Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №12 (861) → Ворота Старого города

Ворота Старого города

№12 (861) / 22 марта ‘16

Иерусалим

Продолжение. Начало в №8 (857) – №11 (860)

Мусорные ворота

Мы продолжаем серию бесед о воротах Старого Иерусалима – они называются и возвышенно, и величественно, и поэтично: Цветочные, Львиные, Золотые, Дамасские – и в этом ряду совершенно неожиданно для себя мы встречаем название «Мусорные»... Его происхождение нам откроет гид паломнической службы «Радонеж» Анна Мусан-Леви.

– Да, действительно, «Мусорные ворота» звучит очень, скажем так, непоэтично. Но на самом деле в любом городе, даже святом – таком, как Иерусалим – накапливается городской мусор. И откуда-то его нужно вывозить. Мусорные ворота как раз служили для эвакуации городского мусора. Во времена Господа, вероятней всего, они тоже существовали. Возможно, не на этом самом месте, поскольку в ту пору город был больше. Первыми сократили его размер крестоносцы, которые не могли оборонять такую большую крепость.

Иерусалим времен Господа Иисуса Христа был действительно огромным городом. И здесь, бесспорно, были ворота – и не одни. Воротами заканчивалась большая торговая улица. Ранее, когда говорили о Дамасских воротах, мы уже упоминали о двух торговых улицах Кардо (так их называли по-латыни): Кардо Максимус и Кардо Валентиус – о главных городских рынках. Как раз в районе нынешних Мусорных ворот эти две торговые улицы сливались в одну, в один большой рынок, который проходил под стенами ветхозаветного храма. Эта улица заканчивалась воротами, которые до нашего времени не сохранились, но, конечно же, были – ведь людям с покупками нужно было из города выезжать или, наоборот, въезжать на рынок.

Эти ворота, не сохранившиеся доныне (вероятней всего, они могли называться Кедронские, поскольку вели прямо к Кедронскому потоку, или еще как-то), находились в том же районе, где нынешние Мусорные, служившие именно для вывоза городского мусора.

Мы с вами много говорили о мусульманском квартале, куда ведут Дамасские и Цветочные ворота. А сегодня будем говорить о еврейском (иудейском) квартале. Потому что именно сюда ведут Мусорные ворота, и не просто в этот квартал, а к той самой знаменитой Стене Плача, куда, несмотря на все увещевания гидов, наши русские православные паломники нередко и так страстно стремятся отнести свои записки (при этом объясняешь им о Божественной литургии, ее значении в нашей жизни, но далеко не всегда люди до конца тебе верят, у них остается сомнение: «А вдруг, если положить записку в камни Стены Плача, именно тогда-то все будет наконец хорошо?») Все меняется, когда объясняешь людям, что такое Стена Плача. Поэтому я позволю себе на несколько минут отвлечься от Мусорных ворот и заняться Стеной Плача, к которой они ведут напрямую – от Мусорных ворот до Стены Плача примерно пять минут пешком.

Мы знаем, что, когда Господь сказал: «Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его», – Он говорил о Своем Воскресении. А фарисеи понимали буквально и отвечали: «Ты ли в три дня построишь храм? Сорок шесть лет он строился», – и здесь имеется в виду храм Ирода Великого… Незадолго до Рождества Христова Ирод Великий задумал совершенно небывалое дело: перестроить храм. Можно сказать, построить заново, разобрав второй ветхозаветный, расширив и украсив его, расширив его дворы, то есть площадку под самим храмом (он хотел сделать ее намного больше), и так прославиться в веках как строитель храма и, естественно, поднять свой авторитет в народе.

Ирод 46 лет трудился над этим проектом. И что же он сделал? Он разобрал буквально по камням, до основания здание храма, и это место (на самой горе Мориа, на Храмовой горе) покрыл гигантской плитой, которая должна была выровнять пол. Таким образом, дворы храма получались гораздо просторней, обширней, могли вмещать больше людей. И с западной стороны холма эта плита свисала, поскольку холм был неровный. Чтобы плита не обрушилась, с западной стороны в качестве подпорки была построена стена. Эта западная стена как раз и есть нынешняя Стена Плача. Во времена Господа ей абсолютно никакого значения никто не придавал. Под ней находилась торговая улица, рынок, Кардо. Там были лавки – продавали всевозможные товары, лестница, которая вела на галерею храма, где располагалось нечто вроде римского форума: здесь обменивали деньги, продавали жертвенных животных, голубей; здесь Господь сделал бич из веревок и прогнал торговцев, сказав: «Мой дом домом молитвы наречется, а вы сделали его вертепом разбойников».

Таким образом, это происходило наверху, над Стеной Плача. А сама Стена Плача была, собственно, просто стеной, рядом с которой ездили, ходили и торговали люди. В 70 году от Рождества Христова, когда храм разрушил римский император Тит, эта стена оказалась единственной доступной, чтобы к ней подойти. Южная стена, где был вход и выход из ветхозаветного храма, оказалась вся разрушена: римские солдаты в ярости сбрасывали камни от храма вниз на мостовую, образовался завал из гигантских камней. И расчистили его археологи только в 70-х годах XX века. А до этого времени единственной стеной, относящейся к храму (скажем так, к храмовому комплексу), куда физически можно было подойти, была западная стена, построенная Иродом как подпорка под плиту, покрывавшую Храмовую гору.

Евреи оказались в ужасном положении. Римляне захватили их и использовали в качестве рабов – тридцать юношей и дев продавали за один сребреник. И вход в святой город был закрыт под страхом смертной казни. За большие деньги евреи выкупали право подойти к западной стене (которая и получила название Стена Плача) раз в год – на Судный день (Йом кипур), плакать там о разрушении храма и молиться о его восстановлении. Вот что такое Стена Плача.

Иудаизм сегодня не такой, как во времена Христа, – это раввинистический иудаизм. Почему? Это иудаизм без храма. А исполнение Закона Моисеева, жизнь по Ветхому Завету без храма абсурдны и невозможны. У иудеев храма нет, они молятся в синагогах, но это как бы молельные дома: там не приносится жертва очищения, всесожжения. И в новом иудаизме Стена Плача занимает очень важное место. Это символ прошлого, идентичности цельного народа, принадлежащего Закону Моисееву, и мечта о восстановлении третьего храма.

Ну, а кто построит третий храм, мы с вами хорошо знаем. Книга пророка Даниила говорит об этом, говорят старцы и в России, и на Афоне, и у нас здесь: это будет храм антихриста. Поэтому я дерзну обратиться ко всем православным: подойти посмотреть на Стену Плача, конечно, можно, это интересно, но прикладываться к ней, класть в нее записки, по моему мнению, все-таки нельзя.

А религиозные иудеи, конечно, ходят к Стене Плача очень часто, многие семьи – каждую субботу; иногда издалека, из дальних районов Иерусалима, и даже могут час или полтора в один конец идти пешком к Стене Плача. И, конечно, на иудейские праздники там тоже собирается много людей. Таким образом, они часто пользуются Мусорными воротами. Мусульман там практически не увидишь, а христиане есть – паломники, туристы, которые ходят посмотреть или положить записки.

Дальше от Стены Плача, через Мусорные ворота, можно пройти к археологическому парку «Офель» (вход в него платный, в отличие от доступа к Стене Плача) – здесь находятся раскопки второго храма и та самая лестница, по которой поднимался некогда в храм Господь Иисус Христос.

Серьезный у нас получился разговор – ворота с непрезентабельным названием «Мусорные» открыли очень важные вещи. Я тоже не раз в общении со знакомыми слышала: «Ой, мы были в Израиле – и в Храме Гроба Господня, и у Стены Плача». И то, и другое упоминается с одинаковой восторженностью, а люди-то крещеные. Спрашивается, что же они там делали, у Стены Плача? «Ну, как же, все-таки, святое место!» Очень важен этот призыв к трезвости, к знанию своей веры, к уважению к другим вероисповеданиям – и дистанции в тех вопросах, где взаимодействие не может иметь место.

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

№9 (858) / 1 марта ‘16

Иерусалим

Ворота Старого города

№10 (859) / 9 марта ‘16

Иерусалим

Ворота Старого города

№11 (860) / 15 марта ‘16

Иерусалим

Ворота Старого города

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс