаюсь тем же самым, только немного поменялся ракурс – от лица Церкви. А по сути ничего не поменялось – проблемы похожи (некоторые те же самые). Поскольку я православный христианин, то даже особо не чувствую разницы, потому что если возникает какая-то проблема, то какая разница, где я нахожусь – со стороны государства или со стороны Церкви. Тем более, я уже рассказал о моем отношении и к Церкви, и к государству. Моя личная установка: здесь не может и не должно быть никаких противоречий. Имеющиеся противоречия искусственны, потому что и у государства, и у Церкви один объект, которым они занимаются. Это граждане Российской Федерации, для Церкви шире – граждане стран, входящих в каноническую территорию Русской Православной Церкви.

Каковы механизмы этого взаимодействия? Хотел бы привести конкретный пример. Святейший Патриарх Кирилл выступил с инициативой о выведении абортов из системы обязательного медицинского страхования. Но получилось, что эти слова уважаемого человека, Предстоятеля Церкви, никакого влияния на законодателей не оказали. Какое влияние Церковь может оказывать в таких сложных вопросах?

– Вы знаете, чем Церковь отличается от политической партии? Политическая партия – очень нетерпеливый организм. Партии спешат взять власть (это заложено в них) и быстро принять какие-то решения, чего-то добиться. А Церковь не собирается брать власть в стране. У нее нет такой задачи. Она существует для другого. В этом смысле ей намного проще действовать.

Церковь существует тысячелетия, и некоторые проблемы решаются порой десятилетиями и даже столетиями. Поэтому Церковь, даже когда ставит какую-то сложную задачу, понимает, что она будет решаться медленно. Церковь к этому готова. Но мы все равно будем этого добиваться, потому что, к примеру, тема, которую Вы затронули, прямо противоречит Евангелию. Церковь не может поменять свою точку зрения. Мы вынуждены учитывать складывающуюся вокруг нас социальную, политическую ситуацию, но не будем отступаться от того, что в светском мире называют принципами – от евангельских истин. Прискорбно, что этот вопрос решается медленно, но я уверяю Вас, что он будет решен в том ключе, который предлагает Церковь.

Оптимистичный взгляд! Будем надеяться, что так и будет.

Обращаясь к Вашей очень многогранной биографии, хотел бы затронуть период, когда Вы были, если можно так сказать, в оппозиции к государственной власти. В те годы это называлось диссидентством, хотя я знаю, что Вы не любите это слово. Не могли бы Вы рассказать о советском периоде и тех сложностях, что выпали на долю Вашей семьи? В этом смысле отношения с государством в те годы были для Вас совсем иного порядка. Что это было, насколько сложно было в советский период быть православным христианином?

– Не так уж и сложно, но противоречия были. Я всегда подчеркиваю, когда спрашивают о моей молодости, о подпольном периоде православной жизни, что мы никогда не призывали к смене государственного строя. Мы никогда не бунтовали против собственно государства. Мы призывали государство соблюдать собственную Конституцию, собственное законодательство – отпустить Церковь на свободу, соблюдать закон о свободе совести. На бумаге этот закон был, а на деле, на практике нарушался. Мы требовали, чтобы государство соблюдало собственное законодательство и не мешало нам свободно молиться и воспитывать наших детей в нашей вере. Вот и все. Наши требования были минимальны.

Идеология государства на тот момент никак с этим не могла согласиться, поэтому оно попыталось как-то нас «приструнить». Речь идет о 70-х. В этот период, слава Богу, расстрелов уже не было, хотя мою маму посадили в 1980-м, и она три года отсидела за исповедание Православия. С 1980 по 1983 – это был излет брежневской эпохи. Когда я об этом рассказываю, некоторые удивляются: «Как?! Этого не может быть!» Может.

Так что противоречия, конечно, были, но я хотел бы подчеркнуть важный момент. Мы находились в оппозиции к государственной идеологии, и в этом смысле как бы и к государству, государственной власти, но мы не находились в оппозиции к своей стране. Мы были русскими патриотами, ими и остаемся до сих пор. Когда компетентные органы вызвали меня в 1983 году и предложили забрать семью и уехать, куда хочу, я категорически отказался, потому что само предложение было для меня унизительным. Я ответил, что это мой дом, моя страна, и если им не нравится, они могут уезжать сами, а я точно никуда не уеду.

Конечно, противоречия были, но мы живем в совершенно другое время. Все поменялось. Поэтому искусственное нагнетание противоречий между Церковью и государством, на мой взгляд, непродуктивно. Нам нужно сотрудничать. У власти другие люди. Кто-то лично нам, избирателям, нравится, кто-то нет. Но у нас есть возможность выражать свои симпатии и антипатии либо во время голосования, либо в социальных сетях, можно писать книги – никто не помешает.

То, что происходит у нас в стране, очень любят сравнивать с западным опытом. Как в Европе и других странах строятся отношения Церкви и государства?

– В разных странах по-разному. Довольно распространенный способ, метод взаимоотношений – так называемая конкордатная система, когда между государством и религиозными организациями заключается письменный договор, где прописаны права и обязанности обеих сторон. На мой взгляд, это абсолютно разумно, такая система обкатана, и понемногу она начинает реализоваться и в России. Например, наша Церковь заключает договор с министерствами образования, здравоохранения и так далее. Мы медленно движемся в эту сторону. Но и здесь главное – не спешить. Нужно набирать опыт таких договорных отношений и постепенно, в рамках накопления этого опыта, развиваться. (Продолжение следует)

Записала:
Маргарита Попова

Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс