Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №3 (852) → Протоиерей Андрей Алексеев: Неоязычество и Православие

Протоиерей Андрей Алексеев: Неоязычество и Православие

№3 (852) / 19 января ‘16

Беседы с батюшкой

На одном из заседаний Священного Синода была выражена озабоченность в связи с распространением неоязычества в России. Что такое неоязычество?

– Это различные религиозные учения, имеющие ряд характерных признаков.

Тем, кто интересуется, рекомендую почитать лекции и материалы исследований протоиерея Василия Зеньковского. Есть замечательные лекции и наработки по вопросам язычества в жизни современного общества у Алексея Ильича Осипова, профессора Московской духовной академии.

Перед нами явление, имеющее огромное прошлое. Если разбираться по существу и говорить по-простому, неоязычество – это сатанизм, бесовщина, искаженное восприятие духовной жизни, неверное отношение к тому, что есть религия.

Религия, как мы знаем, – это связь, соединение человека с Богом и Бога с человеком.

Если сегодня псевдодуховное направление стало значимым, это говорит о том, что ряд людей готовы разделять определенные взгляды, имеющие отношение к религии, но они неправильно воспринимают их, искажая представление о сакральной связи Бога с человеком, которая существует в этом мире, поклоняются и служат твари вместо Творца, как сказано у апостола Павла. Неоязычество, безусловно, духовная культура, – но со знаком «минус».

В чем опасность неоязычества?

– Можно потерять вечность, увлекаясь тем, что ложно.

В какой среде распространяется неоязычество?

– И среди интеллигенции, и среди молодежи, которая ищет Бога, да не там, и у малообразованных людей, которым что-то не то подсказали. За всем этим стоит реальная бесовская сила, и, если не дать человеку альтернативу, не познакомить с правдой, о которой он, возможно, ничего не знает, он может стать адептом неоязычества.

Давайте будем внимательны и аккуратны. Рассуждая о язычестве, будем помнить, что один из его признаков – идолопоклонство. И поклонение идолам может быть связано не только с культом Перуна и иже с ним. Это явление духовного характера. Если мы не учимся правильному духовному рассуждению в нашей жизни, по слову отцов Православной Церкви, и не имеем в жизни верных духовных ориентиров, мы непременно впадаем в состояние служения страстям.

Вопрос от телезрителя: «Насколько распространено неоязычество в России?».

– Это явление встречается повсеместно в разных формах. Разве дискотека – не неоязычество, не беснование? В большинстве современных школ устраиваются мероприятия, которые связаны с разрушением личности человека. Разве беснования, в которые входит человек, не являются продолжением вызова нечистой силы, которые по сей день используют неписьменные народы, собираясь своим племенем? Разве случаи, когда на уроках истории некоторые преподаватели, увлеченные идолопоклонством, предлагают детям поучаствовать в поклонении богам древних славян (я знаю реальные истории), происходят только в Москве?

Чем неоязычники привлекают новых адептов?

– В первую очередь, нужно учитывать невысокий уровень религиозной культуры в нашей стране. Если мы сегодня будем бездействовать, огромное количество людей может быть увлечено неоязычниками.

Почему этому нужно уделять внимание? Потому что мы пережили страшное безбожное время, последствия которого актуальны до сих пор. Человек был ограничен в понимании, что есть правда, а что есть ложь, а сейчас духовные процессы рассматриваются достаточно хорошо (посмотрите, сколько у нас передач оккультного характера на телеканалах, что обсуждается через кинематограф, как все эти идеи скрыто или явно пропагандируются в СМИ, рекламе).

Перед нами тотальный процесс постепенного ввода человека в новую систему, где при отсутствии знаний техники безопасности духовной жизни есть огромная опасность увлечься не тем, войти в запрещенную сферу, развратиться и погибнуть. Человек рискует вечностью, общением с Богом, встречей с Ним здесь и возможностью быть с Ним там.

Может быть, это делается не специально? Вы говорите, что неоязычество рекламируется в кинематографе. Там показывается наша древняя жизнь, и тем самым изображается язычество?

– Есть очень умные люди, которые работают многие годы, а за ними стоят другие (весьма опытные в деле борьбы) духи, которые этих людей направляют. Существует немало институтов, которые развивают эти направления и вбрасывают их в массы.

Мы должны понимать: чтобы бороться с врагом, необходимо знать его оружие. Помните разговор беса с преподобным Антонием? «Антоний, ты мало ешь, а я совсем не ем. Ты мало спишь, Антоний, а я совсем не сплю». Когда человек духовно не просвещен, но ищет некой духовной пищи, ему можно это предложить не в страшном виде, а в очень заманчивом: красиво преподнести через какой-нибудь интересный фильм. Как это делается? Элементарно. Берется хороший продюсер, ему платится приличное жалование, подбираются замечательный актер, прекрасная студия, имеющая колоссальные возможности. Для этого нужен бюджет, но мы же знаем, что у дьявола немало и средств, и тех, кто сегодня в этом мире служит ему сознательно (а есть те, кто служат бессознательно). И вот на экраны выходит некий фильм, и в нем есть некая идея. Она в него заложена и идет через весь фильм.

Человек, поражаясь красотой природы, игрой актеров, потрясающей музыкой, заражается этой идеей. А если у него нет барометра, иммунитета, он не работает при восприятии реально происходящего, если человек не может оценить, что есть правда, а что ложь, он увлекается – и начинает этим интересоваться. Тогда ему предлагают нечто большее: можно войти в состав какой-то организации и начать жить с совершенно другими представлениями о самом главном в жизни.

Александр Невский сказал: «Не в силе Бог, а в правде». Аргументы неоязычников таковы: «Ваша религия – религия слабости, а то, что пропагандируем мы, основывается на силе, в том числе силе духа». Так ли это?

– Дьяволу уже много тысяч лет, а вот аргументы и почерк всегда одни и те же. Есть лживые доказательства, которые в любой момент можно достать из ящика стола и протянуть другому: и в I веке, и в X, и в XVIII, и в XX, и в наше время...

Почему мы утверждаем, что Православие как истинная христианская религия – религия силы? Потому что здесь, в первую очередь, происходит борьба с самим собой. Легче натренироваться, пойти и победить кого-то на поле брани, чем победить себя. Более того, чтобы нечто свершилось на поле брани, нужно что-то создать внутри себя. Один из глубочайших моментов, связанных с неверным пониманием происходящего в этом мире, – человек воспринимается как самодостаточное существо. Мы же в христианстве утверждаем, что есть грех, который исказил человека. И без Христа и Церкви человеку невозможно преодолеть то, что произошло. Мы рассуждаем о творении человека, о его грехопадении, о Пришествии в мир Христа.

Если разрушить эту цепочку неверными постулатами, можно взять человека в плен, а он даже не поймет этого. Один из важнейших принципов язычества – максимум удовольствия при минимуме труда: «Я хочу брать от жизни все», «я хочу наслаждаться», «я хочу сникерснуть», «я хочу вливаться», «я хочу оторваться»… Эти установки, которые сегодня предлагаются человеку на каждом шагу,– некое послание: заинтересуйся, заразись этим. Если ты не знаком с тем, что правильно, ты можешь войти в реальный духовный мир и, войдя в него, встретиться с конкретной силой. Но какой? Не Божией.

Вопрос телезрительницы из Санкт-Петербурга: «Почему неоязыческая идеология возникает в современном российском обществе?».

– Он сродни тому, который мы рассматривали ранее.

Почва во многом подготовлена. Я вспоминаю свою диссертацию по истории «Духовно-нравственное состояние русского общества конца XIX – начала XX веков»: религиозный индифферентизм, увлечение идеями вольнодумства, отсутствие правильной духовной жизни, негорение в вере, увлечение западными идеями. Это уже тогда расхолаживало людей, вводило их в связь с иной силой.

А потом произошли страшные события, которые явились следствием духовно-нравственного оскудения человека, и к которым мы подвели себя сами. В период безбожия почва была подготовлена, а сейчас, когда открыты возможности для религиозной жизни, есть интерес, можно войти в иное состояние, предложить человеку пообщаться с другой силой. В Священном Писании мы читаем о том, что бесовский род изгоняется только молитвой и постом. Я спрашиваю многих приходящих в храм родителей: «Почему вы не предлагаете своим детям поститься? Почему они приходят на Причастие, не готовясь?» – «Они еще маленькие». – «А бес воюет только со взрослыми?» – «Нет».

В своей пастырской практике я сталкиваюсь с ситуациями, когда бывают одержимы совсем юные. И это страшно. Борьба продолжается. Мы, может быть, к ней не готовы. Семена зла падали и падают сегодня в подготовленную почву и дают всходы, человек заражается, приходит – и у него столько всего намешано!

Совсем недавно ко мне на разговор пришел человек с такими взглядами… Его направили в церковь, чтобы он чем-то здесь «поднапитался», а потом вернулся к неоязычникам. И чувствуется, что в сердце его винегрет, а в голове – каша. Нужно разобраться, объяснить...

Святитель Филарет Московский писал: «Братья, сестры, почаще берите в руки катехизис». Мы обращаемся к крестным, приходящим на собеседование перед таинством Крещения: «Дорогие, откройте Символ веры, почитайте, во что мы с вами верим». Я не допустил, чтобы один человек стал крестным (бывают и такие случаи). Почему? А он не верит. Он говорит: «Батюшка, я уже несколько раз был крестным. Почему сейчас я вдруг не могу им быть? Почему Вы меня не допускаете?». Я спросил, согласен ли он с положениями Символа веры – он ответил, что с какими-то, пожалуй, да, с какими-то – ни в коем случае, а над чем-то еще подумает. «У Вас есть какие-то религиозные убеждения?» – «Да, какие-то есть»... Это не религиозный человек, но и не бездуховный – он заражен не тем. И находится в недоумении, почему не может быть крестным. И начинается разговор.

Знаете, что интересно и отрадно: слава Богу, что когда начинается диалог и мы расставляем все по своим местам, большинство отказывается от заблуждений, имеет желание разобраться и идти дальше. Нельзя оставаться безучастными к тому, что сегодня происходит. Ведь это беда!

Пример святых равноапостольных Владимира и Ольги показывает нам, что люди действительно очень много потрудились, чтобы искоренить язычество в сердцах нашего народа. Получается, мы опять возвращаемся к тому же и готовы поклоняться пням, камням, луне и солнцу?

– Мы рассуждаем об этом на телевидении, нас видят миллионы людей. У нас много единомышленников. Разве мы можем говорить, что все так плохо? Я не согласен. У нас есть серьезная проблема, которую надо решать. И если мы говорим об этом и нас многие слушают – кто-то оторвался от своих дел, включил телевизор и смотрит эту передачу на канале «Союз», – значит, у нас есть колоссальные возможности.

Мы все можем в освящающем нас Иисусе Христе, как восклицает апостол. Важно быть неравнодушными и действовать в направлении просвещения, что мы с вами и делаем…

Мы имеем возможность наблюдать возрождение Православия в нашем Отечестве. Да, нам хотелось бы, чтобы это происходило побыстрее, но ведь нужно время, чтобы в сердцах людей произошел переворот. Для этого мы должны им что-нибудь предложить, как-то их увлечь, «выйти на рыбалку» – позвать их в наши храмы.

Мы должны что-то противопоставить неоязычеству. Господь дал такую возможность: при нашем храме построена воскресная школа, открыта школа искусств, где есть оркестр, хор, хореография, классы музыкальных инструментов, изостудия, клубы – пейнтбольный, авиамоделирования. Затем был построен спортивный комплекс, где можно заниматься семнадцатью видами спорта.

Мы приглашаем тех, кто чем-то интересуется, заглянуть к нам: «Посмотри, как у нас, как мы живем. Что тебе интересно?». Мы противопоставляем тому беснованию, которое сегодня есть, нечто иное: красивых молодых людей, которые занимаются спортом и не только приходят в этот зал, но и помогают в организации молодежных мероприятий.

Мы открыли студию казачьего фольклора, где известнейшие педагоги, артисты замечательного ансамбля «Казачий круг» дают концерты и ведут занятия по фольклору. У нас работают прекрасные специалисты в области культуры.

Важно определиться, с кем мы. Я радуюсь тому, что я со Христом. Три года, которые я пережил, по благословению Святейшего Патриарха став настоятелем, придя в чистое поле и ничего не имея, а теперь возымев то, о чем сейчас рассуждаю, – это ли не чудо? Но разве это давалось без сражения?

В нашу воскресную школу записано больше 500 детей: это и дошкольный лицей, и дошкольный клуб «Рекордик», различные направления деятельности, о которых я уже говорил. У нас в школе 73 преподавателя. Они пришли, желая бороться в себе с теми страстями, которые всем нам свойственны. Школа работает каждый день, как и досуговый центр. Некоторые нас называют православным «домом пионеров». Пусть так. Святой князь Владимир тоже потихонечку, но созрел к тому, чтобы стать православным, принял эту религию и сделал ее главной, показав ее высоту, чистоту, неотмирность.

Если мы не будем противопоставлять неоязычеству все, что возможно, то как мы будем смотреть в глаза Богу?

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс