Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №8 (857) → Ворота Старого города

Ворота Старого города

№8 (857) / 24 февраля ‘16

Иерусалим

Издревле ворота были важной частью любого города, и не удивительно, что они вошли в библейскую символику.

«Возмите врата, князи, ваша, и возмитеся врата вечная: и внидет Царь Славы», – взывает царь Давид в одном из своих псалмов. Он говорит о борьбе с грехом, этими вечными вратами: это их – страсти, помыслы – мы призваны взять в самом что ни на есть воинственном значении этого слова. Таким образом, взятие ворот – это символ власти над чем-либо.

Во Второзаконии мы читаем, что если какой-то мужчина или женщина будут поклоняться идолам или делать нечто другое, противное Богу, то последствия таковы: «Выведи их за ворота и побей камнями». Выход за ворота означал выход из общества людей, выход за пределы хранимого пространства.

В Иерусалиме времен Спасителя у римлян были ворота, ведущие за город, к Голгофе – Судные врата. Человек, которого вели на казнь, переступив этот порог, терял возможность подать апелляцию, после этого уже не рассматривались свидетельства в его защиту. И выражение «порог смертный» родом оттуда.

Кроме того, в воротах совершались сделки, обменивались деньги, платились пошлины.

Вы скажете – все это было в древности, при чем тут современный мир? Какие ворота, если говорить об архитектурных сооружениях, сохранили свое значение? Ответ будет следующим: ворота старого Иерусалима.

О них нам расскажет человек, в жизни которого знание истории Святой Земли и любовь к ее святыням соединились с православным вероисповеданием и любимым делом – жительница Иерусалима, гид паломнической службы «Радонеж» Анна Мусан-Леви. Мы предлагаем вашему вниманию печатную версию цикла программ, вышедших с ее участием на телеканале «Союз».

Дамасские ворота

Рассказ о воротах города я бы начала с Дамасских ворот. Дело в том, что они самые древние в Иерусалиме, они стоят над историческими воротами времен Христа, на том же месте. Поскольку есть такое понятие как культурный слой, древние раскопки находятся ниже уровня современного города. Так же точно ворота времен Христа находятся ниже, но их можно увидеть: над ними каменная площадь, похожая на широкий мост, а уже на ней стоят ворота XVI века, которые построил султан Сулейман Великолепный, как и стены Старого города, – он был последним, кто их восстанавливал.

Как назывались Дамасские ворота во времена Христа, мы не знаем, но есть предположение, что так же, как называются они сегодня по-арабски: Баб-аль-Амуд – Ворота столба. Дело в том, что около этих ворот стоял столб – римская верста, от него рассчитывали расстояние до Дамаска, и, соответственно, дорога на Дамаск шла от этих ворот, отсюда их второе название. Также есть третье название – Сихемские ворота. Древний Сихем – это город в Самарии, связанный с праотцем Иаковом, а позднее также с Иисусом Навином. Около Сихема находится знаменитая гора Гаризим, которую, может быть, помнят те, кто читал и знает Ветхий Завет. Интересно, что в Иерусалиме почти все ворота имеют несколько названий.

Древние ворота – это не просто стена с аркой; обычно это прямоугольное здание, которое примыкает изнутри к стене. Есть вход в ворота, затем обязательно поворот налево, и есть выход из ворот в город. Так строили для того, чтобы во время войны защитники города могли бы в воротах встречать завоевателей и сражаться здесь с ними. Ворота в Иерусалиме (думаю, что и в других городах того времени), устроены так, чтобы вошедший воин вынужден был повернуть налево, и его было бы легче поразить в левую, незащищенную сторону.

Ну, а в наши дни в Дамасских воротах гостей ждут магазинчики с арабскими товарами – блестящими, восточными, очень красивыми. Также на этом месте меняют деньги уже 2 тысячи лет, если не больше: в воротах всегда были обменные пункты денег, и в Дамасских такой пункт есть до сих пор.

Пройдя через Дамасские ворота, оказываешься в мусульманском квартале города. Кругом рынок, продаются овощи, фрукты и всякие китайские вещи, как и везде. Все это перемешано с какими-то чисто восточными товарами, продают специи и кофе.

Дальше улица раздваивается на две древние торговые улицы I–II веков – Кардо Максимус и Кардо Валентиус. Это римская традиция – в каждом городе должна была быть Кардо, торговая улица, где лавки, магазины, она обязательно была прямая, и от нее лучиками расходились жилые кварталы. Так же и до сих пор.

Благодаря этому паломники сами могут сориентироваться в городе, если гид им объяснит, что к чему. Левый рукав приведет к Стене Плача и дальше – к Сионским воротам. А если идти по правому рукаву, по правой улице все время прямо, то через 10–15 минут будешь у Гроба Господня. Наши паломники, которые живут неподалеку от Дамасских ворот в Иерусалиме (там есть целый ряд паломнических арабских отелей), ночью ходят ко Гробу Господню этим путем. И, хотя это мусульманский квартал, ночью он превращается в христианский, потому что группы с батюшками во главе устремляются ко Гробу Господню на ночную Литургию именно через Дамасские ворота.

Как сами жители квартала относятся к таким ночным метаморфозам? Есть ли какие-то правила, которые должны соблюдать христианские паломники в мусульманском квартале?

– Вы очень удивитесь, но никаких правил нет, отношение самое доброжелательное. К тому же, ночью все спят, это тоже важный момент, все закрыто. Но в любом случае у нас нет столкновений между мусульманами и христианами на Святой Земле. Мусульмане и христиане живут испокон веков мирно.

А вот однажды, когда мы рано-рано утром были у Храма Гроба Господня и перекрестились, юноши, которые шли мимо, посчитали своим долгом плюнуть в нашу сторону. Они явно не собирались в нас попасть, но выразили свое отношение, что-то ритуальное в этом было.

– Это могли быть, скорее всего, религиозные иудеи. Есть радикально настроенные фанатичные молодые люди из числа верующих иудеев, которые такое себе позволяют, хотя раввины ругают их за это и говорят им, что это грех. Но я за всю свою практику видела, может быть, пару раз такие вот театральные выходки.

Что же касается Дамасских ворот, то самое потрясающее время, чтобы туда ходить – это когда у арабов бывает пост Рамадан. В это время Дамасские ворота превращаются в настоящую восточную сказку. Протягиваются гирлянды необычайной красоты, очень красивая иллюминация. Лампочки мелкие, как сетка, на довольно большой высоте – получается небо в искусственных звездочках. Над самими воротами – полумесяц, знак мусульман.

А перед воротами разворачивается потрясающий рынок. Вообще, там каждую пятницу большой рынок, но в Рамадан – особенно. Продается наш знаменитый напиток сахлаб – молочный кисель с добавлением экстракта орхидеи, щедро посыпанный орешками, корицей и кокосом. Это очень вкусно, и его продают горячим из огромных титанов. Это очень приятно вечером, в нашей иерусалимской прохладе. Здесь и всевозможные игрушки для детей, стоят они копейки, потому что считается, что детей обязательно нужно радовать в этот период. И, конечно же, жарят шашлыки, – но это уже не для нас, у нас в это время обычно идет апостольский пост.

Так что для нас Дамасские ворота – это мир Востока, ислама, неповторимых арабских запахов пряностей, кофе, место взаимопроникновения вер и культур. (Продолжение следует)

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

№9 (858) / 1 марта ‘16

Иерусалим

Ворота Старого города

№10 (859) / 9 марта ‘16

Иерусалим

Ворота Старого города

№12 (861) / 22 марта ‘16

Иерусалим

Ворота Старого города

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс