Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №16 (865) → Протоиерей Алексей Ладыгин: Псалтирь всегда являлась утешением. Псалом 5

Протоиерей Алексей Ладыгин: Псалтирь всегда являлась утешением. Псалом 5

№16 (865) / 26 апреля ‘16

Читаем Псалтирь

Пятый псалом – удивительный. Толкователи утверждают, что он говорит и о языческой церкви, и о иудейской, и о Церкви христианской. Следует помнить, что мы сейчас испытываем те же трудности, что испытывал и псалмопевец Давид. Правильное вхождение наше в Церковь Христову тоже помогает утверждаться в жизни.

5-й псалом начинается с удивительных, глубоких слов, которые мы слышали на первой неделе поста и постоянно слышим в церкви, потому что читается этот псалом очень часто. «Глаголы моя внуши, Господи, разумей звание мое». Что значит «глаголы моя внуши»? Услыши меня, Господи, и разумей вопли мои.

«Вонми гласу моления моего»… Псалмопевец Давид, обращаясь к Богу, говорит, что когда мы молимся, то просим Его, чтобы Он услышал слова нашей молитвы. Молитва – не внешнее обращение к Богу. Это то внутреннее состояние нашей души, которое мы передаем Господу через слова вместе с нашими воплями. Почему? Они усиливают молитву, показывают, насколько мы сердечно молимся, что эта молитва не формальная, а эмоционально напряженная. Вопли без молитвы – это стон бессловесной твари, говорят нам толкователи, поэтому они ничего не значат. Но наши вопли и слезы вместе с молитвой подчеркивают горячность нашего состояния и наше горячее обращение к Богу.

«Царю мой и Боже мой». Почему в молитве следует обязательно обращаться к Богу как к Царю и Богу нашему? Здесь мы исповедуем Господа, признаем, что Он – наш Царь, Бог наш. С этого начинается построение наших отношений с Богом. Это хорошо видно через заповеди Божии, особенно через первую заповедь Закона Божиего. Ветхозаветные заповеди «не убий», «не прелюбы сотвори», «не укради» – сегодняшний человек, в первую очередь, называет эти заповеди. Почему? Да потому, что грехи эти – самые распространенные, и люди думают, если ты этого не сделал, то уже спасешься. Нет. Твои отношения с Богом не с этого начинаются. Хотя Господь не любит тех, кто убивает, но Господь не будет строить отношения и с человеком, который Его не исповедует. Поэтому первая заповедь Закона Божиего – «Аз есмь Господь Бог твой , да не будет тебе иных богов, кроме Меня». То есть отношения с Богом можно выстроить только тогда, когда ты имеешь четкую связь, а самое главное – верность Богу. И вот обращение «Царю мой и Боже мой» четко подчеркивает исповедание Бога своим Царем и верность Самому Богу.

«Яко к Тебе помолюся, Господи». Именно нашему, истинному, Богу молимся и Его прославляем. И этим подчеркивается наше сыновство – мы не чужие Богу, потому что Его признаем Царем, Отцом, Богом нашим, и, естественно, мы его чада. Никакая мать и никакой отец не могут не слышать своего ребенка и не заботиться о своих чадах – так же Господь заботится о тех, кто к Нему так обращается.

«Заутра услыши глас мой; заутра предстану ти, и узриши мя». Здесь псалмопевец Давид говорит, что надо рано утром обращаться к Нему и этим самым устанавливать связь с Господом. Мы должны свое утро начинать не с того, чтобы перед зеркалом вертеться, готовясь показать себя обществу: какой я хороший, какие у меня прекрасные одежки, какая начищенная обувь, а, прежде всего, должны показать себя перед Господом: вот я, Господи, Твое верное чадо. И это предстояние перед Богом не просто так: «Господи, смотри, я встала» – оно происходит через молитву. Почему и есть утреннее правило, которым кратко или полно нужно помолиться – чтобы предстать перед Богом.

А что значит предстать? Что значит предстать перед родителями? Мы знаем, что если предстанем перед родителями, то без карманных денег не уйдем, без чашки чая не уйдем. А если мы предстанем перед Богом, то без Божия благословения не уйдем из дома. Господь благословит нас на целый день как Своих верных чад, как детей Своих, которые призваны к внутреннему духовному совершенствованию и уже к жизни в вечности.

Согласитесь, что внешний вид человека тоже имеет значение.

– Все должно быть сделано правильно. Сначала предстань перед Богом, потом предстань перед собой, а потом уже покажи себя обществу. Все должно быть, как механизм в часах: он правильно работает, когда все поставлено на свое место. А если что-то выпадет из этого механизма? Вроде бы и часы хорошие, дорогие, а работать не будут.

Что Вы посоветуете, когда говорят: «Мне рано выходить на работу, я не успеваю помолиться, можно ли помолиться в метро или в такси? Или можно кратко помолиться?».

– Мы прекрасно знаем, что здесь дело не в нехватке времени, а в организации своего времени. И человек, так говоря, лукавит, потому что он обманывает себя и окружающих. Но, простите, ты же встанешь пораньше, чтобы приготовить детям завтрак? Встанешь. Ты же встанешь пораньше, если мужу не поглажена рубашка, если не приготовлен урок, и так далее? Встанешь, если будет необходимо. Если ты чувствуешь необходимость, найдешь на молитву ровно десять минут или пять минут, чтобы предстать перед Богом – перед Богом не надо стоять, как перед адмиралом, 3 часа по стойке смирно: ты встань перед Богом, произнеси молитвы «Отче наш», «Богородице», «Верую» и иди кушай, опять-таки с молитвой, и Господь тебя благословит, и будет помогать тебе в течение дня и радоваться за тебя и за твои успехи.

«Яко Бог не хотяй беззакония ты eси; не приселится к тебе лукавнуяй». Опять-таки Господь не хочет, чтобы было рядом с тобой беззаконие и всякое беззаконие было с тобой. И Господь никогда не примет человека лукавого, то есть того, кто говорит неправду.

И здесь псалмопевец говорит: «Ниже пребудут беззаконницы пред oчима твоима; возненавидел eси вся делающыя беззаконие. Погубиши вся глаголющыя лжу; мужа кровей и льстива гнушается Господь» – никогда не войдет в общение с Богом человек, творящий беззаконие, и Бог возненавидел все, делающее беззаконие – здесь говорится, что Господь не примет в общение с Собой. Говорится именно о Церкви: в нее войдет тот, кто стремится исполнить правду. Любого человека, творящего неправду, Господь отвергает и погубит, вся глаголющыя лжу.

Ложь – самое отвратительное дело. Обман, неправда, которую человек позволяет себе не только по отношению к Богу, но и в человеческих отношениях. Ведь от чего страдает сегодняшний мир? Много очень неправды. Двойные, тройные стандарты. Неправда льется с экранов телевизоров, неправда льется сегодня из уст политиков, неправда льется из уст правозащитников, которые, живя неправдой, защищают ее. Это проблема сегодняшней жизни.

Кто отец лжи? Дьявол, враг рода человеческого. Человек, обманывающий другого, кому служит? За кем идет? В какое состояние он сегодня впал? Кругом ложь и неправда. И самое страшное, что ложь, неправда распространяются в нашем мире с огромной скоростью. Она становится уделом не только человека, отошедшего от Бога, но и человека, который в какой-то степени живет с Богом, пытается служить Богу, но все равно обманывает, чтобы оправдать свои недостойные поступки, или лжет, чтобы погубить другого человека.

«Мужа кровей и льстива гнушается Господь». То есть убийцу и лжеца, так как оба убивают человека и творят беззаконие. Об этом очень хорошо говорит Священное Писание. От чего происходит ложь? От чего происходит лесть? От ненависти. И всякий, кто ненавидит человека, является человекоубийцей. На это особо обращает внимание псалмопевец Давид.

«Аз же множеством милости Твоея вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему, в страсе Твоем». Здесь псалмопевец Давид обращает наше внимание на то, как можем мы войти в Церковь Божию. Только по милости Божией. И мы не должны забывать, что милость Божия сопровождает человека. Нет достойного человека на земле. Помните, когда у Господа спросили: «Господи, кто же может спастись?». Он сказал:«Человекам невозможно, Богу же все возможно». И когда мы входим в Церковь Божию, когда у нас есть возможность поклониться храму святому Твоему – в страсе Твоем, то есть наполненными страхом Божиим, – мы должны помнить, что не мы имеем особую заслугу, а Господь по милости Своей принимает нас, отвечая, конечно, на наше открытое сердце, готовое вместить Христа. Пусть это жилище не чисто, не убрано, но все-таки готово вместить.

«Господи, настави мя правдою Твоею, враг моих ради исправи пред Тобою путь мой». Правда – это Закон Божий. И мы просим, чтобы Господь наставил нас правдою Своею, то есть дал возможность, дал Свою благодать исполнять и жить по заповедям Божиим. Это главная задача христианина. Чтобы враг не посмеялся, не сказал: это человек верующий, а смотрите, как он живет. «Вашими делами либо прославляется, – говорит апостол Павел, – имя Божие, либо хулится». Чтобы не хулилось имя Божие, мы должны идти каким путем? Прямым. «Прямыми соделайте стези свои» – чтобы нас не бросало ни влево, ни вправо, как бывает очень часто в нашей жизни. Об этом хорошо говорят святые отцы.

«Яко несть во устех их истины, сердце их суетно, гроб отверст гортань их, языки своими льщаху». Псалмопевец Давид приводит здесь некое сравнение и внутреннее переживание, потому что идет постоянная борьба. Человек праведный смиренно молится и говорит: «Господи, тяжело бороться и противостоять греху. Беззаконие искушает меня, одолевает, нарушает мой внутренний мир, ведь я живу среди людей, в устах которых нет истины, они далеки от Бога и от правды Божией». Суета действительно удаляет человека от Бога, лишает всего святого.

Апостол Павел говорит: почему люди стали язычниками? Получив истинное богопознание в раю, даже после изгнания из рая человек общался с Богом. Но почему он ушел от Бога? Почему разделилось все человечество на два колена: Божии и человеческие? Потому, что одни своей целью ставили служение Богу, а другие, возделывая жизнь, материально богатели, суетились. Суета стала причиной ухода от Бога. Если человек много суетится, говорит, что у него нет времени ни молиться, ни поститься, служит временному, а не вечному, тогда он полностью уходит от Бога. Поэтому сердце его суетно. Не случайно псалмопевец подчеркивает этот грех, который человека уводит от Бога.

Сейчас, к сожалению, учебником жизни стал телевизор, и люди пишут свою жизнь с мелодрам, боевиков, шоуменов, артистов. Не сотвори себе кумира, а у нас артистам поклоняются, с советских времен еще. «На кого ты хочешь быть похожим?» Хорошо, если на космонавта, – но в основном на артистов. Что с этим делать?

– Противостоять. За счет прекрасного телеканала «Союз» и тех возможностей, которые мы еще имеем в разных СМИ и через свое служение, через свою проповедь и через воцерковление человека. Ведь бывает время, когда люди не смотрят телевизор. И это хорошо. Например, во время Великого Поста. У меня даже дети сказали: столько свободного времени, папа! Запрещен телевизор, компьютер, телефон. Делать нечего. И молиться успевают, и поклоны сделать, на все хватает времени. Вот псалмопевец Давид и говорит о том, что нужно бегать суеты.

«Гроб отверст гортань их, языки своими льщаху». Естественно, от такого человека невозможно слышать ничего доброго. Открой гроб – одно зловоние. И здесь человеческое зловоние как в делах, так и в словах и мыслях.

«Суди им, Боже, да отпадут от мыслей своих; по множеству нечестия их изрини я, яко преогорчиша Тя, Господи». Псалмопевец Давид говорит о том, чтобы Господь не судил их, а исправил.

«И да возвеселятся вси уповающии на Тя, во век возрадуются, и вселишися в них; и похвалятся о Тебе любящии имя Твое». Действительно, когда утверждается правда Божия, тогда наполняется сердце человеческое радостью. И Господь действительно вселяется в человека. Если брать вот этот стих, то мы должны говорить уже о новозаветной, христианской Церкви. Когда глубокое мистическое общение с Господом рождает не только веселье в сердцах, уповающих на Него, но когда Господь через Святое Причастие, через Тело и Кровь вселяется в человека, и тогда те, кто любит Бога, не только могут сказать, что Господь с ними, но свидетельствовать о Господе своей внутренней состоятельностью, своим внутренним миром, который дает полноценную жизнь как явление Царства Божия внутри самих себя. Это плоды молитвы, плоды общения в Церкви Христовой.

«Яко Ты благословиши праведника, Господи, яко oружием благоволения венчал eси нас». Праведный – это тот, кто всю свою жизнь стремился исполнить заповеди Божии. У нас разные бывают состояния – падения, восстания. У человека нет ровного состояния, и тот, кто некогда впал в грех, не должен думать, что он не может дальше пребывать в праведности.

Праведное состояние от момента покаяния до сегодняшнего дня – это твоя праведность; если ты совершил грех, – ты пал и уже не пребываешь в правде, но если ты покаялся и отошел от греха, значит ты уже пребываешь в праведности. И поэтому мы не должны смотреть на жизнь прошлую человека, а на жизнь будущую. Для Бога важно не как человек падает, а важно, как он восстает после падения, насколько может победить грех свой. И когда он побеждает грех, он пребывает в праведности.

«Яко Ты благословиши праведника, Господи, яко oружiем благоволенiя венчал eси нас». Чем Господь венчал нас? Он венчал Крестом Животворящим, которым мы побеждаем всякий грех и всякое беззаконие жизни. Никто не может умалять значение и силу Животворящего Креста. Крестом Господь победил смерть и им явил Свою неизреченную любовь миру. И если кто-то считает, что Крест – это трагедия, это страшная картина, то для христианина это явленная любовь Бога.

Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс