Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №19 (868) → Протоиерей Сергий Рыбчак: Занятия с детьми, молодежью – это важнейшая задача прихода

Протоиерей Сергий Рыбчак: Занятия с детьми, молодежью – это важнейшая задача прихода

№19 (868) / 24 мая ‘16

Беседы с батюшкой

Отец Сергий, в День православной молодежи организуется множество мероприятий, посвященных молодым людям, а, насколько я знаю, на вашем приходе такая работа проводится систематически – взять, к примеру, военно-патриотический отряд. Как Вы считаете, насколько важно сегодня заниматься на приходах деятельностью, направленной не только на духовное просвещение детей и взрослых, но и, так сказать, на околодуховное просвещение?

– Считаю это одной из самых важных и значимых задач, стоящих на сегодняшний день перед нашими приходами. Приобщение молодежи, детей и подростков к вере, разностороннему развитию личности очень важно. Ведь они – наше будущее! Кому, в конце концов, мы будем передавать все то, что накопили сами?

Вот, к примеру, отец Никита, который занимается у нас молодежью. Он – бывший воспитанник нашей детской воскресной школы. По всем вопросам постоянно помогал нам на приходе, а после окончания воскресной школы поступил в семинарию. Потом, после окончания семинарии и женитьбы, вернулся к нам на приход уже в сане диакона, организовал и начал развивать здесь работу с молодежью. Вот пожалуйста – преемственность и развитие на одном примере!

То же можно сказать и о наших православных христианских семьях. Если человек с детства воспитан в православной традиции, безусловно, у него и отношение к семье и воспитанию детей будет другое, сформируется совершенно другое чувство ответственности за свой труд, другое отношение к своим обязанностям на работе, к своему служению в Церкви и так далее. Все будет совершенно по-другому! И разве это не будет способствовать укреплению нашего общества?

Поэтому занятия с детьми, молодежью – это важнейшая задача нашего (как и любого другого) прихода. Воскресная школа работает весь учебный год, а летом, когда начинаются каникулы, мы организуем детский лагерь. Все это – и неформальное общение, и совместные молодежные праздники – воспитывает, объединяет и сплачивает нашу молодежь и, конечно, закладывает основание для будущего нашей Церкви.

Как мы уже говорили, Центру медико-социальной реабилитации «Подвижник», которым Вы руководите, исполнилось 15 лет. Можете ли Вы подвести какие-то итоги этого времени?

– Я хотел бы немного вас поправить. Дело в том, что этот Центр был создан несколькими единомышленниками, большинство из которых уже ушли в мир иной. Сегодня нас осталось только двое – Вячеслав Владимирович Боровских, доктор-нарколог и психотерапевт (он и является руководителем этого Центра, занимается всеми административными и лечебными делами), и я, на сегодня – исполняющий обязанности духовника этого Центра. Я провожу соответствующие встречи и беседы с ребятами, исповедую их, даю им наставления и благословения, но вся остальная деятельность, в основном руководящая, – на Вячеславе Владимировиче Боровских.

Да, действительно, в этом году мы отметили 15 лет Центру «Подвижник». Подводя определенные итоги, можно задать себе следующие вопросы: правильно ли мы сделали, что когда-то создали этот Центр, каковы должны быть плоды нашей деятельности – и каковы они? Что нам делать дальше? Безусловно, нет ни грамма сожаления, что в достаточно сложные времена (это был 2001 год) мы с Вячеславом Владимировичем все-таки взялись за это дело. В то время создавать подобный центр было очень и очень сложно, но с Божией помощью и с помощью очень многих добрых людей нам удалось это сделать. За эти годы через наш реабилитационный центр прошло несколько сотен ребят, которые вернулись к нормальной, человеческой жизни и стали не просто добрыми, хорошими людьми, но и очень хорошими христианами, семьянинами. Достаточно много ребят создали крепкие семьи, а есть те, которые восстановили прежние, родили детей. У нас есть семьи, в которых родилось и по пять, и по шесть детей. С ребятами, которые выпускались 15 лет назад, у нас тесные, хорошие взаимоотношения, многие из них поддерживают наш Центр.

В то же время мы критично относимся к недостаткам в своей работе и стараемся исправляться. В этом, и в дальнейшем развитии, нам помогает профессиональная подготовка как самого Вячеслава Владимировича, так и многих других его коллег-врачей. Можно сказать, что наш Центр признан достаточно эффективным учреждением по реабилитации наркозависимых не только Церковью, но профессиональными сообществами, в том числе врачами и даже силовыми структурами. И это тоже можно считать нашим достижением. Вот кратко итоги нашей деятельности.

Работа, конечно, очень сложная, и я еще раз, пользуясь нашим эфиром, хочу сказать, что наркомания – очень сложное заболевание. Лечение этой зависимости возможно только в индивидуальном порядке. Реабилитация здесь – штучный товар. Она действительно требует очень много внимания, сил и, конечно же, желания самого пациента. Поэтому никаких общих алгоритмов для исцеления сотен тысяч наркоманов у нас нет. Есть только индивидуальная и очень кропотливая работа, в первую очередь – на духовном уровне.

Отец Сергий, Вы говорили, что, занимаясь духовным окормлением, приходится сталкиваться с большими сложностями. Я слышал, что очень трудно принимать Исповедь человека. Одна наша телезрительница спрашивает: «Что самое тяжелое в Вашей пастырской деятельности и что придает Вам силы?».

– Лично для меня принимать Исповеди – самый, наверное, сложный момент в пастырском служении (от многих священников я слышал то же самое). Тяжело бывает даже не тогда, когда выслушиваешь человека, а когда хочешь ему помочь, а он не раскрывается. Есть очень много прихожан, которые христиане, скажем так, по разуму, но сердца своего Богу не открывают, тем более – пастырю. Поэтому приходится очень долго, тонко, кропотливо стучаться в их сердца, чтобы они открылись, ведь без искреннего покаяния не происходит утверждения в вере, восприятия истин Христовых, и человек, по выражению святых отцов, не спасается. Покаяние лежит в основе всей духовной жизни, но побудить человека к такому состоянию очень сложно. Поэтому иногда Исповеди превращаются в некое душепопечительство, сеанс психотерапии или простую беседу. У человека часто возникает желание просто высказаться, к кому-то прийти и все рассказать, поскольку в семье у него нет понимания. Для этих целей я стараюсь каждое воскресенье сразу после Литургии проводить беседы с прихожанами, на которых они могли бы высказать свои проблемы, задать интересующие их вопросы. А кого-то направляю на индивидуальную беседу, на которой мы можем все прояснить, чтобы не задействовать время Исповеди. Это, наверное, и есть самая большая сложность в нашем служении.

Но как велика бывает радость от чуда, когда человек вдруг услышит Бога и начнет меняться: вот был человек раздражительным и злым, а стал внимательным, спокойным и заботливым. И ты понимаешь, что действительно видишь чудо его преображения. Или взять, к примеру, тех же наших ребят-наркоманов. Обстоятельства их жизни очень сложные, естественно, меняются и их характер, и отношение ко всему – появляются злоба, лукавство (особенно много лукавства), но в процессе духовного становления и особенно покаяния они становятся другими людьми. На сегодня несколько наших алтарников – бывшие наркоманы. Много и других ребят, выполняющих на приходе самые сложные работы, они тоже из бывших наркоманов.

Надо сказать, что большая часть молодежи нашего прихода – это ребята, сумевшие преодолеть эту зависимость. Они – основные наши помощники! И когда ты видишь, кем эти ребята были и кем стали, как Господь преобразил их душу, какими прекрасными людьми они стали… Наверное, это главное чудо и великая радость для каждого священника и лично для меня как пастыря.

Можно сказать, Вы ответили и на вторую часть вопроса: где Вы черпаете силы...

– Иногда бывает, что сил уже не остается, а потом служишь Литургию, причащаешься, и …будто побываешь на горе Преображения! Это и есть то главное, что укрепляет наши пастырские силы.

Вопрос телезрительницы: «Мы из глубинки, пенсионеры, строим храм в нашей деревне. Батюшка, дайте совет, как нам проглотить обиду? Мы везде пишем, нам вроде бы и не отказывают, но ниоткуда и помощи нет, никто не хочет нас поддержать. А деревня наша бедная, денег на строительство не хватает. Посоветуйте, как быть».

– Чтобы проглотить обиду, надо начать искренне молиться, просить помощи Божией – это раз. А во-вторых, нужно помнить слова Господа нашего: «Стучите, и отворят вам». Не бойтесь ездить, не бойтесь просить! Приведу пример из своей жизни. В свое время я окормлял небольшой поселок, в котором никогда не было храма. Почти целый год я просто собирался с интересующимися христианской жизнью и верой людьми этого поселка, и в конце концов была создана община. Так получилось, что община смогла встретиться с одним достаточно серьезным предпринимателем, Сергеем Владимировичем Писаревым, который впоследствии помог построить в поселке замечательный храм в честь Святого Князя Владимира, помогал в его обустройстве. Я думаю, начинать нужно с этого. Конечно, если у вас есть священник, он должен сплотить вас в общину, которая будет молиться и просить Бога о помощи. Но не бойтесь просить и стучать! Одними письмами вы ничего не добьетесь, а своим личным присутствием в тех или иных, скажем так, бизнес-структурах вы действительно сможете сдвинуть дело с мертвой точки, ведь при личном общении всегда достигается гораздо больше, чем при написании одних только писем.

Может быть, посоветовать написать письмо с подробным описанием истории еще и в епархию? Ведь непонятно, существует на сегодня община или нет, выделен ли земельный участок, есть ли помещение, где люди могут собираться...

– Вообще-то в епархиях у нас существуют благочиния. Может быть, действительно, в первую очередь нужно обратиться к своему отцу благочинному, чтобы он составил какое-то представление об этой ситуации. И в дальнейшем уже он подскажет, что делать дальше.

Вопрос телезрительницы (город Елец): «Отец Сергий, Вы сказали, что у многих прихожан покаяние происходит только в головах. Это я могу сказать и о себе. Я очень осознаю это. Но все-таки как добиться, чтобы покаяние было именно душевным? Ведь покаяние – дар Божий. Как добиться, чтобы оно было настоящим, а не от головы? Да, я осознаю свои поступки, понимаю, что была не права, и приношу это на Исповедь священнику. Но это больше как бы анализ действий, а не истинное покаяние».

– Настоящее покаяние рождается тогда, когда вы искренне увидите свою духовную испорченность, свои грехи. Святые отцы дают очень важный совет: в первую очередь, нужно обратить внимание на ваши взаимоотношения с близкими людьми. У нас у всех есть «талант» нашей испорченной природы – замечать за другими людьми все их проступки, дурные наклонности, плохие привычки и так далее, то есть все то, из чего рождается осуждение. А состояние осуждения другого человека всегда будет препятствовать глубокому, искреннему покаянию. Поэтому, по совету отцов, если человек в своем ближнем видит то, что ему не нравится, он должен обратить внимание на самого себя и спросить: а нет ли такого же и во мне? Если он этого не увидит, должен спросить у тех, кому доверяет, нет ли у него тоже этой дурной привычки, привязанности или страсти: проблема заключается в том, что мы часто бываем нечестны даже с самими собой.

Митрополит Антоний Сурожский учил быть честными в молитве перед Богом – и, в первую очередь, в нашем покаянии. Господь и так видит все наши дела и помышления, все наши намерения – насколько честно мы можем признаться в грехе не только сами себе, но и Ему. Поэтому наше ежедневное вечернее покаяние имеет огромное значение. Когда человек после вечерних молитв приносит покаяние, очень важно искренне задуматься, как ты прожил сегодняшний день: кого обидел или осудил, на кого, пусть даже в мыслях, рассердился, что сделал не так. Насколько ты будешь искренен в этом своем личном ежедневном покаянии, настолько и начнешь видеть то, что действительно в тебе есть. Поэтому прежде всего – искреннее личное покаяние, внимание к тому, что вам не нравится в ваших ближних, и сразу же – обращение к себе. Тогда постепенно, я думаю, вы разовьете настоящий внутренний дух покаяния. Помоги вам Господь!

Отец Сергий, Вы сказали, что Исповедь иногда превращается в возможность просто поговорить и что в вашем храме есть практика проведения после богослужения специальных бесед с людьми – либо со всеми вместе, либо с индивидуально. Наша телезрительница спрашивает: «Как найти духовного отца, если в храмах невозможно побеседовать с батюшками? Им просто некогда». А желающих пообщаться действительно очень много! Вопрос частый – какой ответ можно на него дать?

– Конечно, говорить я могу только о своем приходе. Уже больше 20 лет, как я нашел такую форму общения: после воскресного богослужения в наш актовый зал приглашаю всех желающих поговорить и о Евангелии, и о христианской жизни, и о богослужении. Безусловно, у каждого человека возникают вопросы, на которые он давно хотел бы получить ответ. И эти беседы помогают найти контакт между священником и прихожанами.

Трудно ответить, как найти духовника или священника. Здесь, наверное, должен быть человек, который захочет вас выслушать, помочь советом, проведет с вами, может быть, не одну Исповедь, не одну беседу. Если священник, к сожалению, не хочет общаться, не хочет говорить, не хочет наставлять – значит, надо искать другого священника!

Либо найти людей (например, церковнослужителей в церковных лавках), у которых можно спросить, где священник находится, то есть как-то обозначить свое желание пообщаться не на Исповеди, а вот так – с глазу на глаз и задать интересующие вопросы.

– Безусловно.

Вопрос телезрительницы: «Дети (14 и 16 лет) стали рабами компьютерных игр. Что делать в такой ситуации?». От этого вопроса можно вернуться к теме мероприятий для молодежи, интересных, познавательных, полезных игр для них. Но, в первую очередь, конечно, как с такой напастью справляться родителям?

– В нашем реабилитационном центре уже появлялись ребята с очень серьезной компьютерной зависимостью, которые освобождались от нее не менее трудно, чем все наркозависимые. Если эта зависимость уже такого рода, что ребенка невозможно оторвать от компьютера, а если оторвать, то он начинает сильно нервничать, переходит на грубость и даже оскорбления в адрес родителей (то есть у ребенка смещается понятие об иерархии семейных ценностей), безусловно, это повод бить тревогу и искать специалиста (такого, например, как наш врач доктор Боровских), который сможет дать соответствующую консультацию.

Но я все время задаю один и тот же вопрос: а куда вы смотрели, когда покупали этот компьютер, эти игры, приобщали к этому своего ребенка? Где был контроль? Если это получилось от того, что «чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало», тогда вы и получили результат – зависимого ребенка.

Если родители ответственные и действительно переживают, как развивается их ребенок, чем он занимается, что на него влияет положительно, а что отрицательно, они будут контролировать и время препровождения за играми своего ребенка, и его взаимоотношения со сверстниками, и его учебу, и многие другие вопросы. Так что, когда мы видим такого рода примеры, в первую очередь это проблема родителей – значит, они недостаточно времени и внимания уделяли своему ребенку. Ну и, конечно, любой родитель должен искать время для личного общения с ребенком. Ведь, если брать даже небольшие города, всегда можно найти массу занятий для своих детей, которые будут им и интересны, и полезны.

Кстати, наш военно-патриотический клуб показывает, что дети с удовольствием там занимаются. После занятий в воскресной школе им хочется и побегать, и снежками покидаться, и автомат поразбирать, и по мишеням пострелять, то есть это совершенно нормальные дети! Но главное, у них есть общение, есть своя среда, что, безусловно, очень им помогает.

И есть активность, которая детям необходима!

– Да.

Вопрос телезрителя: «Почему некоторые православные священники плохо отзываются об Алексее Ильиче Осипове, который преподает будущим священникам в академии, говорят, что он учит ереси?».

– Если есть такие мнения, мне весьма прискорбно это слышать! Мнения, конечно, могут быть разные, ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись искусные. Но я скажу так: я всегда с большим и искренним удовольствием слушал в свое время лекции Алексея Ильича Осипова и, безусловно, советую это делать своим прихожанам. На сегодня я не видел ни одного внятного аргумента, который можно было бы вменить в качестве обвинения в ереси в адрес Алексея Ильича Осипова, этого действительно заслуженного человека, умнейшего преподавателя, знающего и владеющего целым арсеналом богословских наук, что у меня кроме улыбки и смеха других эмоций это вызвать не может! Сразу вспоминаю фразу одного нашего юмориста: «Хочешь быть впереди классиков – пиши к ним предисловие». То же самое, наверное, можно сказать и об этой ситуации.

Благодарю Вас, отец Сергий, за этот разговор. И, может быть, небольшое духовное наставление для всех нас...

– Будьте внимательны к своей духовной, внутренней жизни. Будьте внимательны к своим ближним. Обратите внимание на то, что будет читаться в ближайшие воскресные дни, и попробуйте сосредоточить внимание на этих сюжетах. Вы извлечете настоящую духовную пользу и для себя, и для своих ближних. Помоги вам Господь!

Расшифровка:
Наталья Коваль

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс