Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №14 (815) → «Богом явленный. Жизнеописание святителя Феофана Затворника». Духовная битва за спасение душ

«Богом явленный. Жизнеописание святителя Феофана Затворника». Духовная битва за спасение душ

№14 (815) / 7 апреля ‘15

Книжная полка

Святитель Феофан Затворник – один из близких к нам по времени святых отцов Церкви, чьи сочинения имеют особую важность для современного человека. Пример святой жизни и духовная мудрость творений Владыки становятся достоянием все большего числа людей. В 2015 году Церковь Христова торжественно отмечает двухсотлетие со дня его рождения. К этому знаменательному событию православный приход храма Святого Духа сошествия на Лазаревском кладбище города Москвы выпустил в свет книгу, в которой собраны сведения из различных жизнеописаний святителя, приводятся ранее неизвестные факты.

Святитель Феофан (в миру Георгий Говоров) происходил из семьи священника. Получив образование в Орловской духовной семинарии и Киевской духовной академии, Георгий решил посвятить Богу свою жизнь. Приняв монашеский постриг с именем Феофан, он был рукоположен сначала в иеродиакона, а затем во иеромонаха. После этого будущий святитель нес следующие послушания: преподавание богословия в духовных училищах России, участие в Русской духовной миссии в Иерусалиме, деятельность в Константинополе, связанная с освещением вопроса об отношениях болгарских и греческих христиан, руководство Санкт-Петербургской духовной академией, архиерейское служение в Тамбове и Владимире.

Земное служение свт. Феофана протекало во второй половине XIX в., когда в Россию с Запада хлынула муть ересей и безбожных материалистических учений, поднятая волнами революций, свергавших законную власть. Технический прогресс западных стран, поражая воображение, еще более усиливал соблазн бунта против Творца. В моду в России все более входили революционность и атеизм. Видя это, святитель вступил в духовную битву за спасение душ наших соотечественников. Он призывал паству хранить верность Православию, любить Отечество и почитать законную власть.

Однако главным делом жизни угодника Божия была молитва – он удалился в Успенскую Вышенскую пустынь, где молился и трудился в уединении. Здесь святителем были переведены на русский язык многие творения святых отцов и написаны сочинения, разъясняющие суть христианства.

На 6-х Свято-Феофановских чтениях Высокопреосвященнейший Климент, митрополит Калужский и Боровский, так говорил о важности трудов Вышенского подвижника для нашего времени: «Что значит святитель Феофан Затворник для нас сегодня? Конечно, святитель – это и подвижник, и богослов, но прежде всего он – носитель веры, человек, опытно познавший путь отречения от греха и следования за Христом. Он говорит из опыта своей жизни, и говорит о самом важном – о спасении. Святой Феофан в своих трудах обращается к современникам и, прежде всего, к светским людям его эпохи. Он свидетельствует о горьких плодах отступления от веры и указывает способы выхода из гибельного для человека состояния. Самый главный из них – в обращении к Богу и готовности воли человека свободно принять благодать Божию в таинствах Святой Православной Церкви».

По словам Владыки, в наши дни учение святителя Феофана о христианской жизни очень актуально. Человек сегодня настолько далеко отошел от Бога и подпал под влияние тьмы, что гибель души стала обыденным явлением. Не о христианской жизни идет уже речь, а о том, чтобы человеку остаться человеком и не озвереть окончательно – более того, не принять на себя образ сатанинский. И никакие внешние воздействия на людей и внешние перемены, пусть даже и направленные ко благу, не дадут результата, если не произойдет перелома во внутреннем мире человека – того самого пробуждения от греховного сна, о котором пишет в своих книгах святитель Феофан.

Помимо жизнеописания, в этой книге рассказывается об истории и возрождении Успенского Вышенского монастыря, где епископ проходил подвиг затвора. Даже сейчас, в XXI веке, паломнику, направляющемуся на Вышу, становится ясно, почему именно это пристанище иноков было избрано святым для уединенных подвижнических трудов. Оно лежит вдали от больших городов, среди живописной природы, при слиянии двух рек: Выши и Цны. Несмотря на то, что внешний вид монастырских стен и выросшего вокруг поселка еще носит следы коммунистического запустения, Выша радует глаз богомольца особенной красотой.

В канун праздника всех святых, 29 июня 2002 г., Затворник Вышенский возвратился своими святыми мощами в возлюбленную им обитель, которую он называл «Раем». Об этом рассказывает соответствующая глава.

Многие люди еще в дни земной жизни Вышенского подвижника были уверены в его святости. Преподобный старец Варсонофий Оптинский в беседе со своими учениками говорил о свт. Феофане: «Все мы твердо верим, что принял Господь его чистую душу в Свое Небесное Царствие». Простой народ задушевно называл святителя «батюшка отец Феофан». До революции его портреты часто можно было видеть рядом с иконами в крестьянских домах. Имя его стояло в помянниках тамбовчан вторым после имени тогда еще не канонизированного прп. Серафима Саровского. В год, когда Церковь торжественно отмечала тысячелетие Крещения Руси, свт. Феофан, всю жизнь особо чтивший праздник Крещения Господня, был прославлен в лике святых Поместным Собором Русской Православной Церкви.

В детстве святитель Феофан был резвым и впечатлительным ребенком. Однажды после вечерни он задумал подняться на высокую колокольню, чтобы позвонить в колокол. В это время сторож, не заметив маленького благовестника, запер вход на колокольню и ушел. Чтобы не просидеть там всю ночь и не огорчить родителей, мальчик спустился по веревке, протянутой от колокола к земле. Это было очень опасно, но Господь хранил Своего избранника. Узнав об этом, его отец, священник Василий сказал: «Ну, Егорушка, ты будешь или звонарь, или архиерей!» Эти слова священника оказались пророческими: по воле Божией его сын стал одним из выдающихся учителей Церкви Христовой – святым «звонарем», слово которого, как колокол, будит души людей и приводит их спасительным путем к Богу.

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс