Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №3 (852) → Протоиерей Димитрий Смирнов: Важнее покаяние

Протоиерей Димитрий Смирнов: Важнее покаяние

№3 (852) / 19 января ‘16

Беседы с батюшкой

Хочу начать с такого вопроса: «Растолкуйте, пожалуйста, следующее выражение: «И воздаст каждому по делам его», а в другом месте: «По вере вашей дастся вам». Так по делам или по вере воздастся человеку?»

– По делам веры.

Ибо вера без дел мертва.

– Имеется в виду именно мотивация. Если ради Христа, то это добро, а если, например, из гуманизма – это «не в кассу», хотя «каждый делающий доброе в любом народе приятен Господу».

То есть по делам нельзя судить о вере человека, ибо неизвестен мотив этих дел...

– Нет, если это добрые дела с точки зрения христианства, то, безусловно, можно, но речь идет о делах веры.

Часто люди говорят о себе: «Я – человек верующий»…

– Каждый день встречаю: подходят и заявляют, что глубоко верующие.

Вы как-то пытались проверить глубину этой веры?

– Всегда проверяю. Говорю: «А Вы Евангелие читали?» На это обычно дают такой ответ: «Я вообще всякую литературу читаю», а некоторые даже отвечают, что у них есть молитвослов.

Или Библия дома. А чем определяется глубина веры?

– Насколько слово Божие затронуло человеческую душу. То есть (если вспомнить притчу о сеятеле) на какую почву упало семя слова Божия.

Какой плод оно приносит…

– Это уже результат, а тут речь идет о том, насколько проросло семя. Либо при этом каменистая почва или при дороге, либо это сорняки, либо удобренное и вспаханное поле.

Апостол говорит: «Вера от слышания...»

– «...а слышание от слова Божия».

Но от того, что люди приходят в храм и порой в течение десятков лет слышат слово Божие, вера не очень прибавляется?

– Есть такой феномен: слышат и не разумеют… Так же и обычный человек – приходит в храм и чем-то занят: может с кем-то говорить, ставить свечи, размышлять, молиться (но не в полный голос, такое редко бывает, но видно по губам, что человек как-то обращается к Богу), а то, что в это время звучит Священное Писание, он может и не заметить. Например, после чтения Евангелия взять десятерых стоящих в храме и спустя 15 минут спросить, о чем сегодня читалось, – если хотя бы один ответит, это очень хороший результат.

А остальные в это время отсутствовали...

– Нельзя сказать, что отсутствовали. Звучит славянский язык, и хотя славянский язык близок русскому, все-таки это есть некоторый барьер, особенно для пожилых людей: нынешние пожилые – это комсомол 60-х годов, а совсем не те бабушки, которые были в моей молодости. Многие из нынешних пожилых пришли к вере зрелыми людьми, в таком возрасте, когда уже в институты не берут, поэтому у них есть затруднения в понимании. Есть такой феномен: человек как некое упражнение ежедневно читает Евангелие, но оно в него особо не проникает.

От чего зависит это проникновение? Ведь человек читает с желанием понять, усвоить.

– Этого недостаточно, важнее покаяние.

То есть то чувство, с которым человек обращается к Богу?

– Да, потому что сказано: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5–8). Чтобы человек, читая Евангелие, слышал, что с ним Бог говорит, это все-таки не такое частое явление, к сожалению, но весьма желательное.

Вопрос: «Я не собирался причащаться: была трудная неделя, и подготовиться не успел, да и пост держал не так строго, но, придя в храм, понял, что сам себя обокрал, очень хотелось вместе со всеми подойти к Чаше. Могу ли я в такой ситуации причаститься, а все каноны прочитать после?»

– Этот вопрос нужно задавать тому священнику, у которого исповедуешься. Ситуации бывают самые разные, и как сказано в молитвослове и в той молитве, которую мы читаем на пост, наш приходской священник – «неумытный судия наш», он скажет, как нам поступить.

Вопрос: говорится – «много званых, мало избранных». Как попасть в число избранных? По каким признакам Господь избирает?

– Нельзя сказать – «по признакам». Признаки, скорее всего, рассматривают люди, ведь человек не может проникнуть в глубину души, как Господь, Который без признаков смотрит на сердце и на состояние души и таким образом определяет его. А для людей, конечно, можно некоторые признаки увидеть, когда человек совершает христианские поступки, из них состоит его жизнь, потому что то, что в душе, отражается и в его жизни.

И попасть в число этих избранных можно, если вести христианскую жизнь?

– Да.

И все равно – никакой гарантии, что тебе некое место приуготовлено?

– Гарантий никаких нет, ведь очень много людей насчет себя и особенно насчет своей правоты заблуждаются.

Как и насчет своей веры...

– Может быть и так. Я постоянно убеждаюсь, что когда человек говорит: «Ну я же прав», то он находится совсем в другом духе.

Вопрос: «Жена по характеру лидер, пытается всем и всеми руководить, все держит под своим контролем. Когда пытаюсь восстановить свое главенство в семье, обижается, иногда даже унижает меня при детях. Как лучше поступить: отдать ей первенство ради мира в семье или это не очень полезно для семьи?»

– Этот вопрос решается примерно за полгода до свадьбы. А тут уже надо действовать, как говорят военные, по обстановке… Так не бывает, что человек вдруг становится таким вот… А вообще все вопросы супруги должны обсуждать, договаривать до конца. Сначала как предисловие: «Ты в состоянии сейчас говорить без раздражения?» Если в состоянии, то: «Хочу обсудить такую-то вещь...» Через пять минут: «К сожалению, ты начинаешь раздражаться, тогда либо отложим, либо успокойся – и продолжим. Для меня то-то и то-то очень важно». Всякие проблемы бывают, но всему можно научиться ради семьи, ради того, чтобы все было по воле Божией.

Вопрос: «Мне 32 года. В последние годы пришлось пережить много скорбных обстоятельств и неприятностей, а сейчас начал замечать за собой, что стал сильно восприимчив даже к мелким житейским трудностям: чуть что не так, сразу начинаю волноваться больше, чем следует. Раньше таким не был. Посоветуйте, как мне исправиться».

– Первое – это внимание к себе, и, как результат этого внимания, когда человек входит в такое состояние, он должен попробовать сказать себе: «Стоп». Второе – нужно об этом молиться Богу. Надо приобрести такую привычку: за всем обращаться к Богу. А третье – это медикаментозная помощь: надо посоветоваться с доктором, все ему объяснить, и доктор скажет, действительно ли стоит что-то попить или пока еще можно вполне справиться самому. Если можно самому – слава Богу, а если нужно попить что-то успокаивающее, то в этом тоже ничего плохого нет.

Это признак слабой веры или это действительно может быть связано с медициной?

– Это может быть что угодно. Сходу сказать может только очень опытный человек, как и врач: если он неопытный, то ему нужен весь объем анализов, а опытный быстро определит что-то, анализы уже только подтвердят это.

Вопрос: «Много покупаю духовных книг в надежде, что потом все это прочитаю. Сейчас времени на чтение почти нет. Является ли это страстью многостяжания?»

– Если надо это как-то обозначить, то можно и мшелоимством назвать, то есть человек покупает то, что заведомо не нужно, значит он покрывается мхом. Это не очень полезно.

«Выйду на пенсию и буду читать...»

– Это иллюзия. Может, и будет читать, но если нет навыка постоянного чтения, то через три строчки человек будет засыпать, а на второй уже перестанет понимать, что читает, особенно на пенсии.

Вопрос: «Какие книги Вы посоветуете почитать о правильном воспитании детей, особенно мальчиков, и что вообще надо изучить теоретически о воспитании?»… У Вас собственный подход к педагогике, или он зиждется на каком-то учении?

– Мне кажется, он зиждется на Евангелии. Когда я что-то говорю об этом, то всегда чувствую, что за мной стоит Евангелие, потому что меня интересует, как воспитать из маленького человека христианина, я именно это имею в виду.

Вопрос от телезрительницы: «У нас на приходе есть две женщины, мы в хороших отношениях, у меня муж – инвалид I группы, и они все время ему передают деньги, и немалые: тысячу или две. Мы не шикуем, но и не нуждаемся так, чтобы последний кусок хлеба доедать. Я сначала принимала, как бы боясь обидеть их, но мне совестно принимать. Последний раз они передавали, я не взяла – они обиделись. Я не знаю, как к этому относиться».

– Как к этому относиться? Люди так хотят выразить свое отношение к человеку-инвалиду. Деньги – очень удобная форма. Один древний монах попал в такую же историю. Жил он очень аскетически, ел очень скромно, в основном сухой хлеб, запивая водой, а ему посетители приносили разные дары. Он эти дары не принимал – люди уходили огорченными. Потом к нему приходило много нищих, видя, что этот человек пользуется большим успехом, и просили у него что-то из еды, из одежды, а он говорил: «Я нищий монах, у меня ничего нет», и они уходили огорченными. И в один прекрасный момент он задумался, а может быть, ангел-хранитель ему такую мысль высказал: «Ты огорчаешь и тех, и других». Тогда он решил все брать, а потом все раздавать и стал орудием в руках Божиих.

Я тоже вам советую попробовать. Наверняка вы знаете какого-то человека, а я уверен, что такой человек, который нуждается в деньгах, есть всегда. Например, многодетная семья, которая приезжает в храм не на личном транспорте, а на общественном. Все денежки, которые у вас скопились, можно собрать и отдать им, и они всегда найдут им применение и будут благодарны, и те люди, от которых вы приняли деньги, тоже будут рады, что они помогли инвалиду. Попробуйте такой путь.

А когда люди пытаются благодарить за оказанное им благодеяние, тоже смущаются: «Я же ради Христа сделал, зачем мне ваша благодарность?»

– А они ради Христа благодарят, потому что если человек не благодарит, это называется хамством.

Получается, что и в этой ситуации лучше взять?

– Конечно.

Одна женщина очень огорчилась, говорит: «Ну как же, я же хотела сделать ради Христа, совершенно бескорыстно, а это получается, что я от Бога награды уже не получу».

– Смотря как к этому относиться. Люди думают, что награда – это что-то такое, что можно потрогать, а награда от Господа – это награда сердечная, имеется в виду благодать Божия.

Вот человек и хотел ради этого сделать бескорыстный поступок.

– Так он и сделал. Если он про это трубит с целью себя прославить, то, конечно, он получает славу от людей. А если он тихо и скромно примет благодарность другого человека – что тут такого?

Вопрос: «Живу с родителями, своей семьи нет, постоянно наблюдаю ссоры отца и матери. Мать обвиняет отца в измене, не имея никаких доказательств и никаких поводов со стороны отца. Один раз пытался с мамой поговорить, но в ответ что-то вроде: «Ты ничего не понимаешь». Отец обвиняет меня, что я никак на маму не влияю. Помогите, пожалуйста, что делать в такой ситуации? Как их примирить?»

– Никак. Тут можно только молиться Богу. Это совсем другая семья. Можно им сказать: «Вы знаете, ваши ссоры меня очень сильно огорчают, что хочется из дома бежать». Может, они это как-то воспримут.

То есть детям как-то влиять на родителей в такой ситуации не получится? Устраниться всегда легче: «Не мое дело, это ваши проблемы».

– Совсем нет. У меня есть такие прихожанки, которым я на протяжении не только лет, а десятилетий говорю о том, чтобы устраниться. И это все равно как лупить теннисным мячиком по стене – отскок полный. И причем обе меня вопрошают очень активно. Я сопротивляюсь, молчу, пожимаю плечами, потом все-таки, взяв меня за горло, они выдавливают оттуда звуки. Я ничего не могу сказать, кроме того что говорил 20 лет назад. А результат один: «Ну как же, это же мой сын».

Вот интересно, что за стена такая не дает человеку услышать?

– Недаром авва Дорофей сказал: «Анафема мне и моему мнению», а человек считает, что он лучше понимает, а лучше сказать – делает то, что он хочет, потому что человек считает нужным то, что он хочет. И спрашивает до тех пор, пока не получит ответ, который ему надо. В этом смысле я довольно упрямый: если считаю, что такой ответ неправильный, я не могу его сказать. Другие люди как-то интерпретируют мой ответ. Иногда говорят: «Отец Димитрий не благословил». Сегодня даже была ситуация. Один батюшка мне звонил по поводу одного нашего давнего прихожанина, которого я не благословил. Я говорю: «Я твердо убежден, что никакой священник ничего не может благословлять или не благословлять в храме, в котором совершенно другой настоятель. Это его интерпретация (этого человека)». Но так как этот священник еще молодой, он пожелал со мной поговорить, что я ему, собственно, и подтвердил.

Вопрос: «Как не впадать в гнев? И, если можно, батюшка, поделитесь, как Вы боретесь с гневом и раздражительностью».

– Да я, собственно, особо и не борюсь. Бывает, возникает такое чувство: «Так бы и дал». Но я не бью, жалею.

То есть нужно потерпеть?

– В общем, да.

Есть замечательное выражение: «Дать Богу действовать, пока человек терпит».

– Это правильно, но гнев чем неприятен? Он «закипает» внезапно: это как в кастрюле пузырек воздуха первый отрывается, а потом сразу все закипает… И все очень быстро происходит, поэтому Богу передать что-то можно только в спокойной обстановке, а не тогда, когда ты «вскипаешь» от какой-то своей мысли. А некоторые опытные люди испытывают наслаждение, чтобы ввести другого в состояние гнева, и им тогда облегчение, потому что их бес гнева мучает, а когда они прогневают какого-то человека, бес в награду на некоторое время от них отступает. Поэтому тут, как и с любой страстью, надо потерпеть, потом она потихонечку уменьшится, будет уже очень редко человека беспокоить. Я не могу сказать, что гнев меня сильно беспокоит или доставляет мне какие-то особые неприятности.

Один человек рассказывал про гнев, когда я говорил ему потерпеть, что у него тут же наступает как бы помрачение ума и он уже ничего не может сделать.

– Да, сказано: «Гнев не творит правды Божией». В гневе человек всегда делает что-то не то, цель гнева – ввести человека в некое исступление, в результате которого он совершит что-то ужасное: что-то наговорит или ударит кого-то. А тот еще упадет после этого очень неудачно, как все время в детективах показывают: толкнул – упал – умер. Один и тот же прием сценаристы придумывают: упал, об табуретку стукнулся – и прямо насмерть. Ерунда полная, конечно, но как еще объяснить? Поэтому лучше всего навык терпения вырабатывать при любой ситуации: и когда хочется крикнуть, и кому-то что-то доказать.

Вопрос от телезрительницы: «Недавно было сорок дней после смерти сына, он покончил с собой, но как душевнобольного мне разрешили его отпеть. Я заказывала и сорокоусты, и все нужное, но мне батюшка сказал, что его грехи ложатся на меня».

– Ну раз батюшка сказал, то ложатся.

И что ей с этими грехами теперь делать?

– Да ничего, пусть полежат.

В своих-то покаяться можно, а с чужими что делать?

– Не знаю, это какое-то новое суеверие, я не успел с ним ознакомиться.

Не встречали, что грехи переходят от людей к людям?

– Ну это же не вши и не инфекция, можно тоже заразиться, но не так, что «грехи переходят». Например, некий мальчик поступил в школу, а там полкласса играют в карты на деньги, и он потихонечку втянулся. В этом случае какой-нибудь человек образно, поэтично может сказать, что «грехи этих мальчиков перешли на него», – но это не грехи перешли: он сам сел, узнал правила игры, сам стал играть, а «само» ничего не переходит. А тут (в вопросе телезрительницы) действовали согласно воле Священноначалия: человек психически больной – таких отпевают, я не знаю, о чем тут вопрос.

Расшифровка:
Елена Кузоро

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс