Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №43 (844) → Убиты за веру

Убиты за веру

№43 (844) / 17 ноября ‘15

Память

Продолжение. Начало в №38 (839) – №42 (843)

14 июля (н. ст.) 1918 г., в селе Боровском, в пяти километрах от Катайска был убит священник Николаевской церкви о. Аркадий Николаевич Гаряев. «Известия Екатеринбургской церкви» сообщали, что он был убит «бандой мадьяр».

В апреле – мае 1918 года в Екатеринбурге сформировали сводный отряд интернационалистов численностью 600 человек. Впоследствии отдельные роты этого полка влились в различные полки РККА Уральского военного округа. Отряд венгров, принимавший участие в убийстве священника, прибыл в Далматово из Екатеринбурга.

Участник 1-го Крестьянского советского полка Голиков писал в своих воспоминаниях: «Верстах в двух от села Тамакул к нам присоединился добровольческий отряд из военнопленных мадьяр. Он прорвался в наши места из Сибири. Сделали остановку, покурили с товарищами мадьярами. Они уже прилично говорят по-русски, вполне понимают нас…На утро расстались с мадьярами. Они пошли по своему направлению». Это было 6 июля (н. ст.), а 11 июля отряд принимал участие в Далматовском бою и в отступлении до Катайска, а впоследствии влился в 1-й Крестьянский советский полк.

Данные, имеющиеся в музее г. Катайска, о том, что священник с. Боровского скрывался в лесах, опровергаются на основе церковных документов, брачных обысков и метрических книг за 1918 год, где указано, что священник села Боровского Аркадий Гаряев 1 июля (ст. ст.) в день своей кончины повенчал два брака в Свято-Николаевской церкви. Венчание, по церковным канонам, должно сопровождаться колокольным звоном. Видимо, по причине колокольного звона священник и был схвачен «бандой мадьяр».

По рассказам местных жителей, они повели священника по дороге в сторону Катайска, где располагался штаб полка. Иерея Аркадия убили в лесу у оврагов, сейчас это место называется поповскими ямами. Неизвестно, принимали ли в участие в убийстве священника мадьяры, или они сдали священника в штаб, и он был убит местными карателями. Метрическая книга называет причину смерти так: «Убит красноармейцами».

Отпевали священника только через 11 дней, уже после прихода белых. Погребен он был в церковной ограде.

В тот же день, 11 июля (ст. ст.), священник Аркадий Бирюков и псаломщик Всеволод Тихонов совершили погребение еще одного мученически погибшего от рук красноармейцев. Это был гражданин села Боровского Никита Титович Мартюшев, 59 лет, похоронили его на приходском кладбище. Справка, подшитая к метрической книге, гласит: «Разрешается похоронить тело дедушки Никиты Мартюшева по христианскому обряду. Комендант с. Катайского Прапорщик Колосов (неразборчиво) 1918 г. 23 июля (н. ст.)».

10 июня 2007 года состоялось поднятие мощей священномученика Аркадия. В результате их осмотра было установлено следующее: на левой ключице священника обнаружена рубленая рана, полученная в результате удара тяжелым режущим предметом, предположительно саблей. Согласно Поминальному списку, иерей Аркадий был заколот. По местному преданию, священника подняли на штыки.

После остановки в Катайске красноармейские отряды отступили в сторону Каменского завода. На пути их движения лежало село Колчеданское, где были взяты в заложники пожилой священник Стефан Васильевич Луканин, и двое диаконов – Георгий Бегма и Нестор Гудзовский.

Следующий населенный пункт на пути к Каменскому заводу, где зверски убили представителей духовенства, – село Травянское.

В ночь на 10/23 июля в Травянском красноармейцы 1-го Крестьянского советского полка накануне отступления на Егоршино замучили 48-летнего священника Александра Ивановича Попова и нескольких арестованных из крестьян. Их увезли к полотну железной дороги, в местечко Половинное. Здесь, отпустив одного, жестоко мучили захваченных.

Семью священника Александра Попова хотели расстрелять, ночью закрыли на замок в амбаре, но кто-то из жителей села открыл амбар глубокой ночью, и семье удалось на лошади уехать в уездный город Камышлов.

Удалось избежать гибели и второму священнику Введенской церкви – Николаю Лаврентьевичу Гаряеву. Его тоже хотели расстрелять, но не нашли. Священник несколько суток скрывался в холодной овощной яме. Чтобы согреться, приходилось кутаться в тулуп, после чего он заболел плевритом.

Жена убитого крестьянина Александра Чемезова Елизавета нашла тела мучеников в Половинном логу в яме, засыпанной ветками. Убитые были изуродованы пытками: кровавые следы штыковых ран, выколотые глаза... От жары трупы начали разлагаться, в них завелись черви. У священника были сломаны позвоночник, рука и челюсть, отрезаны пальцы, на теле – следы глубоких штыковых ран, руки лежали скрещенными на груди.

У старосты была снята кожа на голове и на пальцах рук, ноги перебиты, на спине выколота пятиконечная звезда. Одному из убитых сломали пальцы, за то, что он писал иконы.

Известно имя главного палача – это местный житель Ленька Зуев, которого в селе называли «анархистом». Рассказывали, будто Ленька, озверев, поднял о. Александра на штык, набрал в стакан его крови и выпил.

12/25 июля в село вошли белые, а 15/28 в Травянском состоялось торжественное захоронение жертв большевизма, в котором принимали участие 9 клириков. Метрические книги сообщают о 8 крестьянах, убитых и погребенных вместе со священником. Всех похоронили в братской могиле на церковно-приходской площади.

Осенью 1918 года Леньку Анархиста и его жену убили, а место его смерти в народе называют Ленков балаган.

В самом Каменском заводе был схвачен почтенный старец, протоиерей Василий Победоносцев. Причиной ареста, по некоторым свидетельствам, снова был колокольный звон, который традиционно осуществлялся перед каждой Литургией. Предварительно депутация прихожан во главе с гражданином Кузнецовым вела переговоры с местной властью, испрашивая разрешения на колокольный звон, запрещенный Советами. По всей видимости, попытка договориться успеха не имела, а звон был произведен. Датой ареста священника нужно признать 9 или 10 июля, так как последними событиями его служения на приходе, по метрической книге, можно считать два Крещения, совершенные им 9 июля 1918 в деревнях Баюновой и Позарихе, находящихся в 5 и 4 верстах от прихода. Последним можно считать совершенное отцом Василием 8 июля отпевание жены Камышловского мещанина Анны Филипповны Кубиедовой, похороненной на приходском кладбище. На следующий день, 9 июля, отпевание совершал второй священник прихода иерей Иоанн Спасский. Задержанного священника отправили в штаб 1-го Крестьянского советского полка на станцию Синарская, куда пригнали и других заложников, среди которых были клирики Сретенской церкви села Колчеданского. Его тело обнаружили только после ухода красноармейцев.

Тела четырех служителей церкви нашли 16 (29) июля в лесу недалеко от станции Синарская. По данным метрических книг, убийство клириков села Колчеданского Стефана Луканина, диаконов Нестора Гудзовского и Георгия Бегмы совершено 9 (22) июля, запись о дате убийства священника Победоносцева отсутствует. Кроме убитых клириков, было обнаружено тело неизвестной женщины.

В газетах сообщались подробности ужасного по своей жестокости убийства: «В 20-х числах июля, в лесу около станции Синарской найдены трупы жертв советской власти: священника села Колчеданского о. Стефана Луканина, 80 лет, диаконов того же села Гудзовского и Бегмы, Каменского завода протоиерея Василия Победоносцева, 80 лет и неизвестной женщины. Все трупы имеют явные следы издевательства мучителей над беззащитными жертвами. У о. Стефана 19 штыковых ран на теле и левая рука отесана острым оружием, у Гудзовских глаза выколоты, пальцы левой руки заострены, как карандаш, у Бегмы все лицо иссечено, у женщины отрезана грудь. Волосы на головах священнослужителей выдерганы и частью опалены». Тело 70-летнего протоиерея Василия нашли с почти отрубленной головой.

В памяти каменского старожила К.К. Цыкарева до конца жизни сохранилась страшная картина, виденная им в детстве, как красноармейцы казнили священника на путях железнодорожной станции Синарская: «Вот один из них достал шашку и повернулся к старцу: «А ну-ка, батюшка, пойдем, мы тебя побреем немножко!», и отпластнул с кожей волосы».

Трупы погибших клириков перевезли на последние места их служений и там захоронили. (Продолжение следует)

А.В. Печерин,
г. Екатеринбург

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс