Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №1 (850) → Протоиерей Константин Пархоменко: О Рождестве Христовом с точки зрения науки

Протоиерей Константин Пархоменко: О Рождестве Христовом с точки зрения науки

№1 (850) / 5 января ‘16

Беседы с батюшкой

Сегодня мы поговорим о Рождестве Христовом с точки зрения современных научных данных. Какие основные моменты и темы можно выделить в повествованиях евангелистов о Рождестве Христовом?

– Очень благодарен, что вы пригласили меня для разговора именно на эту тему. Чтобы нашим зрителям не было скучно, сразу объясню, для чего мы выбрали эту тему. Все мы знаем и любим эти сюжеты: пустыня, пещеры, волхвы, их ведет далекая прекрасная звезда и они несут свои дары Младенцу. Там, в пещере, в кормушке для зверей лежит спеленутый Спаситель мира. Приходят поклониться пастухи, которым ангелы возвестили о чуде этого Рождения. Много таких нежных и светлых моментов, известных всем нам.

В последние годы, особенно в дни, предшествующие Рождеству, активизируется пропаганда, которую инициируют и либеральные богословы разных конфессий, и различные сектанты, и люди неверующие, и которая пытается дискредитировать евангельский рассказ о Христе. Говорится, что все это выдумки, что ни один из элементов прекрасной картины, которую рисуют евангелисты, не соответствует действительности.

Несколько лет назад на русском языке вышла книга известного американского библеиста Джона Кроссана «Первое Рождество». Не знаю, с чем связано такое название книги, возможно, это не вполне корректный перевод. В ней Кроссан подвергает сомнению абсолютно все детали. Книга сразу разошлась, была издана несколько раз под другими названиями и другой обложкой, в интернете ее тоже можно найти. Когда я прочитал ее, то подумал: «Для чего необходима эта гимнастика ума, целью которой служит доказать всем и себе, что все это вымысел?». Мне думается, что нам необходимо поговорить о важных сюжетах Рождества – перепись населения, Вифлеем, волхвы, звезда и пещера.

Знать о том, что говорят современные ученые: археологи, историки, лингвисты, которые пристально изучают евангельский текст, нам будет очень полезно, чтобы отвечать тем, кто будет выступать против этих текстов. Это полезно и для нас самих, поскольку относится к тайне нашего спасения.

Если говорить о хронологии, какое из евангельских событий самое раннее? Раньше вышли волхвы или же звезда начала свое движение?

– Надо напомнить, что в Евангелиях есть две версии рассказа о событиях Рождества, но в общих чертах они все же едины. Это рассказ евангелиста Матфея и рассказ евангелиста Луки. Как доказали современные библеисты, Матфей и Лука не знали Евангелий друг друга. Мы не найдем ни одного момента, где было бы сказано, чтобы один опирался в чем-то на другого. Понятно, что у них был общий источник – Евангелие от Марка, где ничего не говорится о Рождестве, были и свои документы. Тем уникальнее, что какие-то общие моменты у них совпадают. Это может говорить, что они обращались к некой общей традиции, которая сложилась до них. Оба писали в одно время, после разрушения Иерусалима: с первой половины 80-х годов первого столетия.

Некоторые критики говорят, что весь рассказ о Рождестве – это лишь красивая, благочестивая богословская поэма, в которой нет ни слова исторической правды. Как минимум, можно сказать, что в то время, когда писали евангелисты, еще были живы некоторые из очевидцев. Если евангелисты брались за столь важное дело, как жизнеописание Иисуса Христа, и хотели, чтобы люди поверили в то, о чем говорит книга: что Иисус был настоящим Спасителем мира, Воскрес из мертвых, было странно, если бы они сочиняли басни и мифы. В то время были еще живы родственники Иисуса Христа со стороны Пресвятой Богородицы, со стороны Иосифа, так называемые братья и сестры Христа. Все они знали об обстоятельствах его жизни, и если бы евангелисты начали что-то фантазировать на тему Рождества, никакого доверия к их рассказу не было бы.

В библеистике на сегодняшний день принята точка зрения – мы говорим именно о научных представлениях – что евангельский рассказ опирается на подлинные исторические факты и подробности. Евангелист же компоновал, истолковывал и описывал эти факты в соответствии со своими богословскими представлениями.

Абсолютно точно известно, что евангелист Матфей пытался представить Иисуса Христа как нового Моисея. Как мы помним, Моисей был великий гений и религиозный «лидер» еврейского народа, который вывел его из Египта, накормил в пустыне манной. Под его посохом разверзлись скалы и начал бить источник, Моисей получил заповеди Божии и привел свой народ к Земле обетованной. Это один из величайших героев для евреев, которого они ставят сразу после Авраама. Моисей спас народ, привел его к новой жизни, заключив с Богом Завет (Ветхий). Он и спаситель, и законодатель для евреев. Когда он умирал, народ очень плакал, и Господь сказал: «Я дам им нового Моисея, и если они будут слушаться Его, будет благословение на них. Если не будут, то на них изольется Мой гнев». Об этом мы читаем в книге Второзакония. И на протяжении всей истории евреи ждали, когда Господь явит им этого нового Моисея.

Евангелист Матфей хочет показать, что Иисус и был этим новым Моисеем. Евангелие от Матфея имеет очень интересную структуру: оно выстраивается на пяти программных речах Иисуса Христа. Почему именно пять? Моисей написал пять книг Торы – самой главной книги для евреев. Иисус, подобно Моисею, дает новую Тору, новый Закон, новые основы жизни.

В Нагорной проповеди Иисус, подобно Моисею, восходит на гору и говорит: вы помните, что сказано древним – то есть Моисеем – а Я говорю вам. То есть Христос заменяет ветхозаветные заповеди новозаветными… Иисус – это новый Моисей, это абсолютно понятно и прозрачно для всех людей той культуры. Повсюду у евангелиста Матфея рассыпаны знаки, что новый Моисей пришел, и это Иисус Христос.

Рассказ о Рождестве Христовом Матфей тоже обильно насыщает такими подробностями. Если мы не будем знать о них, то просто многого не поймем в изложении этого события в Евангелии от Матфея.

Ирод, стремясь погубить Иисуса, убивает младенцев. Из истории о рождении Моисея, изложенной в книге «Исход», мы знаем, что фараон тоже враждовал против евреев и приказал убивать всех детей. Согласно благочестивым иудейским преданиям (они называются мидраши) мудрецы донесли фараону, что у евреев родится мальчик, который спасет народ от плена, поэтому и был издан такой кровавый указ. Мы видим параллель с евангельским рассказом. Спасаясь от Ирода, Иосиф с Марией и Младенцем бегут в Египет – еще одна перекличка с историей Моисея, который был спасен и выкормлен в Египте дочерью фараона.

В Евангелии от Матфея есть очень странный момент. Иосиф, узнав, что Мария беременна, смущается и хочет отпустить ее. Ангел во сне является Иосифу и говорит, чтобы он не боялся принять жену свою, поскольку она имеет во чреве от Духа Святого. И как сказано далее, Иосиф, встав ото сна, принял жену Марию, стал жить с ней и так далее. Во всех легендах и историях о Моисее мы находим подобные вещи. Об этом можно прочитать у историка Иосифа Флавия или в книге «Рассказы о Моисее» (ранее она приписывалась Филону Александрийскому, сейчас автора называют Псевдо-Филон). Там сказано, что когда фараон издал указ избивать всех еврейских мальчиков, тогда евреи решили не иметь близких отношений с женами, чтобы они не беременели. И вот отцу будущего Моисея явился ангел и сказал: не бойся жить со своей женой, потому что у Бога свои планы. И он, встав ото сна, принял свою жену, стал жить с ней и так далее. В обоих случаях мы видим сходные события.

Многие спрашивают, для чего Матфеем были внесены эти подробности о смущении и колебаниях Иосифа. Это может быть неважно для нас, но было крайне важно для читателей того времени, поскольку здесь были видны абсолютные параллели с историей Моисея. Мы не знаем, насколько это соответствует реальным событиям в случае с Иосифом, возможно, что именно это – момент легендарный, но абсолютно точно накладывается на историю с Моисеем. Если вы будете встречать указания на то, что евангелист Матфей основывается на преданиях о жизни маленького Моисея, не смущайтесь, поскольку это действительно правда и таких моментов встречается достаточно много...

Евангелист Лука начинает повествование о переписи словами, что во время правления Августа, который был правителем во всей вселенной, и правления Квириния Сирия была устроена первая перепись. Каждый должен был двинуться в место своего происхождения и там записаться. Поэтому Иосиф берет свою обручницу Марию, и они едут в Вифлеем, где Она и родила.

Вопрос о переписи всегда вызывал сомнения у историков: Квириний правил Сирией (а Иудея была в то время ее частью) с 6 года нашей эры.

Надо отметить, что наша датировка Рождества Христова не вполне верна. В 525 году западный монах Дионисий получил от Папы Римского приказание составить хронологию жизни Иисуса Христа, и он привязал ее к 754 году от основания Рима, сказав, что это был первый год новой эры. Современные исследования говорят, что это было ошибочное исследование, то есть Христос родился на несколько лет раньше общепринятой точки зрения. Иными словами, сейчас на самом деле не 2015, но 2019-2020 год. Царь Ирод, который хотел убить Христа, умер за 4 года до нашей эры, а мы знаем, что Богомладенец родился при Ироде. Невероятная звезда вспыхнула на рубеже 6-7 годов до нашей эры. То есть Христос на самом деле родился в период от 6 до 4 года до нашей эры. Сейчас уже никто не будет менять это официально.

Итак, Квириний правил Сирией и, соответственно, Иудеей с 6 года нашей эры. Когда Квириний пришел туда по повелению императора Августа, он действительно устроил в 6 году перепись. Она очень не понравилась евреям, и даже произошел мятеж под предводительством некоего Иуды Галилеянина, который был кроваво подавлен.

Некоторые ученые считают, что евангелист Лука, писавший свое Евангелие в 80-е годы, мог просто перепутать время переписи. Ему надо было отправить Иосифа с Марией в Вифлеем, чтобы Спаситель родился в том городе, о котором предсказывали пророки. В то время как историки знают лишь об одной переписи 6-го года, в Книге Деяний Лука говорит о том, что выступление Иуды Галилеянина произошло во время второй переписи. Апостол Лука имеет исторический склад ума, он «перевешивает» вместе взятых других евангелистов по количеству цифр, дат, имен. Он старался отслеживать все эти вещи, поэтому вряд ли не знал об этом. В чем же загадка?

Есть разные гипотезы. Одна точка зрения состоит в том, что Лука, возможно, ошибся, и есть перепись, не связанная с Квиринием, который в это время был римским сенатором, но была проведена другим человеком. Учитывая подкованность Луки в исторических вопросах, это сомнительно.

На сегодняшний день в науке существует сбалансированный подход, который учитывая исторические характеристики Луки, предполагает, что была некая перепись, когда Квириний еще не вступил официально в правление Сирией. Однако в 6-ом году до нашей эры власть Ирода была очень слабой, Квириний знал, что вскоре его назначат в Сирию или на Восток, и он решил до своего официального назначения на пост провести местные переписи населения и попросил Ирода устроить эту перепись. В Риме были недовольные Иродом, он был стар, и противоречить подобной просьбе с его стороны было нелогично. Таким образом, у Луки идет речь о локальной переписи, которая не попала ни в одну хронику.

Существует также проблема, которую современные ученые решить не могут. Почему Лука говорит, что Иосиф с Марией отправились в Вифлеем, хотя все римские переписи проходили по месту жительства и работы людей, там, где они получают доходы, которые и должны быть обложены налогом. Историки могут лишь предполагать, что есть некие местные еврейские особенности, согласно которым люди записывались в тех городах, из которых они происходили, и где хранились некие таблицы о происхождении их рода. Тогда получается, что перепись проводилась не по римским, но по иудейским образцам.

Вопросы и сомнения есть, но они не глобальные. Нельзя говорить о том, что если мы не знаем об этой переписи из античных источников, то рассказ абсолютно недостоверен.

Что касается Вифлеема. Некоторые считают, что Лука послал в него Иосифа с Марией потому, что ему было очень важно, чтобы они добрались до него. На самом деле, для Луки это было не так важно, он лишь один раз вскользь упоминает этот город.

Но это было важно для Матфея, который пять раз упоминает Вифлеем и приводит пророчество из Михея: «И ты, Вифлеем, земля Иудина, будешь местом рождения Мессии, Посланника Божия». Он не только проводит параллель, что Иисус – это новый Моисей, но и то, что Иисус – это новый вождь, новый царь Давид. Знаменитое тоскливое для многих и зубодробительное для наших дьяконов родословие Иисуса Христа: «Авраам родил Исаака, Исаак родил...» и так далее. С этого начинается Евангелие от Матфея. Это родословие состоит из трех частей, и каждая из них заключает в себе четырнадцать родов. Цифра 14 обозначает имя Давид.

Если имя Давид написать еврейскими буквами, получится три буквы ДВД, обозначающие число 14. Как в греческом, а затем и славянском языках, еврейские цифры обозначались буквами. Пророки говорили, что явится великий вождь, который, как Давид, будет великим царем. Ведь многие слова, адресованные в псалмах Господом Давиду, остаются до времени непонятны, например: «Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя». Многие слова, которые Господь обращал к Давиду, на самом деле были адресованы к какому-то великому отдаленному потомку Давида. Все это понимали, но не знали, где и когда он появится. Матфею было важно показать, что Иисус является этим потомком. Вифлеем – место, где родился Давид, и ему важно, что Иисус рождается именно там.

Раз независимые источники: и Матфей, и Лука помещают место рождения в Вифлееме, это позволяет нам с 99% вероятностью говорить о том, что это общее Предание Церкви, и Иисус, действительно, родился там во исполнение пророчества Михея и всех еврейских ожиданий. Мы должны понимать, что целый ряд еврейских ожиданий был зафиксирован в самых разных иудейских книгах: Талмуде и мидрашах. Вифлеем – это действительное место рождения Иисуса Христа, и уже с начала II века показывали то место, где родился Иисус. Сейчас над этой пещерой, где Он родился, построена базилика Рождества Христова. Неизвестно была ли это пещера в пустыне или пещера на окраине Вифлеема, перестроенная под городской дом.

Расскажите, пожалуйста, о волхвах.

– Существуют противники того, что волхвы были в действительности, они говорят, что легенда о волхвах была введена евангелистами, для того чтобы показать, что исполняются древние пророчества. Так, например, мы читаем о Мессии в 71 псалме: «цари Фарсиса, Аравии и Савы принесут Ему дары, поклонятся ему все цари, все народы будут служить Ему». В 60-ой главе Пророчеств Исайи говорится: «Восстань, светись Иерусалим, ибо пришел свет твой, и слава Господня взошла над тобой. Множество верблюдов покроет тебя: дромадеры из Мадиама и Ефы, все они из Саввы придут, принесут золото и ладан и возвестят славу Господа. И будут всегда отверсты врата Твои, не будут затворяться ни днем, ни ночью, чтобы приносимо к тебе было достояние народов и приводимы были цари их».

Вполне возможно, что легендой являются подарки, принесенные Иисусу: золото, ладан и смирна. Возможно, что евангелист опирался на сказания из 60-ой главы пророка Исайи. То, что евангельский рассказ о волхвах родился из этих пророчеств, не очевидно, потому что в них мы видим вполне очевидные указания на царей. Но Евангелие говорит не о царях, а волхвах, или, как они названы в греческом оригинале, μάγοι (маги). Хотя интересно, что на наших иконах, например, на иконе Рождества, они изображаются на конях, а не на верблюдах, едут красивые юноши в кафтанах, а на головах у них короны. Тема царей принята и в западноевропейской живописи. Однако в Евангелии о царях не говорится.

Если бы евангелистам хотелось подчеркнуть тему исполнения пророчеств, он бы ввел некую массовку: раздался шум, забегали люди, потому что въезжают целые караваны, чтобы поклониться новорожденному Иисусу. Нет в Евангелии и указания на то, что волхвов было трое, это элемент благочестивого Предания, как и их имена: Каспар, Мельхиор и Бальтазар.

Часто говорят, что Рождение Иисуса Христа, еврейского мальчика, в провинциальном еврейском городке – явление крайне заурядное. Это в случае, когда мы исключаем элемент чуда, для которого все возможно, и говорим на языке научных данных. В Персии любили наблюдать за звездами и планетами, изучая, какое влияние они оказывают на ход земных событий. Персидские книги и тексты того времени показывают, что у персов было представление, что в Иудее должен родиться великий царь. Об этом говорят и историки: Светоний в знаменитой «Истории двенадцати цезарей», Тацит и многие другие. Они сообщают, что на рубеже I века нашей эры приезжали персы, чтобы узнать, что происходит в мире. Например, приезжал известный персидский ученый Тредат в сопровождении большой группы ученых и беседовал с Нероном, спрашивая, что происходит в мире и где родившийся Царь мира, о котором говорят тексты. Все это можно обнаружить у античных неверующих историков. Все это носилось в воздухе. Поэтому нет ничего невероятного в том, что какие-то волхвы высчитали сроки и пошли в Иудею поклониться родившемуся Мессии. Причем, они приходят в столицу – Иерусалим, к царю и искренне спрашивают, где родившийся Царь Иудейский? Лишь потом направляются в Вифлеем.

Расшифровка:
Юлия Подзолова.

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс