Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №3 (852) → Протоиерей Александр Агейкин: От Рождества до Крещения

Протоиерей Александр Агейкин: От Рождества до Крещения

№3 (852) / 19 января ‘16

Беседы с батюшкой

Окончание. Начало в №2 (851)

Продолжая тему таинства Крещения, хотел бы спросить: а в чем суть этого таинства для современных людей?

– Суть та же, что Господь выразил в беседе с Никодимом. В Евангелии от Иоанна есть момент, когда ко Христу пришел известный, занимающий весомое положение в обществе человек, который потом стал последователем Христа – Никодим. «Он пришел к Иисусу ночью и сказал Ему: Равви! мы знаем, что Ты Учитель, пришедший от Бога, ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог. Иисус сказал ему в ответ: «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия. Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться? Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие». (Евангелие от Иоанна 3, 2–5).

То есть смысл Крещения – это рождение в новую жизнь, это рождение нового человека. И наши обеты, наши обещания – если мы во взрослом возрасте приходим к крещенской купели являются началом новой жизни. Как я раньше упомянул, из иорданских вод вышел новый человек. Так же и из крещальной купели должен выйти новый человек! И младенец, которого крестят по вере родителей и по вере восприемников, – это новый человек. Это уже чадо Царствия Божия. Когда я завершаю таинство Крещения и возвращаю младенца матери, я всегда говорю одну и ту же фразу: «Мама, я Вам отдаю уже не Ваше чадо, но Божие». Потому что человек принес и отдал его Богу. Он родился уже для другой семьи – для вечности, для Царства Небесного. Поэтому и нынешнее синодальное решение, требование о том, что человек перед таинством Крещения обязательно должен пройти огласительные беседы, как раз направлено на то, чтобы дать понять, ради чего ты это делаешь: что ты рождаешься в новую жизнь. Вот смысл – ты рожден уже для иного. Но то, что человеку свойственно возвращаться к своей греховной жизни, тоже учтено. И человеку дана возможность исправления в таинстве Покаяния, в таинстве Елеосвящения. Если человек думает над тем, что с ним происходит, искренне раскаивается в своих ошибках, грехах, то у него есть возможность вернуться на путь в Царство Небесное. Святые Отцы и покаяние называют вторым крещением.

То есть, если кратко, то можно сказать, что без таинства Крещения нет вечной жизни с Богом?

– Да, потому что человек делает выбор. Те подготовительные, можно сказать, процедуры – оглашение, которое совершается перед началом таинства, когда человеку дают возможность выбрать, с дьяволом он или с Богом; отречение от сатаны, которое он совершает перед Крещением – это есть выбор новой жизни, нового пути. Поэтому человек выбор сделал, но он должен умереть для прошлой жизни и родиться для новой, так же как Христу надлежало умереть и воскреснуть.

Если получилось так, что человек по каким-то жизненным обстоятельствам, не смотря на то, что он всю жизнь жил праведно, не был крещен. Взять, к примеру, советский период. У нас много поколений ушло на тот свет, не будучи крещеными. Можно ли сказать, что все эти люди автоматически идут в ад?

– Мы не можем измерить милосердие Божие. Я могу, как преподобный Амвросий Оптинский, сказать: я без этого бы погиб. А о другом человеке я сказать не могу. Мы знаем, что через Крещение мы вступаем в пакибытие, в новую жизнь. Мы надеемся на милость Божию и трудимся в подвиге какого-то благочестия, в подвиге подражания Христу и святым. Если человек рожден в другой культуре, в другой традиции, но подспудно (как говорил Тертуллиан: «душа по своей природе христианка») чтит Того Бога, Которого не знает, то мы можем говорить: «я не знаю, но все в руках Божиих». Господь на то и Вседержитель, и Творец мира и вселенной, и Всемогущий Бог, что Сам решает, как Он этого человека примет. Поэтому мы и имеем некую надежду на милосердие Божие. Если б мы всех «распределили»: этот находится в этой зоне, этот – в другой комнате, этот – на третьем небе, другой – на четвертом небе!.. Человек не может этого сделать, это все в руках Божиих. Поэтому мы можем молиться и просить Бога за своих сродников, которые умерли некрещеными. Конечно, Церковь не может молиться за этих людей, но родственники обязаны молиться и уповать на милосердие Божие, на Его любовь. Есть в народе почитание святых, которые имели дерзновение молиться за некрещеных – тот же святой мученик Уар, например, имел такое дерзновение!

Однако сказать, что таинство Крещения – это автоматический «билет» в Царствие Божие, наверное, тоже нельзя?

– Нет, конечно! Потому мы и говорим на огласительных беседах, что таинство Крещения – это не волшебная формула, не магический обряд, после которого вам могли бы выдать гарантию, что вам такое-то место забронировано в Царствии Небесном. Человек выбирает – и должен идти по этому пути. Мы прекрасно знаем эти слова Священного Писания: «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его…» (Св. Евангелие от Матфея 11, 12).

Вопрос телезрительницы: «Вы сказали, что при Крещении Господь вышел из вод Иордана как новый Адам. Но Он ведь еще освятил Своим Существом воды! Скажите, праздник Крещения всегда сопровождался Великим освящением воды, или когда-то этого не происходило?»

– Формирование православного Предания происходило веками, и сказать, что апостолы стали совершать Великое освящение воды – неправильно. Потому что мы знаем из писаний святых Отцов, из упоминаний в различных древних источниках, например, традицию египетских христиан – в день воспоминания Крещения просто приходить к берегу Нила и брать воду. Потому что христиане верили, что в этот день водное естество меняется, как бы вспоминая то событие, когда Творец прикоснулся к водам. Как новое творение! Творец в лице Иисуса Христа входит в воду. Конечно, соприкосновением с Творцом водное естество меняется. Поэтому и мы совершаем Великое освящение воды как раз в воспоминание этих традиций. Мы же – немощные люди. Но мы призываем благодать Божию в своих молитвах, чтобы она сошла на эту воду; мы погружаем крест Христов в эту воду, читаем молитвы, мы вспоминаем те события и призываем благодать Божию на воду, чтобы Он и нас в этот день не лишил этой благодати. Но есть такое поверье, что можно вообще в храм не ходить, что в Богоявление в любом водопроводном кране освященная вода. Если вы надеетесь на воду ради воды, то здесь и говорить не о чем – не приходите и не набирайте! Мы приходим в храм помолиться, чтобы быть соучастниками, чтобы прикоснуться к благодати. И с благоговением берем эту воду, потому что верим, что благодать Божия в ответ на наши молитвы сходит на нее. А если просто есть нужда набрать воды, то, конечно, можно пойти из-под крана налить.

Кстати сказать, есть такое поверье, что эта вода особая. Наверное, так оно и есть. Но практически в каждом храме в течение года совершаются водосвятные молебны. Вода с водосвятного молебна и вода, освященная в праздник Крещения – она молекулярно другая?

– Вода молекулярно всегда одна. Но мы говорим о структуре: может быть, какая-то другая структура? Ученые пытаются сейчас под микроскопами изу-чать структуру молекул воды простой, воды крещенской, воды, подверженной воздействию каких-то звуков: классической музыки или тяжелого рока. Человеку всегда любопытно дойти до сути, но мы говорим о другом: не о том, что она структурно другая или молекулярно другая, но что эта вода, содействующая Духу Святому, есть святыня. Смысл заключается в том, что мы освящаем эту воду, призывая благодать Святого Духа. Потому что не священник ее освящает, не архиерей, а благодать Святого Духа, которая сходит на эту воду. И, конечно, она различается – вода малого освящения и вода Великого освящения. Есть последование малого освящения воды: по нужде, когда нужна святая вода для того, чтобы окропить свое жилище. И есть вода Богоявления, то есть того дня, когда мы вспоминаем и собственное Крещение, и то, что ради нас совершил Бог. По своей духовной сущности они разные.

Однако наш народ старается разделять воду Крещенского сочельника и самого праздника Крещения, называя одну богоявленской, вторую – крещенской. Есть ли разница?

– Никакой разницы нет. Как мне кажется – это мое мнение – освящали воду и в сочельник, и в сам день праздника в каких-то сосудах; я не говорю о том, что ходили на реку – не было водопровода, а нужно было побольше воды освятить. Чин освящения, молитвы одни и те же. Но человек все время пытается понять то, что ему непонятно. «А зачем священник два раза освящает? Значит, она разная!» И доходит иногда до каких-то рассуждений на грани язычества, на грани магизма. Говорят: «Богоявленскую воду пить нельзя, ею только кропить и умываться можно. А вот крещенскую можно пить!» Поэтому помечают: эта – богоявленская, эта – крещенская. А это названия одного праздника. Просто разная суть в названиях: Богоявление – это глубокий духовный смысл праздника, а Крещение – это то, что совершилось над Иисусом из Назарета. И я опять же говорю – было еще несколько названий: праздник Просвещения, праздник Светов. Тогда якобы нужно еще два раза освящать воду, чтобы была «просвещенская» и «световая» какая-то вода. Это магическое восприятие. А еще (когда столкнулся, очень удивился этому народному обычаю, который никакой духовной сути не имеет) что нужно в Крещение набрать воду в семи храмах, смешать ее – и тогда будет настоящая!

Вопрос телезрителя из Саратова: «Мы очень почитаем праздник Богоявления, стараемся посетить службу в этот день, несмотря на работу, и еще – как всегда, с большой радостью – искупаться в святом источнике (ездим к Архангелу Михаилу). Скажите, пожалуйста, как правильно в этот особый день омываться или купаться, с какой молитвой и, может быть, с каким ритуалом? Спасибо!»

– Спасибо за вопрос. Это такая благочестивая традиция, существующая с древнейших времен, – погружаться в освященные воды в день Богоявления. Но – опять же говорю, – не нужно делать из этого самоцели. Это хорошая традиция, но она не обязательна для всех; это традиция, которая показывает крепость веры, силу духа человека, но очень плохо, когда этой традицией заменяют все остальное. Конечно, погружаться нужно с молитвой этого дня – с пением или чтением тропаря «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи». Это очень правильно и благочестиво. Ты вспоминаешь то, ради чего это делаешь, троекратно погружаясь в эту воду. Не каждый может выдержать погружение в ледяную воду. Но это обязательно должно быть совмещено с молитвой. Очень красиво сейчас устраивают иордани, приглашают священника, все красиво обустраивают – с угощениями, столами, последующим праздником. Но человек не бывает ни на всенощном бдении, ни на Литургии, потому что он полночи купался, потом согревался, разговлялся. А утром спрашиваешь:
– А ты чего не пришел на богослужение? Я тебя ждал, молился за тебя.
– А я ночью купался, тяжело было утром проснуться.
Все должно быть в меру, и соединено с главным стержнем этого праздника – с молитвой.

Вообще обязательно ли купаться в проруби или нет?

– Необязательно. Это просто часть некого предания, некой духовной традиции. И русские цари купались, как мы знаем. На Москву-реку выходили, делали красивую иордань, во главе с митрополитом совершался крестный ход, освящались воды Москвы-реки. Это благочестивая традиция. Мы знаем замечательную, очень сильную традицию в Якутии, когда минус пятьдесят, а люди все равно приходят и в реке Лене совершают погружение. Это говорит о силе веры, о крепости духа, о том, что человек очень чтит этот праздник. Но это должно быть совмещено со всей глубиной, должен быть некий внутренний стержень из того, что ты делаешь, ради чего ты это делаешь. Как я говорю: «А поститься обязательно или не обязательно? Если ты просто не будешь вкушать мясную и молочную пищу, это не будет постом – это будет диетой. Пост наполняется смыслом, когда ты знаешь цель, к которой ты идешь». Так же и здесь: любой обычай должен иметь некий смысл. Не просто по молодости свою удаль показать: «Вот, я окунулся в ледяную воду!», а именно с верой, с молитвой это делать.

Вы настоятель Богоявленского Елоховского собора города Москвы. Это старинный храм, в нем давно проходят богослужения, в нем несколько Патриархов совершали свою святительскую службу. Как раз в день Крещения Господня он будет отмечать свой престольный праздник. Расскажите немного об этом соборе.

– Храм Богоявления – кафедральный собор города Москвы, он находится в историческом месте, которое именуется Елохово. И Крещение (Богоявление) – его престольный праздник. До начала XX века он никаким кафедральным собором не являлся, а был обычным приходским храмом в рабочей слободе, где жили мастеровые люди. Он был очень большим, благодаря перестройке, которую благословил совершить святитель Филарет, митрополит Московский. Его трудами множество храмов было перестроено, увеличено. Святитель Филарет был великим миссионером. Он не путешествовал по стране, а совершал миссии здесь, в первопрестольном городе. До святителя Филарета наш собор был небольшой каменной церковью, сооруженной в XVIII веке. В ней крестили родившегося Александра Сергеевича Пушкина. Район быстро рос, и нужда в большом храме была очень острой. Поэтому при святителе Филарете было получено благословение перестроить храм в более просторный. Совершил это архитектор Евграф Дмитриевич Тюрин, и святитель Филарет в сороковых годах девятнадцатого столетия освятил обновленный храм. Никто не мог предугадать, что спустя какое-то время в России начнутся такие гонения на Церковь Христову, при которых пострадают десятки, сотни тысяч новомучеников и исповедников Церкви Русской. Был закрыт Патриарший Успенский собор в Кремле, был уничтожен храм Христа Спасителя, а Московский митрополит был лишен кафедры.

В 1917-м году, как мы знаем, было возрождено патриаршество, на патриарший престол избран святитель Тихон, который любил Елоховский храм. Но собор не был кафедральным. Святитель любил туда приезжать, особенно в праздник Благовещения, потому что у нас был Благовещенский престол.

В алтаре у нас висит летопись служения Патриарха Тихона. Он бывал и в праздник Богоявления. Но уже после кончины святителя Тихона, после закрытия храма Христа Спасителя, после передачи относительно больших храмов обновленцам появилась острая нужда в кафедральном соборе. Елоховская Богоявленская церковь была одной из самых больших в Москве церквей, которую еще не закрыли. И Местоблюститель Патриаршего престола митрополит Сергий (будущий Патриарх) избрал для своего служения Елоховский собор. С того момента Елоховская церковь стала кафедральным, а потом и Патриаршим всероссийским собором. И уже в девяностых годах мы получили возможность вновь войти в Успенский собор Московского Кремля, которому был возвращен статус Патриаршего собора. Мы стали свидетелями возрождения храма Христа Спасителя, который стал всероссийской кафедрой. А Елоховский собор остался кафедрой нашего города – Москвы. Конечно же, Святейший Патриарх не может обойти вниманием свою городскую Московскую кафедру. В день Богоявления он традиционно совершает Богослужение в Елоховском соборе и освящает воду. И раньше, во времена известных советских гонений, когда в Москве оставалось чуть больше сорока храмов, люди знали, что где-где, а в Елоховском соборе они водички наберут, даже если несколько часов простоят. Много было попыток сорвать раздачу воды в Елоховской Церкви, но они всегда преодолевались трудами ктитора собора, Николая Семеновича Кобчука, который находил способ, чтобы каждый верующий человек (житель Москвы или Московской области) в этот день получил богоявленскую воду.

Время нашей программы подошло к концу. Благодарю Вас за столь содержательную беседу и в завершение прошу благословить наших телезрителей.

– Благословения Господня хочу пожелать зрителям телеканала «Союз». Пусть Господь не оставит нас в эти святые дни Своей благодатью, Своей любовью. Храни вас Господь!

Расшифровка:
Дарья Летнякова

Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс