Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №33 (834) → Их имена созвучны херувимской песне

Их имена созвучны херувимской песне

№33 (834) / 1 сентября ‘15

Культура

Сестры милосердия, белые голубки, как называли вас раненые воины, откуда прилетели вы, где взяли вы крылья милосердия и любви, терпения и ласки? Может быть, скудна была российская земля милосердием, раз мы ищем его корни на западе? Может быть дикие, не знающие жалости, племена населяли наши земли? Но ведь не так это. Углубитесь в историю славянского народа, и вы увидите, с каким уважением, а иногда и со страхом, описывали современники этих сильных, храбрых, но удивительно гостеприимных и добрых людей. Милосердие и благотворительность, понимаемые как безвозмездная помощь, составляли важную часть жизни древних славян. Они много трудились: строили города, возделывали землю, пасли скот. Они много сражались за свою свободу, не раз отражая набеги кочевников, не раз громили римские и византийские войска. Византийский историк VI века Прокопий Кесарийский писал: «Эти племена, славяне и анты ... издревле живут в народоправстве, и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается общим делом». Не было ожесточения в сердцах этих людей, даже пленных они не превращали в рабов, а отпускали через год-два или принимали у себя как равных. Болезни, раны, сиротство и старость не обходили их стороной, но сердоболие было их чертой и всегда на суровость мужчин мягкостью отзывалось женское сердце. Кто как не они, жены, матери, сестры выхаживали раненых и больных, принимали в свои семьи сирот и привечали стариков. Они промывали раны и накладывали повязки – «обязи» с целебными травами. Они готовили отвары и настои для больных, они принимали роды и ухаживали за детьми. Аптекой для них была сама Природа, созданная Богом. Как же глубоко они ее чувствовали и понимали, если все необходимое на потребу от пищи, одежды и жилища до лекарств они получали в достатке. Народная медицина, не без помощи Божией, нередко творила чудеса, ибо и среди славян были «милосердные самаряне». Если говорить о милосердии как о сердоболии, сердечной доброте, то оно зародилось уже в те давние времена.

В культуре древних славян отдельное место уделялось женщине. Она наделялась особой мистической, целительной силой. Славянская женщина считалась воплощением всего самого чистого и прекрасного, что есть в природе. Ее ценили, любили и уважали, с младенчества до седины. И она вела себя соответствующе – была кротка, мудра, спокойна и рассудительна. У славян существовали «женские дома», где старшие женщины обучали девочек женским премудростям, ремеслу (ткачеству, прядению), лечению, умению вести дом. В древнерусской литературе XII в. имеются сведения о женщинах-лекарках, бабках-костоправах, искусно производивших массаж, повитухах, знахарках, о привлечении женщин для ухода за больными.

История любого народа складывается из многих факторов: географических, экономических, культурных. Волны истории выносят на гребень разных людей жестоких и милосердных, умных политиков и тиранов, храбрых воителей и реформаторов. Среди них мы видим помазанников Божиих и самозванцев, действующих по дьявольскому наущению. Как и теперь, так и в истории мы знаем добрых людей, познавших свет Бога Живого и добрых людей, бредущих в темноте многобожия или неосознанной веры. Недаром святые отцы Церкви говорили, что каждая душа от рождения христианка. Вкладывая в человека душу, Господь уже делает ее совершенной, то есть готовой к познанию Его. Состоится ли это, зависит от многих обстоятельств, но быстрее всего к вере приходят женщины, которым из глубины веков было свойственно с любовью всех накормить, одеть, обогреть, утешить, исцелить.

Одним из многочисленных проявлений любви к ближнему стал уход за больными. Причем женщине приходилось ухаживать за больными намного чаще, чем мужчине. Уже тогда было замечено, что у постели больного женщины, в отличие от мужчин, проявляют большую выдержанность и легче переносят беспокойные ночи и дни, полные тревог и забот о больном.

Намного позднее пришли славяне к Единому Богу, к вере Православной, но зато приняли ее и сохранили в чистоте на века. Может быть, для этого и избрал Господь Россию, чтобы приняла она лучшее из опыта христианских стран, чтобы природная доброта русского сердца, природное милосердие освятилось словом Божиим. И под этим светом засверкали как капли росы ранним летним утром имена тех, кто отличился особым милосердием, кто вошел в историю и наполнил многие ее страницы херувимским звучанием. Мы знаем и назовем лишь немногих из них, но как капли росы, покрывшие огромное поле, не все видны нам, так и безвестные нам милостивые сердца все видны одному лишь Богу.

Равноапостольная Великая княгиня Ольга первая показала, как меняет свет Христов облик языческий. Другим человеком возвратилась она после Крещения в Киев. Не понятая до конца даже своим сыном, слыша ропот в народе, она строила храмы, благотворила и милосердовала, открыла первую больницу, в которой лечили и ухаживали за больными специально набранные женщины. С ее молитв началась христианизация Руси. С ее внука князя Владимира началось Крещение россиян. По сердцу русским женщинам пришлась Евангельская проповедь, сурова и опасна была жизнь на Руси, и молитвы за воинов стали часто возноситься к престолу Божиему и к Пресвятой Богородице. Внучка Ярослава Мудрого преподобная Анна Всеволодовна в 1086 г. обладала искусством врачевания и организовала при Андреевском монастыре первую школу для девочек. А в 1091 г. митрополит Киевский и всея Руси Ефрем, прибывший из Византии, построил «строение банное и врачеве» и больницы «всем приходящим безмездно врачевание». Врачевание в те времена означало, в основном, именно уход, который с терпением оказывали славянские женщины. Как это созвучно тому, что писал Исаак Сирин: «Господь наш, для уподобления нашего величию Отца Небесного, назначил нам милосердие». В древнерусском государстве основой уклада жизни был «домострой», который гласил: «Как посещать в монастырях и больницах, и в темницах и всех, кто в скоби и в нужде… введи в свой дом приветь с любовью и чистой совестью». А сирот-то сколько было на Руси, постоянно подвергавшейся набегам алчных соседей, страдавшей от междоусобиц, чумных и холерных поветрий и моров. В этих тяжких условиях русичи сохраняли твердость духа, доброту сердца и терпение, так угодные Господу.

Плач Ефросиньи Ярославны, готовой голубкой лететь к князю Игорю, соединялся в те суровые времена с плачем и молитвой тысяч жен русских воинов, бившихся за свою землю. Лишь бы вернулись, чтобы можно было омыть их раны ключевой водой, смешанной со слезами. Не эта ли вода называется живой? В этих женщинах-христианках воплотились слова апостола: «…да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенное сердце в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом» (1 Петр. 3, 3–5).

На Куликовом поле, рядом со своими суженными, бились ростовские княжны Феодора Пужбольская и Дарья Ростовская, а супруга великого князя Дмитрия Донского Евдокия (в монашестве Евфросинья) вместе с детьми, великокняжеским двором и народом стояла в церкви, умоляя Силы Небесные даровать победу русскому воинству. Известная своей благотворительностью, милосердием и праведной жизнью княгиня Евдокия перед принятием монашеского пострига была наделена от Господа даром целительства и во время шествия своего в монастырь исцелила слепого и более тридцати болящих.

Праведная Мария, мать преподобного Сергия Радонежского, не только была строгой блюстительницей всех уставов церковных, но и постоянно милосердовала бедным, больным и странникам. Какие замечательные примеры безмездного целительства и милосердия дают нам святые девы и жены, просиявшие на Российской земле. Недаром Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен сказал, что «путь женской святости на Руси озарен сиянием славы Самой Пречистой Матери Господа нашего Иисуса Христа».

Преподобная Евфросиния Полоцкая, прославившаяся святой жизнью и строительством монастырей с «учильнями и богодельнями». Благоверная княгиня Феврония Муромская и преподобная Евфросиния Суздальская, имевшие от Господа дар целительства. Отзывчивостью на чужое горе, состраданием к страждущим; принятием на себя чужой беды, как своей собственной обладали преподобные Анна Новгородская и Харитина Литовская. Мощи праведной Софии, княгини Слуцкой, святой покровительницы больных женщин, готовящихся стать матерями, спасли ее город от страшной эпидемии. Многочисленные чудеса исцеления совершались и совершаются у мощей святой благоверной княгини-мученицы Иулиании Вяземской и Новоторжской, святой праведной девы Иулиании, княжны Ольшанской, преподобной Анны Кашинской.

Было замечено, что если блаженная Ксения Петербуржская брала на руки больное дите и благословляла его, то наступало выздоровление. Чудеса исцеления совершаются постоянно над ее могилкой. С семи-восьмилетнего возраста у блаженной Матронушки Московской открылся дар предсказания и исцеления больных. По ее молитве люди получали исцеление от болезней и утешение в скорбях. Привозили из других мест лежачих больных, которых слепая девочка поднимала на ноги.

Страстотерпцы Императрица Александра Федоровна и Великие княжны Ольга и Татьяна, сестры милосердия, преисполненные сострадания перевязывали раненых, участвовали в операциях, ухаживали за болящими. Преподобномученица Великая княгиня Елизавета Федоровна до конца исполнила свой милосердный сестрический подвиг и удостоилась от Господа мученического венца.

Не эти ли святые жены – целительницы были покровителями и вдохновителями сердобольных вдов и сестер милосердия, о которых писал замечательный хирург, штаб-лекарь, главный врач Мариинской больницы для бедных Христофор фон Оппель: «Без надлежащего хождения и смотрения за больными и самый искусный врач мало, или никакого даже, в восстановлении здоровья или отвращения смерти успеха сделать не может». Не они ли молятся у престола Божия за то, чтобы возродилось милосердие на Руси, чтобы милосердные сестричества вновь стали примером высокого духовного подвига для россиян. Старец Паисий Святогорец писал: «Те, кто с любовью и терпением ухаживает за больными, за калеками и тому подобными, своей жертвой стирают свои грехи. Если же у них грехов нет, то они освящаются». Милосердие не знает детства, юности или старости, милосердие вечно, как и Любовь, и это наша единственная надежда возродить Россию, «возвысить рог христиан православных».

Доктор медицинских наук,
профессор, настоятель
Свято-Татианинского
храма г. Серова
Нижнетагильской епархии
протоиерей
Сергий Вогулкин

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс