Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №46 (847) → Протоиерей Сергий Вогулкин: Любовь к Богу даже до смерти явили

Протоиерей Сергий Вогулкин: Любовь к Богу даже до смерти явили

№46 (847) / 8 декабря ‘15

Традиции

Живет ли в нас Любовь? Конечно, ответят молодые, в нас живет любовь, потому что мы молоды, а мир предоставляет нам столько возможностей, столько развлечений, у нас вся жизнь впереди. Конечно, ответят те, кто старше, у нас есть семьи, растут дети, и мы живем для них, мы их любим. Конечно, у нас есть любовь, скажут пожилые, ведь у нас есть дети и внуки, которым нужно помогать, первым – справиться с детьми, вторым – встать на ноги. А если нет этого? Зато у нас есть любимая работа, любимый диван, любимый компьютер, любимая машина, любимые друзья, любимая кошка или собака, наши любимые четыре стены. Мы любим так много всего, что любви на все просто не хватает, мы просто разрываемся от избытка любви к жизни «во всех ее проявлениях». А как же не любить себя любимого? Мы только забываем при этом, что «всякая душа, не знающая заботы ни о ком, кроме самой себя, или уже погибла, или находится на грани гибели. Там, где еще не поздно, нужно спасать свою душу заботой о ближнем». (Святитель Николай Сербский). А вот на это любви уже не хватает.

Где взять еще любви или ради ее экономии нужно отринуть все, что у нас есть, от всего отказаться? С какой стати, ради чего? Ради Любви! Вы думаете, что те, кому мы обязаны нашей жизнью, кто лег костьми за нас, за нашу землю, не имели всего, что имеем мы? Имели, и не менее, чем сейчас. Молодость, семья, хозяйство, служба или работа, достаток, недостаток или избыток, а, нередко, и богатство, образование, развлечения, все было. Только они были богаче нас. У них была вера и в них жила сама Любовь.

Россия воевала, без больших войн вряд ли мы насчитаем пятую часть ее истории. Великую страну, Великую державу, Святую Русь нужно было беречь как зеницу ока. Война – это всегда беда, война – это всегда горе, война – это сама несправедливость, это – попрание жизни человеческой. Но война – это место подвига воинского и подвига милосердия. Апофеоз войны, апофеоз несправедливости и смерти и апофеоз милосердия сходятся в духовной битве, и рождается чудо победы милосердия над смертью.

Оружие всегда было уделом мужчин, милосердие как знамя и крест несли женщины. О них сегодня разговор. Испокон веков женщины врачевали раны мужчин, выхаживали и ставили на ноги. Вся жизнь женщины в этом: выходить ребенка, поставить его на ноги, а ведь раненый или больной – тот же ребенок. Для родных ты дочь, жена, мать, а для других – милосердная сестра, сестричка, голубка белая, ангел земной. «Женский пол для звания хожатых за больными в том преимущество имеет, что они нравом тише, терпеливее, к услугам готовее; и потому женщины... к хождению за больными способнее» писал выдающийся российский хирург и штаб-лекарь Христофор фон Оппель.

Мы сегодня будем называть имена, ведь недаром говорят, что историю делают люди. Историю милосердия и Любви, тоже делают люди. Мы должны знать их и помнить, это наш долг перед их памятью и долг перед нашей Родиной, за которую они отдали свои жизни. Это разные люди, люди разных эпох, но их объединяет Милосердие, Любовь и Жертва. Часто сходны их судьбы, сходны подвиг и смерть, сходны венцы от Господа, полученные ими за их высокое, даже до смерти, служение ближним. Ко всем обращался Апостол Павел: «умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего». (Римл. 12, 1) Не все услышали, не все вразумились, и все же слово это воплотилось в служение тысяч известных и безызвестных сестер милосердия.

Сестры милосердия, ангелы
земные,
Добрые и кроткие, грустные
немного,
Вы, бальзам пролившие на
сердца больные,
Вы, подруги светлые, данные
от Бога.
Вам – благословение, сестры
душ усталых,
Розаны расцветшие, там, на
поле битвы,
И в крестов сиянии, ярко-
ярко алых,
Тихо принимавшие раненых
молитвы...

Князь Владимир Палей, июнь 1915

Оборона Севастополя. Екатерина Александровна Хитрово, настоятельница Крестовоздвиженской общины сестер милосердия, организует круглосуточное дежурство сестер, лично участвует в ампутациях, перевязках, следит за питанием раненых, достает лекарства, в тяжелейших условиях успевает вместе с сестрами ухаживать за сотнями больных тифом. Сама заболевает тяжелой формой тифа и умирает 2 февраля 1856 года.

Прасковья Ивановна Графова приехала в Севастополь из Санкт-Петербурга чтобы ухаживать за ранеными. Это о ней писал С.Н. Сергеев-Ценский: «Сто восемьдесят шесть раненых перевязала в ночь с 26 на 27 мая в своем блиндаже на Корниловском бастионе боевая сестра милосердия Прасковья Ивановна Графова». 8 августа 1855 года Графова погибает от разрыва бомбы. В этот момент она занималась перевязкой раненого.

Сестра! Нет подвига
красивей,
Чем этот вечный тяжкий
труд –
Но вышли женщины России
На Севастопольский редут.
С тех пор десятки поколений
В долгу у женщины простой,
Давайте встанем на колени
Пред милосердия сестрой!

С.Архипов

Русско-турецкая война. Баронесса Ю́лия Петро́вна Вре́вская на свои средства организует санитарный отряд, сама едет на фронт рядовой сестрой милосердия, работает в эвакогоспиталях, выполняет самую тяжелую работу. «Война вблизи ужасна, сколько горя, сколько вдов и сирот», – пишет она на родину. Это было ее последнее письмо. Она заболевает сыпным тифом и умирает 5 февраля 1878 года. Влюбленный в нее И.С.Тургенев писал: «Нежное кроткое сердце… и такая сила, такая жажда жертвы! Помогать нуждающимся в помощи… она не ведала другого счастия… не ведала – и не изведала. Всякое другое счастье прошло мимо. Но она с этим давно помирилась – и вся, пылая огнем неугасимой веры, отдалась на служение ближним… Жертва принесена… дело сделано».

Марие Александровне Ячевской было всего 19 лет, когда она стала сестрой милосердия, во время боевых действий против турок, неутомимо работала в госпиталях Румынии и Болгарии. «Она являлась там, где более встречалась надобность в ее энергической деятельности, вызывавшей удивление и благодарность всех окружающих» писали о ней впоследствии. Краткая тяжелая болезнь и смерть от тифа 19 января 1878 года.

...Из каменных гробов их
голос вечно слышен,
Им внуков поучать навеки
суждено,
Их слава так чиста, их
жребий так возвышен,
Что им завидовать грешно...

Афанасий Фет
4 июня 1887

Русско-японская война. «Нужно проникнуться благодарною любовью к нашим героям-воинам, умирающим за нас на полях брани, к раненым, больным и прийти к ним с посильной помощью» писал в 1905 году Иоанн Восторгов (в последствии священномученик). В русско-японскую войну 1904–1905 гг. в госпиталях, плавлазаретах, на санитарных поездах служили свыше трех тысяч сестер милосердия, женщин-врачей, фельдшериц, сиделок. «Не обращая на себя ничьего внимания, они скромно шагали следом за ротами со своими перевязочными сумками; мерзли вместе с солдатами в окопах; работали действительно под тучами пуль и шрапнелей, бесстрашно ползали под огнем, перевязывая раненых» – писал о них Викентий Вересаев.

Как оценить подвиг сестер милосердия Порт-Артура, которые, под угрозой смерти или плена, отказались покинуть раненых защитников города и до последней возможности выполняли свой долг?

Одна из участниц войны Анна Федоровна Мейендорф 4 апреля 1904 г. вместе с отрядом сестер общины Св. Георгия отправилась на Дальний Восток. Почти два года работала то в лазарете, то в военном подвижном госпитале. В любых условиях – под пулями, в палатках, заливаемых дождем, засыпаемых снегом, Анна не теряла дружелюбия, смелости, распорядительности, а в минуты опасности или замешательства – присутствия духа, решительности. С началом Первой мировой войны она служила в санитарном поезде, а затем на судне «Портюгаль». 17 марта 1916 г. его потопила немецкая подводная лодка. На нем вместе с другими сестрами милосердия, врачами, командой, ранеными, погибла героиня земли российской баронесса А.Ф.Мейендорф.

Нам сегодня известны десятки имен, а ведь их были тысячи тех, кто шли «душу положить за други» и отдали ее тихо и безвестно.

У ложа скорби – будь добра,
И все души благоуханье
Неси туда, где вопль
страданья
Тебя зовет: «Приди,
сестра!»

Первая мировая, Великая, как ее называли, война всколыхнула все российское общество.

Императорская семья, Императрица Александра Федоровна, ее дочери Ольга и Татьяна, Великая княгиня Елизавета Федоровна, сестра императора Николая II Ольга Александровна, Великая княгиня Мария Павловна Романова подавали пример милосердным служением раненым и больным. Александра Федоровна, Ольга и Татьяна, Великая «матушка» Елизавета Федоровна примут мученическую смерть и примут мученические венцы, прославив себя перед Господом и людьми самоотвержением и благодатной помощью болящим.

9 сентября 1915 года у деревни Мокрая Дуброва во время боя сестра милосердия Римма Михайловна Иванова под огнем оказывала помощь раненым. Когда во время боя погибли оба офицера роты, она подняла роту в атаку и бросилась на вражеские окопы. Позиция была взята, но сама героиня получила смертельное ранение разрывной пулей в бедро. Ей только исполнился 21 год.

Ольга Иннокентьевна Шишмарева – 19-летняя сестра милосердия 1-го Сибирского передового врачебно-госпитального отряда Всероссийского союза городов. Будучи во время перемирия в марте 1915 года на передовых позициях близ города Опочно, была тяжело ранена осколком немецкого снаряда. Умерла от ран в Варшаве.

Графиня Дарья Евгеньевна Богарнэ во время Первой мировой войны окончила курсы сестер милосердия и на свои средства в январе 1917 года организовала санитарный отряд, с которым отправилась на австрийский фронт. Сотням раненых была оказана помощь. После революции жила в России. 5 ноября 1937 года расстреляна как «немецкая шпионка».

Все красивы «сестры»
Нежной красотою,
Потому что ангел
В облике их жив
И меж нами бродит
Кроткою «сестрою»,
Два крыла в косынку
чудом обратив...
Михаил Пустынник

1914 год.

Как иногда мало мы знаем о тех, кто отдал за нас свою жизнь!

Любовь Константинова (21 год) сестра милосердия Дворянского санитарного поезда. Скончалась от сыпного тифа в марте 1917 года. Ольга Рауэр, сестра милосердия Приамурского лазарета Красного креста. Убита у местечка Синявки (Западный фронт) осколками бомбы, сброшенной с немецкого аэроплана в августе 1916 года. Вера Семенова, сестра милосердия медико-санитарного отряда (19 лет). Умерла от ран, полученных во время германской бомбардировки под городом Ковелем в сентябре 1916 года. Мария Шелягина, фельдшерица. С августа 1914 г. посвятила себя уходу за ранеными. Работала в санитарном поезде на фронте. Ухаживая за раненым солдатом, уколола себе палец использованной иглой для гнойного дренажа. Скончалась от общего заражения крови в сентябре 1916 года.

«Тот, кто по своей бескорыстной любви готов отдать за ближнего даже свою жизнь, следует Христу. Это воистину великий герой, и даже смерть бежит от него, ибо он пренебрег ей ради любви. Он победил смерть, и под надгробной плитой он найдет ключи от вечности и легко достигнет райского блаженства» – писал как будто о них Старец Паисий Святогорец.

Нельзя, чтобы память о них забылась, также, как нельзя забыть о миллионах жизней, которые унесли войны начала 20-го века и, конечно, нельзя не помнить о гражданской войне. Только тем, что люди отошли от Бога можно объяснить то, что произошло. «Испытывайте, что благоугодно Богу, и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте» – говорит Апостол Павел. (Еф. 5, 10-11). Но никто не пытался ничего испытывать: с одной стороны была ненависть к Богу и ненависть к братьям, с другой была на словах любовь к Богу и ненависть к братьям. Таковых обличил апостол Иоанн Богослов в соборном послании: «Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?». Во тьму братоубийства погрузилась Россия и не было здесь правых за исключением тех, кто «душу свою полагал за други своя». Не политика, а веление сердца руководило теми милосердными сестрами, которые остались, часто совершенно случайно, по разные стороны баррикад и служили во имя Господа раненым в братоубийственной войне. Во время революционных событий в Москве сестра милосердия Мария Антоновна Нестерович не только оказывала помощь раненым офицерам и солдатам, оказывающим сопротивление большевикам, но и помогла переправить на юг России и в Оренбург более 2,5 тыс. офицеров и юнкеров.

Медсестра Ольга Елисеева служила в Марковской дивизии. Во время наступления красных она с револьвером в руке останавливала бегущих марковцев. Благодаря ее решительным действиям удалось вывезти на подводах тридцать раненых.

Сестры милосердия Гайдуковы Александра, Анастасия, Валентина, Василиса и Евгения три года находились в рядах Добровольческой армии, в тяжелейших условиях непрерывных боев, крайнего недостатка медицинского оборудования и перевязочного материала оказывали помощь раненым офицерам и солдатам. Александра и Евгения погибли на поле боя.

Не только в сражениях гибли эти отважные женщины. После поражения Белой армии на Украине и в Крыму сестер милосердия арестовывали и расстреливали без суда и следствия вместе с белыми офицерами и солдатами, оставшимися в России. В «ялтинский кошмар» погибли все сотрудники медицинского персонала Ливадийского санатория Красного Креста, включая 17 сестер милосердия. Без всякого расследования большевики расстреляли больных и раненых, находящихся в санаториях Алупки, а также 275 сестер, докторов, служащих Красного креста.

Степи, степи, перелески,
бестолковая игра,
Эскадроны ищут смерти, то
Гражданская Война.
Брат убьет сегодня брата,
сын отца,
а брат сестру...
Что теперь в России свято?
Крест? Звезда?
Я не пойму.
Застит все закат кровавый,
Что за глупая война?
Кто здесь левый,
а кто правый?
Смертушка, для всех одна.

Смирнов Владимирович

Даже те из сестер милосердия, которые служили в «красных» госпиталях вызывали подозрение у большевиков, их специально посылали на самые опасные участки фронта, где после гибели их заменяли наскоро обученные «красные» сестры «пролетарского происхождения». Слово «милосердие» было устранено, но суть милосердного служения осталась. Те же «красные» сестры сыграли огромную роль в остановке страшной эпидемии тифа, захлестнувшей Россию, хотя сами подвергались смертельной опасности, ухаживая за тифозными больными.

Блажен, кто в дни борьбы
мятежной,
В дни общей мерзости
людской
Остался с чистой,
белоснежной,
Неопороченной душой.

Сергей Бехтеев.

Сто лет прошло с того времени когда казалось навсегда исчезло высокое звание «сестра милосердия». Но путь Господень исповедим для милосердных, и эти годы не прошли даром, милостивые были и есть, они пример и назидание, их подвиг Любви к Богу даже до смерти, послужит нашему исправлению. «Да внемлют этому в особенности теперь! Но вместе да воскресят веру, что нет греха, побеждающего милосердие Божие, хотя на умягчение сердца, конечно, потребуются и время, и труд. Но ведь – или спасение, или погибель!» Святитель Игнатий (Брянчанинов).

Протоиерей
Сергий Вогулкин,
профессор, доктор
медицинских наук, г. Серов
Нижнетагильской епархии

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс