Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №13 (814) → Инокиня Ольга (Гобзева): Человек, который любит Бога, умеет любить и человека

Инокиня Ольга (Гобзева): Человек, который любит Бога, умеет любить и человека

№13 (814) / 1 апреля ‘15

Верую

Продолжение. Начало в №10 (811) – №12 (813)

Все мы любим почести, славу, власть, деньги, плотские удовольствия, кто-то больше, кто-то меньше. Когда Вы принимали иночество, какие обеты Вы приносили?

Постригал архиепископ Амвросий, Ивановский и Кинешемский. Он произносил, конечно, все молитвы, которые произносятся при пострижении в мантийное монашество. Нестяжание, целомудрие.

Вы знаете, все человеческое не чуждо никому – ни вам, ни мне, ни любому монаху. Весь вопрос, насколько ты это понимаешь и контролируешь. Есть заповеди, просто открой, и тебе вдруг откроется, будет понятен путь: не делай этого, и все. Тебе очень хочется попраздновать с друзьями, ну не упивайся и не переедай, – это вредно. Если тебе хочется любви, понятно, что любовь это дар Божий, и он может быть только один раз.

Любовь земная, человеческая не идет ни в какое сравнение с любовью Божественной – это Николай Сербский говорил. Поэтому человек, который любит Бога, умеет любить и человека. Если он не любит Бога, он и человека не умеет любить, а если он любит только себя, то это безумие к концу жизни. Я столкнулась с очень серьезными, для меня просто потрясающими выводами, что актрисы, за которыми я ухаживала и которые остались в этом звездном флере, к концу становятся больными психически. Они неадекватны.

От любви к себе?

От любви к себе, от эгоизма. Эго разрушает человека. И для меня, с одной стороны, милость Божия, с другой стороны, наказание, когда я вижу, как моя бывшая коллега быстро разрушается! Ведь весь смысл в том, что «за други своя».

Понятно, что инок всегда обращен к Богу, по крайней мере, должен быть обращен. Христос протягивает ему руку в трудную минуту. Тем не менее, в сложные мгновения духовной жизни кто Вас поддерживает?

Конечно, духовный отец – отец Георгий. Хотя, каюсь, я с ним редко вижусь по той причине, что он далеко от меня, в Крылатском. Конечно, Владыка Сергий; конечно, молитвы матушек: матушки Варвары, матушки Александры, моих, так сказать, игумений. К счастью, в начале моего пути иноческого, за год где-то, за два, я трудилась в Издательском отделе у Владыки Питирима. Хотя я побаивалась его, для меня это была глыба, святой, ходящий по земле, с его глазами огненными, с великолепной проповедью, с тем, как он читал Евангелие, как относился к детям – он же первую воскресную школу организовал, где я стала преподавать. Это был один из самых прекрасных периодов в моей жизни, ведь я могла сочетать свои профессиональные навыки со служением: с детьми – это что-то невероятное, это такое счастье! С 1989 года это первая воскресная школа, которую организовал Владыка Питирим. И там работал замечательный, удивительный, талантливый священник отец Михаил Дронов… Батюшка, если слышите нас, помолитесь обо мне, грешной, и простите, если что не так.

Когда Вы приняли постриг, что в Вас изменилось? Я имею в виду внутренний мир, если можно об этом говорить.

Могу. Я (как только начался этот, говорят обряд, но это таинство, безусловно) умерла – я стояла на ногах, но я была мертвая. Во мне все замерло, по-моему, даже и сердце не стучало. Я даже холодная была. И постепенно, пока Владыка передавал четки, рясу, клобук, монашескую одежду, в которую облачают во время пострига… Я помню только, когда мертвая стояла, ножниц лязг, резкий и решительный, 4 раза надо мной. А потом я стала оживать с молитвой и с передачей мне: четки – это оружие, клобук – это шлем. То есть это все было облачение воина, и я поняла, что в этом огромный глубинный смысл, что монахи – это воины, солдаты нашей Церкви. В этом смысле, считаю, милость Божия, что Он позволил мне быть солдатом этой гвардии.

Да, действительно, Феофан Затворник говорил о монашестве, что это жертва Богу от общества и духовная ограда для общества. В начале XX века был спор в церковно-общественной среде, какую роль должны выполнять монастыри и монашествующие: кто-то говорил, что от них польза должна быть, то есть они должны содержать детские приюты, всячески участвовать в социальной жизни общества. А другая сторона говорила, что главное для монаха – это молитва, молитвенный труд, в котором и нуждается его народ, государство, его земля. Как Вы думаете, этот спор вернулся и в наше время? Все ждут от Церкви «социальных услуг»...

Есть в Евангелии замечательная семья – это Лазарь и две его сестры, Марфа и Мария. В Евангелии очень ярко описывается, как Марфа, заботясь о многом, сказала Господу: «Что ж моя сестра не помогает мне, я уж с ног сбилась, мне же тяжело одной». А Мария, сидя у ног Христа, не может оторваться, чтобы не внимать тому благодатнейшему, невероятному, что исходило от Господа. И то, и то очень нужно. По-моему, у Марка сказано: Господь любил Марфу, которая делала. А в другом Евангелии сказано, что Господь любил и Марфу, и Марию.

Конечно, самое главное в монастыре – молитва, я в этом совершенно уверена, хотя я тружусь, как Марфа. Ну не как Марфа, подобно – мне до Марфы так далеко… Молитва так нужна сейчас, особенно молитва об Украине, совместная, согласная молитва. (Продолжение следует)

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс