Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №1 (850) → Протоиерей Алексий Ладыгин: Рождество Христово

Протоиерей Алексий Ладыгин: Рождество Христово

№1 (850) / 5 января ‘16

Беседы с батюшкой

Весь православный мир встречает праздник Рождества Христова. И нашу сегодняшнюю передачу актуально было бы посвятить именно этому празднику.

– Действительно, сегодня, наверное, каждая православная семья живет этим событием. Ведь 40 дней все мы готовимся к этому празднику, проходя нелегкое поприще Рождественского поста. Почему нелегкое? Рождественский пост проходит легче, чем Великий. Но все равно мы встречаем массу испытаний, в том числе гастрономических. Многие, конечно же, выдерживают их, хотя и разделяют в семейном кругу какие-то светские события, чтобы каждый член семьи не был обездолен в тех моментах, которые для него представляются важными.

40 дней поста мы осмысленно подходим к нашей духовной жизни и к жизни вообще. Ведь время поста – это время некой житейской остановки. Это совсем не значит, что мы не продолжаем духовную жизнь, а скорее наоборот – мы останавливаем свое внимание на ней.

Стараемся больше молиться, поменьше развлекаться, поменьше смотреть телевизор, поменьше суетиться для того, чтобы провести анализ той жизни, в которой мы пребываем: что мы делаем правильно, а что неправильно, что мешает нам быть подлинными, истинными христианами, выполняя заповеди Божии. Мы пересматриваем свое отношение к близким. Следим за мыслями, которые нас посещают, и словами, которые мы порой бездумно говорим...

Надо отметить, что каждый год Рождество по-иному отзывается в нашем сердце, что-то новое рождается в наших ощущениях и размышлениях. Почему? Потому что мы становимся мудрее, по-другому относимся и к жизни, и к тем или иным поступкам и ситуациям. Мы не можем просто смотреть и верить тому, что нам говорят с экранов телевизоров, ведь мы люди, у которых свой опыт жизни. И со стороны этого жизненного опыта мы прикасаемся к тому или иному событию, начинаем размышлять, рассуждать, обязательно смотрим на причины события, на то, почему это произошло и во что это выльется в дальнейшем.

Именно поэтому, каждый раз размышляя о Рождестве Христовом, мы стараемся вникнуть в те суждения, которые нам предлагает Святая Церковь: через мысли святых отцов, их духовный опыт. На страницах Евангелия, которые, казалось бы, известны каждому из нас (может быть, не столько мирянам, сколько священнослужителям, богословам), каждый год мы находим что-то новое. Иногда одно слово, которое прочитывалось нами несколько раз, но не имело особого значения, вдруг по-другому начинает отзываться в нашем сердце. Словно Господь через него желает сказать нам что-то очень важное, что затем будет изменять наши жизненные пути. Возможно, это слово откроет нам что-то таинственное, необычайное, радостное, и именно через это слово мы услышим ответ Богомладенца Христа на многие наши вопросы, увидим не только путь дальнейшего следования, но и переживание на этом пути каких-то событий. А события могут быть самые разные в нашей жизни, и мы должны быть готовы идти за Христом. Ведь Христос пришел на эту землю и показал нам путь, по которому следует пройти.

Дар рассуждения сейчас теряется в современном человеке. Он и раньше начал теряться, но были люди, которые рассуждали, которые, прислушиваясь к внутренним духовным законам, восклицали: «О времена, о нравы!». И не могли воспринять те события, которые происходили в этом мире. Они говорили о том, что мир изживает себя, он погубит себя теми отношениями, которые воцаряются в нем, если Бог не вмешается в эту жизнь. И действительно, человечество через лучших своих представителей искало какую-то опору в этих рассуждениях и мыслях. И находило ее в Священном Писании Ветхого Завета, где было четко сказано, что «придет семя жены и сотрет главу змия», что является в основе сегодняшних рождественских событий и празднований.

Самое главное, что это событие было предсказано, его действительно ждали, о нем пророчествовалось. Говорилось, из какого колена произойдет Христос, в каком году придет Спаситель. Пророк Даниил за 490 лет точно указывает на год пришествия Христа Спасителя в этот мир. Затем, как впоследствии мы узнаем из Священного Писания, Ирод об этом знал и призвал ученых людей, которые четко указали место Рождества Христова. Все это было указано в пророчествах. И последующая жизнь Христа Спасителя на земле, его служение также было четко определено пророческими предсказаниями. Те, кто внимательно изучают Священное Писание, начинают понимать, что Христос Спаситель должен был прийти...

Кто подробно изучает Писание, тот понимает, что все, сделанное Христом, было предвозвещено пророками. И это событие меняет всю историю человечества. Мы видим, что, став христианским, мир становится совершенно другим и дает нашему обществу христианскую цивилизацию. Эта цивилизация, непревзойденная до сих пор.

Как только мир начинает отходить от Христа, то сразу деградирует. Уход от Христа чреват возвращением к тем отношениям и устоям человеческой жизни, которые были до пришествия Спасителя. И мы видим порождение жестокости, насилия, обмана, «двойных или тройных стандартов», как сейчас говорят. Это следствие того, что мир начинает уходить от христианских ценностей, вырождается.

Слава Богу, Россия живет этими христианскими законами, устоями, потому что они высоки, потому что в них Господь открыл нечто необычайное человечеству. Никогда не могло даже прийти в голову человека, что Бог может быть не только любящим, но еще и может жертвовать Собой ради Своего создания. Это невозможно было ни увидеть, ни услышать нигде.

Бог есть любовь. Это любовь, которая открывается совершенно иным образом – через собственные страдания. Именно через страдания человек приходит к победе над самым ужасным, что есть в его жизни – смертью. А Господь показывает путь. Тот, кто идет за Христом, идет по пути нелегкой жизни. Это путь несения жизненного креста, отрешенности от мира, когда тот тебя не принимает, не понимает, отвергает, но одновременно это путь, когда мир прислушивается к тебе, ищет тебя и желает, наверное, проникнуть в разум верующего человека...

Христианство невозможно понять разумом, в него можно войти только тогда, когда ты начнешь жить по христианским законам, вместе с Церковью, со Христом и ради Христа. Вот тогда перед тобой откроется высота христианства. Оно открывается и дается за счет непосильного и благодатного труда. А кто заходит с другой стороны, тот не может его найти, и для него это становится, к сожалению, камнем преткновения, что может стоить ему жизни не только земной, но и вечной.

Но христианство тем и прекрасно! Когда видят христиан, почему к ним прислушиваются? Здесь мы с вами возвращаемся к той мысли, с которой начали. Потому что христианство – это преображение человека. Человек, который живет со Христом, просветляется Его светом, он здесь уже становится сопричастен Христу...

Найти Христа, Который пришел в этот мир и принял плоть человеческую, возможно только тогда, когда мы начнем жить христианской жизнью, войдем в двери Церкви. Тогда перед нами и откроется многообразие и красота духовного мира, потому что без благодати Божией трудно будет приобрести что-то духовное. Для этого существуют таинства, где Господь не только помогает и дает Свою Божественную силу, но и Сам соединяется с человеком. Конечно, каждый будет осмысливать эту тайну. Проникнув, его сердце загорится необычайной любовью к Богу, огромнейшей радостью. Тогда приходит понимание, насколько Бог близок, насколько Господь помогает жить, дарит широту, глубину и подлинную свободу этой жизни… На Рождество, как и на Пасху, люди выходят радостными из храма Божия – там они получают необычайную полноту жизни и духовное торжество, которое невозможно описать словами. Даже апостол Павел, будучи восхищен до третьего неба, сказал: «Я слышал неизреченные глаголы». То есть то, что он там увидел и услышал, не смог передать своим богатым языком: человеческим языком мы не всегда можем описать тех чувств, которые испытываем.

Святитель Феофан Затворник очень хорошо говорит такие слова: «Если кто не радуется в Рождество Христово, тот не научился еще верить в Господа». Такая вот лакмусовая бумажка, проверка нашей веры. Если что-то нас печалит Рождество, заботят санкции, курс доллара или евро, бытовые дела и даже наши болезни и потери денежных средств – все это говорит о том, что мы еще не подлинно настоящие верующие люди. В этот день мы можем положить любую нашу заботу на Господа. И Господь, поверьте, никого не оставит. Ведь Рождественская ночь – это ночь великой Тайны, это исполнение даже наших желаний. Господь говорит: «Не будете как дети, далеко будет от вас Царствие Небесное». А что значит «быть ребенком»? Это значит быть простым, верить всему, что происходит. Если мы говорим нашим детям: «Напиши письмо Деду Морозу», – они пишут с удовольствием. Пишут и знают, что Дед Мороз принесет им подарок, и верят, что Дед Мороз существует. А если это Рождество Христово, то пишут ангелочку. Он обязательно что-то такое таинственное принесет. Они верят – и это исполняется. В то же время ребенок не имеет никакой обиды, если что-то не исполнится, ведь он понимает, что Дед Мороз не доехал, а ангел не долетел, но когда-нибудь он обязательно придет и поможет ему. Также и в нашей жизни вера должна наполняться такими чувствами, мы должны быть детьми, и верить в то, что Господь нам обязательно поможет, что он исполнит наши желания и прошения. Так происходит с теми людьми, которые имеют такую искреннюю веру.

В Рождественскую ночь действительно все возможно. Каждый верующий человек, приходящий на богослужение в храм Господень, обязательно проходит к иконе Рождества Христова, над которой изготовлен традиционный елочный вертеп, и склоняет голову перед ней, поклоняясь Божественному Спасителю, как некогда Ему поклонились волхвы, пастухи и весь мир Ему поклонился. И тогда мы начинаем о чем-то просить Его, желая изменить что-то в нашей жизни, решить проблемы: кто-то потерял работу, у кого-то болеют родители, кто-то сам болен. Не нужно бояться просить у Господа помощи. Поймите, Господь, это не некая абстракция, которая от нас далеко, высоко и нас не слышит.

В молитве к Богу мы обращаемся как к нашему Отцу: «Отче наш». Господь показывает, что ближе наших родителей нет никого в этом мире. И любой отец услышит своего ребенка, а сколько слышит нас Господь... Некоторые родители могут отречься от своих детей, но Господь никогда никого не забывает. Он рядом с каждым человеком, всегда помогает, всегда слышит, особенно в эту Рождественскую ночь. Мы можем с Ним говорить, потому что Он живой, потому что Он нам близок, потому что Он нам дорог, и мы являемся самыми любимыми и дорогими для Господа. Если кто-то из нас может кого-то не принять или презирать, то для Господа каждый из нас, будучи богатым или бедным, достойным или недостойным, все равно близок. Господь переживает за каждого, особенно за того, который в какой-то степени не состоялся в этой жизни, от кого отреклись все. Это мы должны передавать собственным детям. Обязательно нужно прийти в Рождественскую ночь или в течение Святок вместе с ними в храм, рассказать им об этом. Рассказать, чтобы они попросили что-то для себя, для своих родителей, может быть, помолились о своих бабушках и дедушках. Помолились и попросили, чтобы Господь научил их любить свою страну, свою веру Православную, и, конечно же, чтобы Он дал им разум, который бы открывался для познания всякой правды Божией и той науки, которая будет им преподаваться. А кто верит в Господа, тот получает от Него великие блага.

Мы сегодня осветили некоторые удивительные и таинственные стороны праздника Рождества Христова. Говорили о жизненных и духовных переживаниях; о богословских вопросах: почему Господь пришел, почему Он, Великий, Который мог одним своим Божественным словом создать эту землю, вдруг смиряется; почему Он противостоит государственным, традиционным законам, которые пытаются исправить все в этом мире и наказать зло? Господь приходит не для того, чтобы наказать. Он приходит спасать этот мир, миловать его, преобразуя этот мир через Свои страдания. И говорит о том, что преобразование этого мира – это дело не какой-то группы или всего государства...

Мы должны понимать, что Рождество – это праздник всего человеческого общества. Рождество – это не только мои переживания, но то, чем я должен поделиться со своими близкими, потому что радость внутри меня самого – это не вся радость. Молитва, моя келейная молитва – это не полная молитва. Моя любовь внутри меня – это не полноценная любовь. Любовь, молитва и радость могут быть полными только тогда, когда они разделены с близкими, поэтому Рождество празднуется не один день, а почти две недели, чтобы успеть сделать это. Эти дни называются Святыми днями, или Святками. В эти дни принято посещать тех, кто имеет какую-то нужду. Может быть, мы долго не посещали своих родителей, дедушек и бабушек. Может быть, мы забыли о дальних родственниках, которые нуждаются в нашей любви, внимании, которые хотят разделить с нами радость этих праздничных дней. И все это мы должны творить во Имя нашего Господа, в Которого мы верим, Которого любим, к Которому мы постоянно в своей жизни прибегаем за помощью.

Если кто из наших телезрителей не имел в своем сердце намерения быть на богослужении, конечно, приглашаю пойти на службу. Пойдите на службу всей семьей, не забывайте о своих детях, бабушках, дедушках – всех приглашайте! Если кто-то не сможет пойти на ночное богослужение, то обязательно найдите время в течение дня, чтобы посетить храм Божий. А для тех, кто не имеет физических возможностей, Рождественские богослужения и обращение Святейшего Патриарха будут транслироваться в прямом эфире. К этой трансляции нужно относиться не как к какому-то показу фильма, а нужно молиться в это время, и радость Рождества Христова обязательно будет в вашем сердце. Тогда Господь обязательно посетит вас каким-то видимым событием во утверждение вашей веры ради жизни, которая заключается в стремлении в Царствие Небесное.

Расшифровка:
Валентина Пасс

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс