Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №19 (820) → Архимандрит Софроний (Сахаров): Я советую христианам всегда быть радостными

Архимандрит Софроний (Сахаров): Я советую христианам всегда быть радостными

№19 (820) / 19 мая ‘15

Афон

В Патерике повествуется о некоем монахе. Когда некая женщина стала искушать его, он начал творить молитву и внезапно оказался вне дома, на улице. Как это произошло? Я думаю, напряженно молясь, он благодатью был возведен в исступление, «не зная, находится ли он в теле или вне тела».

В таком состоянии он вышел из дома, передвигаясь телом, без осознания происходящего. Придя в себя, он понял, что прошел некое расстояние. Потому для преодоления проблем во всех трудных жизненных ситуациях мы должны напряженно молиться.

Обычно враг не дает войти монахам в келию святого, освященную его молитвой. Но, и войдя в нее, они тотчас же подвергаются диавольскому нападению. Диавол как будто мстит ему.

Я советую монахам вне своих келий быть радостными, подобно тому как ведут себя на людях англичане. Но, войдя в келию и закрыв за собой дверь, нужно тотчас начинать рыдать в плаче.

Если желание безмолвия и ухода в пустыню изменчиво – то приходит, то уходит, – значит, оно еще не зрелое; если же неизменно пребывает неудержимым, тогда оно – от Бога.

Если кто ищет безмолвия и монашеской жизни, но умрет прежде, чем его желание осуществится, он будет считаться у Бога монахом-подвижником.

Если монах общежительного монастыря духовно созрел для безмолвной жизни, нужно позволить ему уйти из обители, ибо если останется, то погибнет от похвал других.

Чтобы хранить нашу духовную свободу, нельзя принимать деньги от некоторых богатых мирян, которые желают пожертвовать на монастырь, но при этом хотят вмешаться в жизнь обители. Мы им говорим: «Если хотите, положите деньги анонимно в ящик для церковных сборов».

В сороковые годы, когда я был духовником в афонском монастыре Преподобного Григория, некий монах впал в прелесть и поведал о пришедшей ему идее убить другого монаха, потому что тот пребывал в высоком духовном состоянии, и так, убив его, он поможет ему спастись. Тогда я ему посоветовал: «Расскажите о Вашем намерении игумену Виссариону и получите его благословение на это, ибо в монастыре все делается только по благословению». Я поступил так, чтобы не нарушить тайну Исповеди. Игумен, однако, не придал значения его словам и отослал его.

Тогда ведомый диаволом монах пришел вечером к келии того брата, на которого у него был злой помысел, и постучался в дверь. Ответа не последовало. Но, поскольку мысль об убийстве уже утвердилась в нем, он постучал в соседнюю дверь и убил другого монаха. Мы не должны быть пленниками никакого помысла и предпринимать что-либо без послушания.

Не подобает нам быть узниками мечтаний и стремлений – мы должны быть свободными. Если Бог ожидает чего-либо от нас, то дает нам и энергию, и благодать, и силу на совершение этого.

Когда какой-нибудь отшельник посещает монастырь, не следует воздавать ему особое почтение, дабы не причинить ему вреда. Оказываемыми почестями можно погубить человека, породив в нем гордость.

Исповедь есть тяжкое и великое служение для клирика: кто-то все же должен браться за этот труд, даже если он и ошибается. Он молится, чтобы Бог дал ему решение во всякой проблеме. Первое же слово, которое приходит к нему в сердце после напряженной молитвы, он сразу должен высказать. Во всяком случае, нет непогрешимых. Не ошибаются только те, кто не трудится. Получается, что бездействующие действуют правильно во всем?

Ужасно, что люди все больше увлекаются психологией. Психология помогает западным людям, но страшно, когда ее изучают православные и подменяют ею традицию трезвения в нашей Церкви. Мы должны удержать православных от увлечения психологией, ибо психологическая методология не вмещается в рамки православной традиции и отличается при этом и от западного образа мышления.

Плотской грех начинается сначала психологически-чувственно, а затем овладевает телом, и уже тогда старается найти благовременный случай для окончательного падения.

Некоторые дети очень быстро созревают телесно, но их душевный состав зреет не так скоро.

Некоторые хотят связать брачную жизнь со сладостью молитвы, как живут ее подвижники. Но, поскольку это неосуществимо, они скорбят и приходят в отчаяние. Умная молитва требует чистоты души и тела. Мы должны наставлять их с рассуждением и посоветовать им лучше оставить молитву, чем прекратить супружеское общение и разрушить семью. Если семья распадется – мужчина найдет другую жену, и женщина, возможно, найдет другого мужа, – тогда и молитва пропадет: теряется и семья, и молитва. Требуется особая координация между духовной и брачной жизнью под руководством опытного духовного отца.

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс