Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №46 (847) → Протоиерей Андрей Панков: Бог в душе?

Протоиерей Андрей Панков: Бог в душе?

№46 (847) / 8 декабря ‘15

Беседы с батюшкой

Окончание. Начало в №45 (846)

Когда Господь говорит, что «Царствие Небесное внутрь вас есть», что это означает?

– Это означает некое предощущение Царствия Небесного, некий залог будущих благ, то, что предстоит душе познать, когда она покинет пределы нашего мира. И именно в Церкви это ощущение Царствия Небесного особенно остро – в дни Пасхи, на Светлой Седмице порою кажется, будто Небо касается земли, и ты находишься в этой точке соприкосновения, ощущаешь близость Царствия Небесного.

Когда мы преодолеваем собственное зло, когда мы каемся от сердца перед Господом, наше сердце наполняется благодатью, и это предощущение Царствия Небесного наполняет нашу душу.

Когда мы творим заповеди Божии, когда нам удается хотя бы в малой степени исполнить заповедь любви, Господь посещает нас Своею благодатью, и мы ощущаем в сердце радость, близость Божию, непреложное ощущение, что все будет хорошо, несмотря на все сложности и все условности, которые сопутствуют нам в нашей жизни. Я предполагаю, что смысл этих слов состоит именно в этом.

Многие преподобные переживали опыт благодатной встречи с Богом, и потом, когда они теряли это ощущение, они старались его вернуть. Может быть, люди светские, которые не хотят идти в Церковь, не идут потому, что у них не было этого опыта переживания? Или же все-таки он всем дается?

– Я предполагаю, что этот опыт дается многим и что однажды человек, вкусивший Царствия Небесного, прикоснувшийся к Небесной тайне, не сможет уже остаться по факту тем, кем он был: подобного рода опыт необратимо меняет душу человека и, однажды вкусивши этой сладости, человек стремится к ней потом всю свою жизнь.

Но бывают ситуации, когда человек по причине своей собственной лени, по причине того, что он избирает злой путь и сознательно совершает грехи, это тепло, эта благодать потихоньку оставляют сердце, и оно гаснет. Потом в человеке остается лишь память, что он имел когда-то такой религиозный опыт и, при упорно злой жизни, благодать оставляет человека, он может перейти на сторону сознательного совершения зла.

Человек – свободное существо. Даже наличие этого опыта не гарантирует, что он будет спасен. Это лишь зов, и ответит человек на него или нет, это его собственная тайна. Как сказал Господь в Евангелии: «Все призвавшие Господа не могут вскоре злословить Его». Поэтому в жизни человека всякие вещи происходят, но если человек прикоснулся к тайне Неба, он будет всегда помнить это, будет стараться стремиться к этому.

Вопрос телезрительницы из Тулы: «Прежде всего я хочу сказать большое спасибо телеканалу «Союз». Это такая отдушина! И вопрос… Я начала немного воцерковляться. Недавно, проходя мимо храма (у нас в Туле красивый храм) со своими сослуживцами, я помолилась перед ним, и мы прошли мимо. Они меня спросили: «Ходишь в храм?» Я ответила: «Да, хожу». – «А мы – нет. И ходить никогда не будем». Я не знала, что на это ответить, промолчала. А они начали говорить, что все священнослужители непорядочные, начали их оскорблять. Я при этом не могла им слова сказать. С ними я категорически не согласна. Как себя в такой ситуации правильно вести – подскажите… Я знаю точно, что если начну что-то им говорить, то не смогу доказать. Люди очень агрессивны, категорически не верят...»

– Подобного рода слова очень ранят душу.

Я не скрою, они ранят душу и мне, когда я сталкиваюсь с людьми, ожесточенно противостоящими Церкви.

Но, с другой стороны, Господь сподобил меня в какой-то степени войти в церковную жизнь и видеть ситуацию изнутри. Я, как и многие тысячи священников, исполняющих свой долг, прошел довольно продолжительный путь духовных школ. Я поддерживаю отношения с теми людьми, которые тоже приняли сан и исполняют свое священническое служение. И я опытно знаю, что подавляющее большинство тех людей, с которыми я учился, с которыми поддерживаю отношения, – добросовестные иереи, исполняющие свое служение в соответствии с тем, как об этом заповедовал Господь.

Мне очень жаль, если порой встречаются какие-либо прецеденты, противоречащие этому правилу. Но я представляю ситуацию, и я понимаю, что большинство людей, избравших путь священства, исполняют его добросовестно. Но это, наверное, субъективное утверждение.

Парадоксально, что люди, которые выдвигают такого рода обвинения в отношении верующих людей, в большинстве своем не знают ни одного священника как такового. Почему вообще такое представление формируется?

– Я могу только лишь предполагать – слава Богу, я не пребывал в таких состояниях, когда мог бы опытно понимать, почему в человеке происходят такого рода процессы.

Видите ли, в чем дело: гордыня не позволяет включить в свою жизнь некий центр, который был бы не тобой самим, некую иную сторону, которая определяет, что правильно, а что ложно в твоей собственной жизни. Для нас – это Бог. И Церковь есть выражение учения Божия на земле, то есть инструмент, с помощью которого Господь приводит людей в Царствие Небесное. Но церковное сознание имеет ряд нравственных принципов; они не зависят от тебя самого – ты либо принимаешь эту систему нравственности, связанную с заповедями Божиими, либо не принимаешь ее.

Но бывает, что человек в течение жизни совершает сделки с совестью и совершает те или иные грехи. Голос совести трудно заглушить. И чтобы избавиться от мысли, что ты совершаешь дела, достойные плохих людей (и по факту ты к ним принадлежишь), человек отрекается от Церкви, отрекается фактически от Бога. И таким образом, если предполагать, что нет Бога, нет Церкви, истины, есть только ты и ты мерило всех нравственных принципов – с этой точки зрения, у тебя все хорошо становится в жизни.

Это некий такой психологический прием, чтобы пережить собственную неполноценность в результате своих грехопадений. Нужно как бы отречься и осквернить святыню, то есть Церковь – не та, священники – не те, Бог – это абстрактная идея (в лучшем случае)… И тогда у тебя все хорошо в жизни, и все твои гадкие поступки в этой системе мировоззрения становятся вполне нормальными, они позволяют и дальше комфортно существовать. Но как только появляется Бог и Церковь, появляется боль от твоих грехов, которые ты совершил. Не всякий человек имеет мужество ее принять. Тогда это катастрофа. Тогда кто ты?

Поэтому, я предполагаю, такое ожесточенное противостояние Церкви, как правило, связано с компенсацией своей внутренней нравственной неполноценности, следствия тех или иных поступков в жизни.

Может быть, при таких людях не позиционировать себя как религиозного человека, чтобы не провоцировать их?

– Отчего бы и нет?! Может быть, это мой личный взгляд, но я бы позиционировал себя совершенно определенно в различных ситуациях. Я считаю, что православному человеку совершенно не следует стыдиться своих взглядов, и там, где это уместно, где нужно, безусловно, надо декларировать свою принадлежность Церкви, какую бы реакцию это ни вызвало у окружающих по факту твоей позиции. А вот дальше что ты скажешь этим людям, как ты с ними поведешь беседу, сможешь ли ты оказать им любовь, терпение, подобрать нужные слова к их сердцу – это уже дальнейшая история. Но я думаю, что это не самый лучший способ – прятаться, когда ты становишься свидетелем подобного рода возмущений.

Наша телезрительница спрашивает: «Сделала ли я ошибку, что похоронила свою маму на второй день после смерти? К этому меня склонила ритуальная служба, навязавшая свои услуги. Потом мне сказали, что покойник должен находиться дома трое суток».

– Конечно же, это ошибка: положено три дня на отпевание, на молитвы, когда человек отошел ко Господу. Но, с другой стороны, по тону этого вопроса чувствуется, что человек сделал это по неведению, по внутренней слабости. Если это и ошибка, то достойная извинения. Я думаю, человек, допустивший подобного рода ошибку, компенсирует этот поступок своей особой, усиленной молитвой об усопшей.

Телезритель задает вопрос о своей домашней проблеме: «У нас в семье пьет старший брат, ведет себя безобразно, живет с отцом отдельно и не работает. Много проблем нажил пьянством. Зовут его Василий. Подскажите, как ему помочь и всем нам».

– Это трагедия в семье, когда кто-то пьет. Ситуация часто заходит в тупик; как правило, домашние становятся в оппозицию пьющему человеку по вполне понятным и объяснимым причинам. Но эта конфронтация ни к чему не приводит, а как правило, только усугубляет ситуацию. Поэтому если в семье есть верующие люди, то это великое благо для пьющего человека: впадая в эту страсть, человек в конечном итоге приходит к осознанию того, что самостоятельно он выбраться из нее не может. То неудержимое влечение, которое он взрастил в себе через сознательное употребление спиртного, становится выше его собственных сил, выше его воли. Поэтому у домашних есть два выхода из этой ситуации: первый – это непрестанные скандалы и обострение ситуации в семье, а второй выход – молитва о человеке, который страдает недугом пьянства. Но для того чтобы вымолить такого человека, требуется немалый труд.

Как правило, люди берут благословение у духовника на ежедневное чтение того или иного акафиста (либо это акафист пред иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша», либо мученику Вонифатию) и осуществляют ежедневную молитву о пьющем человеке. Очень хорошо приложить усилия посетить Серпуховскую обитель в течение этого молитвенного подвига. Но мы должны понимать, что вымаливается человек не за неделю, не за месяц, а порой на это уходят годы каждодневного труда. Я по своему священническому опыту знаю, что люди, которые нашли в себе мужество, силы и твердость встать на этот путь, вытаскивают из бездны своих домашних через эту неуклонную, непрестанную, твердую молитву ко Господу. Тем или иным способом человек избавляется от страсти винопития.

Поэтому, дорогие мои, укрепи вас Господь! Если вы найдете в себе мужество, берите благословение и молитесь за ваших домашних. Путь конфронтации, скандалов ни к чему не приведет.

Наверное, еще можно посоветовать обратиться в свое Епархиальное управление, в котором обязательно должен быть отдел по противодействию наркомании и алкоголизму. Например, в нашей епархии он работает прекрасно.

– Безусловно. Если найдутся люди и священники, которые поддержат вас в этом делании, – это великая помощь и поддержка для человека.

Вопрос, поступивший из группы «ВКонтакте»: «Подскажите, как избавиться от такого греха, как маловерие?» Сразу возникает вопрос: что такое маловерие?

– Я предполагаю, что это сомнение, которое иногда охватывает душу касаемо духовных вопросов: бытия Бога, истинности Церкви и тому подобного.

Согласно учению святых отцов, вера не живет в гордом сердце. И, оказывается, существует удивительная зависимость: чем больше в человеке кротости, смирения, тем больше и больше его сердце наполняется верой. С другой стороны, чем больше человек начинает осознавать свою собственную исключительность по отношению к окружающим, чем больше он начинает понимать свою бόльшую талантливость, способность приложения сил в различных областях человеческой жизни, тем больше и больше вера оставляет его сердце.

Поэтому, дорогие мои, если вы хотите умножить веру в своем сердце, стремитесь к смирению Христову. Смирение – это, с одной стороны, дар, с другой стороны – тяжелый труд. Оно ничем иным не приобретается, как претерпеванием несправедливостей, оскорблений, печали и тех тяжелых обстоятельств, которые Господь нам посылает для стяжания этой добродетели. Чем больше в человеке смирения, тем больше в нем веры – вот такая зависимость.

Как Вы считаете, все-таки лучше человек абсолютно неверующий или же человек, который живет с верой в Бога в душе?

– Трудно сказать, я думаю, что это равноценные понятия. Почему? Если человек неверующий декларирует свое неверие, это его осознанная позиция и вектор его духовной направленности – от Бога. Позиция «у меня Бог в душе» – это на самом деле тоже вектор в сторону от Бога, это создание своих собственных псевдохристианских иллюзий, которые становятся твоим убеждением. Я думаю, что эти понятия равноценные и в равной степени губительны для души человека.

А нельзя ли применить к этим двум категориям слова апостола Иоанна, где он говорит, что «если бы ты был холоден или горяч, но ты тепл»? Или Вы все-таки считаете, что все они холодны?

– Холодны. Если человек, который декларирует Бога в душе, не имел опыта жизни в Церкви, то это холод. Если он имел этот опыт и потом от Церкви отошел, то это просто гибель, это то, что называется крушением в вере. Поэтому думаю, что это равноценные понятия.

В заключение прошу Вас сказать несколько слов для тех людей, которые сталкиваются в своей жизни с такими «холодными» людьми.

– Дорогие мои, укрепи вас Господь в несении вашего жизненного креста. Когда вы сталкиваетесь с людьми, может быть, далекими от Церкви, с людьми светскими по факту, которые декларируют свою дистанцию между собой и вами утверждением, что Бог у них в душе, найдите в своем сердце терпение и любовь, чтобы постараться через ваше доброе слово, через ваш пример донести до них красоту церковного богослужения, церковной жизни и указать путь, каким образом идея «Бог в душе» могла бы раскрыться в еще большей степени, показать, что бы человек мог приобрести, если бы он пришел в храм Божий. Я думаю, если вы будете помнить заповедь Христову о любви по отношению к тем, кто нас окружает, у вас все получится. Господь вас да благословит!

Расшифровка:
Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс