Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №14 (815) → Архиепископ Петергофский Амвросий: 2015 год – год святого равноапостольного князя Владимира

Архиепископ Петергофский Амвросий: 2015 год – год святого равноапостольного князя Владимира

№14 (815) / 7 апреля ‘15

Архипастырь

Тема сегодняшнего выпуска – Год тысячелетия преставления святого равноапостольного Великого князя Владимира, крестителя Руси. 2015 год официально объявлен Русской Православной Церковью посвященным этому значимому событию.

На вопросы будет отвечать сопредседатель Оргкомитета празднования данного юбилея в Санкт-Петербурге, викарий Санкт-Петербургской епархии, ректор Санкт-Петербургской православной духовной академии архиепископ Петергофский Амвросий. Владыка , благословите начало беседы.

Здравствуйте, дорогие телезрители, братья и сестры. С удовольствием буду общаться с вами во время сегодняшнего прямого эфира.

Год тысячелетия преставления святого равноапостольного князя Владимира отмечается как общецерковный и государственный праздник. Юбилей будет широко праздноваться по всей стране. В частности, в Санкт-Петербурге намечен целый ряд масштабных мероприятий. Чем столь значима личность князя Владимира для Церкви и государства, что спустя тысячелетие мы отмечаем его юбилей?

Вы совершенно правильно отметили, что событие носит церковно-государственный характер и это связано с личностью святого равноапостольного князя Владимира. У меня при себе целый список мероприятий, которые прошли, идут и запланированы в северной столице. В частности, проходит выставка «Рюриковичи», прибывшая к нам из Москвы.

Центральным событием в нашем городе станут празднования в Князе-Владимирском соборе, и мы надеемся, что эти торжества возглавит Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. О времени их проведения будет сообщено дополнительно. Вторым значимым местом празднований станет Свято-Владимирская школа при Санкт-Петербургском Новодевичьем монастыре. Будут проводиться многочисленные конкурсы среди детей и педагогов, концерты, выставки, спортивные мероприятия. Прежде всего юбилей будет отмечаться духовно-просветительскими способами, ориентируясь на нашу молодежь.

Мы все знаем, что святой равноапостольный князь Владимир был крестителем Руси. Помимо этого, он положил начало русской государственности в целом, вот почему государство вместе с Церковью занимается празднованием его тысячелетнего юбилея.

Если говорить схематично, не вдаваясь в суть, надо отметить, что до князя Владимира наша земля состояла из разрозненных племен, живших по родовому признаку, но государства как такового не было. Во всякое время государство отличается особенными признаками. В Средние века государство европейского типа обязано было иметь записанную законодательную базу, границы, таможню, свою финансовую систему. Казалось бы, этого достаточно для сегодняшнего светского государства. Но в то время обязательно должен был быть нравственный закон, положенный в основу деятельности государства.

Нравственный закон происходил из трех авраамических религий: иудаизма, христианства или ислама. Князю Владимиру предстояло выбрать систему ценностей для основы создаваемого им государства, и он выбрал Православие – восточное христианство. До этого момента русы были народом безбожным, не знавшим закона. Общество, находящееся на этом уровне, в те времена имело достаточно низкую оценку среди других государств. Сам факт Крещения Руси послужил тому, что наша страна стала занимать одно из ведущих мест в мировом масштабе. Это был резкий подъем бытия нашего народа. Поэтому государство, конечно, должно ценить усилия того, кто стоял у его истоков.

Оценивая святого равноапостольного князя как христианина, тоже можно заметить много интересного. Бабка князя Владимира уже делала подобные попытки, устанавливая границы, погосты, способствуя распространению письменности, которая была напрямую связана с религиозными текстами Восточной христианской Церкви. Именно по ним изучали грамоту, поэтому принятие восточного христианства было вполне естественным для нашей земли. Святой равноапостольный князь Владимир как бы подвел черту и подытожил все, что делала его замечательная родственница, которая, как мы верим, повлияла на его сознание. Поэтому мы столь высоко ценим князя Владимира, который не только основал государство, но принес главное – нравственный христианский закон.

Если называть нынешнее поколение россиян наследниками князя Владимира, то это наследование только по инерции? Могли бы мы выбрать иную – более «удобную» – религию, например, атеизм?

После смерти святого князя Владимира, как мы знаем из истории, на Руси начался период раздоров и усобиц, но он посеял то семя, которое дает ростки по сегодняшний день. Мы тоже наследники – в какие-то времена более, а в какие-то менее достойные – всего, что он сделал для грядущих поколений. И год тысячелетия преставления этого святого должен сподвигнуть нас к тому, чтобы мы задумались, кто мы на самом деле.

Роль личности в истории всегда имеет огромное значение. Невозможно повторить равноапостольного князя Владимира, как невозможно повторить Пушкина, Микеланджело, Рахманинова, других гениев. Мы не знаем, почему именно этот человек является носителем дара, который производит созидательный «взрыв» не только в собственной стране, но и во всем мире. Такова была личность князя Владимира.

Спустя тысячелетие, мы уверенно говорим, что это было созидание… Что можно ответить критикам, которые говорят, что Крещение Руси князем Владимиром было насильственным, единоличным решением человека, проявившего власть над своим народом?

Для ответа на этот вопрос необходимо понимать контекст эпохи, в которую жили князь и его народ. Тогда отношения между правителем и народом были совершенно иными, не было так называемой «демократии», которая проповедуется во всем мире в качестве непреложной цели, хотя в ней есть много как положительных, так и отрицательных сторон. Люди на своем уровне сами выбирали между добром и злом, но ответственность за выбор такого уровня должен был нести человек, стоявший во главе народа, и люди это прекрасно понимали. Князь обратился: «Кто мне друг, тот вместе со мной иди, крестись и принимай веру». И народ доверял правителю, хотя что-то и было непонятным. Не существует ни одного источника – русского, арабского или скандинавского – который бы говорил, что Крещение нашего народа происходило с помощью насилия. Все это гипотезы и предположения, которые нигде не зафиксированы.

Народ принял то, что принял его князь, – это было естественно. Возможно, князь Владимир вошел в некий психологический конфликт с «элитой» того времени, противостоял отговоркам на уровне его окружения. Но – честь и хвала, он нашел в себе эти силы. Большинство народа подчинилось этому выбору именно потому, что люди понимали: ответственность за его судьбу несет их князь. Как и в семье, где отец принимает решение, важное для всех, и дети, которые еще неспособны нести ответственность за последствия отеческого решения, принимают его выбор, потому что он глава семьи. То же происходило в период Крещения Руси.

Сравнение выбора князя Владимира с решением главы семьи неожиданно, но очень убедительно. В школе даются сухие факты, но представить личность самого князя и то сопротивление, которое встречал его выбор, довольно трудно.

В школе этот период изучался крайне односторонне, и в качестве «примеров» преподносились факты женолюбия, своенравности, жестокой воинственности князя. Никто этого не отрицает, но подобные факты были и в жизни преподобной Марии Египетской, и блудного сына из Евангельской истории, и апостола Павла. Однако изменения, произошедшие в князе Владимире, колоссальны. Поход на Корсунь был фактически последним (потом были только отражения набегов печенегов); после христианского бракосочетания он начал вести целомудренный образ жизни, из зверя стал агнцем. Князь стал организовывать пиры не для своей дружины, а для бедных людей: занимался попечением о ближних.

Такие колоссальные изменения говорят, что это был человек с потрясающей волей и доверием к тому, что он почувствовал в своем сердце, как призвание от Бога, Которого он принял в собственном Крещении и в Крещении Руси.

Недавно у одного современного духовника я прочитал удивительные размышления о покаянии, где говорится, что оно находится в прямой зависимости от любви. Способность человека каяться находится в прямой зависимости от того, насколько он способен любить, насколько способен доверять и благодарить. И это не теория, но то, что этим духовником было замечено в своей исповеднической практике.

Когда я прочитал это, то, наблюдая за окружающим миром, вспоминая свою священническую практику, понял: это действительно так. Человек, который хочет жить только для себя, неспособен дарить свою любовь окружающим людям, изобильно ее изливая, как неспособен и к глубокому покаянию. На Исповеди такие люди зажаты, выцеживают формальные слова, но в их душе ничего не происходит. Ведь покаяние – не только признание своих ошибок, но глубинное изменения себя для Бога, людей, самого себя. Это бунт против себялюбия и собственного эгоизма. В покаянии мы должны перевернуть «стрелку» своей любви по направлению от себя к Богу. Именно это произошло в жизни князя Владимира.

Не побоюсь сказать, что его извращенная, опороченная любовь, когда князь вел неправедный образ жизни, хотя существовала не в том виде, в каком должна, все же была свидетельством потрясающих сил его души. Мы всегда воспринимаем страсти как нечто отрицательное, но говорят и о «непорочных страстях» – в том понимании, что это силы нашей души. Эти страсти можно направить либо в сторону греха, разрушения, либо в сторону праведной жизни и созидания. Все зависит от решения человека, его ума, воли, сердца. В князе были великие силы души, но он сначала использовал их в соответствии с понятиями того времени – и вдруг в нем просыпается христианин, и эта любовь преображается в нем.

С помощью покаяния в князе Владимире происходит изменение, которое полностью меняет его – и это чудо! Мне кажется, что главным посланием юбилейного года к нашему обществу, и особенно нашей молодежи, должна стать тема покаяния – как бы пугающе и странно это ни звучало для нее. Каяться не означает «говорить кому-то», но это преображение себя, «договор» с Богом о том, что я начинаю новую жизнь, способность пойти против своего эгоизма, признать свои недостатки и выбрать новый вектор жизни, который вырвет меня из пучины страданий, в которую и приводит грех. На этом пути мы останавливаемся, падаем, грех отбрасывает нас на много километров назад, но главное – мы выбрали этот путь, даже если придется проходить его много раз. В этом отношении князь Владимир является для нас наглядным примером того, как Бог может изменить человека и как человек способен измениться для Него.

Покаяние равноапостольного князя воспринимается как чудо: то, что произошло одномоментно, а как это происходит в жизни нашего современника? Ходишь в церковь, исповедуешься, причащаешься, но больших изменений в себе не чувствуешь… Почему с князем Владимиром произошло чудо, а с нами не происходит?

Дух дышит, где хочет. Иногда мы неспособны почувствовать это дыхание или же видим, но не признаем. Все мы созданы разными, у каждого собственное предназначение в жизни. Главное – увидеть это. У каждого свой характер, свои дары, и мы можем развить их. Может быть, не до уровня святого князя Владимира, но ведь мы и не стоим во главе целого народа. Наша ответственность находится на другом уровне, но в глазах Бога она имеет такую же ценность. Ведь кому много дано, с того много спрашивается.

Покаяние – это не одномоментный акт, но постоянный процесс жизни человека. Только в постоянном дыхании жизни мы способны оставаться настоящими людьми. Есть много причин, почему мы и наши прихожане неспособны к одномоментному глубинному изменению. Невозможно перечислить и объяснить все – это дело Бога, и здесь присутствует покров Его тайны, который можно лишь приоткрыть. Можно лишь приводить примеры: Павел стал апостолом из гонителя Савла, князь Владимир из богомерзкого язычника стал равноапостольным.

Но ведь и в жизни святого Владимира решение принять христианство было постепенным: он выбирал, обдумывал, возможно, было и Божественное озарение ради народа, который был за ним. Так же Господь избрал гугнивого Моисея, который не мог связать двух слов, но которому Он сказал: «У тебя будет помощник, и он скажет все, что нужно, но Я выбираю тебя: ты и иди». Над всем этим покров Божий, но, приоткрывая его, мы не можем игнорировать эти факты: они остаются в нашей человеческой истории и генетической памяти, которую мы – с помощью Церкви и усилиями людей, пребывающих во власти сегодня, – должны вновь актуализировать для современного человека. Напомнить не только историю, но и то, что всегда сопровождало ее – вмешательство Божественного Промысла.

В Церкви часто говорится о том, что смысл жизни человека – в его стремлении к святости. Именование князя Владимира «святым» является реальной или «виртуальной» величиной?

Конечно, эта величина реальна, но ее трудно осязать – для этого необходимо дышать дыханием Духа Святого. Безусловно, святые люди уже при жизни несли на себе печать благодати, и через них она производила колоссальные изменения и в окружающих, позволяя изменяться и другим.

Святой равноапостольный князь стал почитаться сразу после своей смерти; не говорю о церковном почитании, которое, возможно, затмилось трагическим, жертвенным событием гибели Бориса и Глеба – детей князя Владимира. Именно они были прославлены первыми (тысячелетие их преставления тоже приходится на нынешний год), а затем уже произошло осмысление почитания князя не только как властителя, но и как человека, способного измениться для Бога.

Через сто лет после смерти князя Владимира его уже почитали как святого, и это небольшой срок, потому что его святость обнаружила себя почти сразу и дала ростки. Равноапостольными были просветители и других народов: святые Нина, Константин и Елена.

Святость часто представляется нами, как то, что мы пишем на иконах: состояние обожения, Небесного Царства. На земле святой человек может выглядеть обыкновенным. Подчас дыхание Духа Святого может быть незаметным, поскольку человек прячет свою добродетель за внешним юродством или обыденным поведением. Чем святее человек, тем искреннее он почитает себя грешным. Святой человек зависит не от людского мнения, но только от мнения о нем Бога. Он может вести себя естественно, обладать какими-то недостатками, заикаться, подобно Моисею, но при этом быть святым.

У нас существуют разные лики святых: мученики, преподобные, страстотерпцы, равноапостольные – у каждого свой подвиг, в зависимости от тех даров, что дал Господь, а человек умножил. Самое главное – то, что человек всегда заглядывает внутрь себя и каждое свое слово, деяние, мысль сверяет с Евангелием. Это не значит, что он абсолютно чистый. Святой человек – не безгрешный, но тот, кто сверяет свою жизнь с Евангелием, старается изо всех сил следовать ему и понимает, как ему далеко до этого. В этом понимании он смиряется перед Богом и просит у Него милости. Милость же дается не по заслугам человека, но исключительно благодаря той любви, которая изливается Богом в ответ на любовь человека к Нему, своему служению или своему народу, как это и было в жизни святого равноапостольного князя Владимира. Любовь Божия излилась на него до такой степени, что преобразила его страсть и жизнь и соделала из него апостола и земного ангела. При этом святой остается земным человеком: не надо предъявлять к святому слишком больших требований, и он тоже заражен какими-то страстями, но по-иному относится к ним. Для него страсти не норма, но болезни, которые он лечит при помощи благодатных даров, присутствующих в Христовой Церкви.

Мы сегодня – люди, над которыми простерт Покров Божией Матери, за которых свидетельствует целый сонм святых, у нас есть драгоценный дар – Православная вера, и мы можем назидаться Евангелием и примерами святости своих соотечественников; и всем этим мы обязаны равноапостольному князю Владимиру, подарившему нам нашу веру. Очень многие люди совсем не задумываются над этим, а думают только о курсе валют, санкциях, очередном кризисе, но ведь мы обладаем огромным даром – нашей верой, которая позволяла нашему народу выходить из любых ситуаций.

В советское время мы жили очень скромно, люди получали маленькие пенсии, совсем небольшие зарплаты – и при этом были счастливы. Пройдя коллективизацию, раскулачивание, лишенные возможности посещать храм, открыто говорить, что веруешь, мы были счастливы. Почему? Потому что были истинно верующими, а значит святыми людьми. (Окончание следует)

Расшифровка: Юлия Подзолова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс