Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №13 (814) → Социальные условия – это путь к спасению

Социальные условия – это путь к спасению

№13 (814) / 1 апреля ‘15

Исследуйте писания

Супруги никогда не знают, чем все закончится: они доверились друг другу, но чем это кончится, они не знают. И, возможно, кому-то придется пережить страшный момент, когда надо будет отпустить человека. В этом боль и трагедия любой любви, но когда человек верит в Бога, он даже в этой драматической ситуации обретает мужество, смысл, силу молитвы даже за уходящего человека, веруя, что пока жив он, пока жив я, ничего нельзя утверждать точно, можно все исправить. Как вернулся блудный сын к отцу, все можно вернуть. Главное – мне самому, если я действительно в Боге люблю, пребывать верным в любви к Богу и в непрестанной молитве за любимого человека.

Далее апостол Павел говорит об одном интересном принципе вообще организации человека, человеческого бытия, некой любой совершенно социальной действительности: «Только каждый поступай так, как Бог ему определил, и каждый, как Господь призвал. Так я повелеваю по всем церквам. Призван ли кто обрезанным, не скрывайся; призван ли кто необрезанным, не обрезывайся. Обрезание ничто и необрезание ничто, но [все] в соблюдении заповедей Божиих. Каждый оставайся в том звании, в котором призван. Рабом ли ты призван, не смущайся; но если и можешь сделаться свободным, то лучшим воспользуйся. Ибо раб, призванный в Господе, есть свободный Господа; равно и призванный свободным есть раб Христов. 23 Вы куплены [дорогою] ценою; не делайтесь рабами человеков. В каком [звании] кто призван, братия, в том каждый и оставайся пред Богом».

В этом отрывке апостол Павел как бы смешивает в одно разные аспекты человеческого бытия, в первую очередь, социального бытия: женатый – не женатый, обрезанный – не обрезанный, язычник, иудей, свободный – не свободный, начальник – подчиненный. И, смешивая, определяет очень важный, фундаментальный принцип человеческого бытия в этом мире: в каком звании кто призван, в том каждый оставайся перед Богом.

Кому-то покажется, поскольку мы разбираем 7-ю главу Послания к Коринфянам, что речь идет только о супружестве, но ведь видно – не только о супружестве! Есть господин – есть раб, есть начальник – есть подчиненный. Не только о супружеских аспектах человеческого бытия говорит в данном отрывке апостол Павел. И оказывается, что вообще все социальное бытие, все условности этого бытия преходящи, они временны. К этому апостол Павел еще вернется.

Все это кончится, всего этого не будет – ни чрева, ни телесных отношений в браке, ни государства, ни иерархии, ни национальности. Не будет начальников и подчиненных, врагов, солдат, не будет тех, кто охраняет порядок, тех, от кого нужно охранять порядок.

Этого всего не будет, мир изменится, станет другим. Но до того, как наступит Второе Пришествие, до момента, когда закончатся время, история, все перечисленное – неизбежное условие существования человека в мире, неизбежно есть национальные признаки, культурные особенности, неизбежны мои социальное положение (богатый я или бедный, начальник или подчиненный), демографические признаки (отец я или чей-то сын, супруг я или супруга чья-то) – есть определенные условия существования человека в мире, которые нужно учитывать, и их учитывает Сам Бог.

Он определяет социальный статус человека, Он определяет, в каких условиях человек может жить. Почему? Пребывание именно в таких условиях оказывается путем человека к Богу. Именно эти социальная среда, социальный статус, то место, что определено для меня Промыслом Божиим. И я призываюсь именно на этом месте к этому социальному служению, к этому пути, к этим условиям моего восхождения к Богу, созидания моей жизни во Христе, к деланию, которым я могу послужить Богу и исполнить Его волю. Эти социальные условия – брак, социальное положение, наличие или отсутствие детей, размер моего сокровища, бедный я или богатый и все прочие условности социальные – это все путь к спасению, те условия и обстоятельства жизни, которые определяются премудростью Божией для моего собственного блага, возрастания в Боге.

Конечно, когда человек уверовал, а супруг нет, хочется очень часто и очень многим сбросить эти узы, чтобы свободно служить Богу, как кажется, не обременяя себя всей этой суетой. Ведь сказал же Христос в Евангелии, что «враги человеку – домашние его», значит надо все бросить и идти к Богу, жить с теми, кто такой же, как и я.

Или человек уверовал, и ему кажется, что никак не должен он ныне пребывать в положении подчиненного, слуги, тем более – раба. Сейчас, правда, такого состояния практически нет, но когда-то было, и человек хочет скинуть ярмо и жить свободным перед Лицом Бога. «Почему я должен исполнять прихоти моего господина, почему должен исполнять неразумные повеления моего начальника? Я лучше пойду туда, где верующие люди, верующие начальники, где исполняют только благоприличные пожелания, где точно исполняют волю Божию, пойду к своим. Это ведь так естественно!». И только укоренение в традиции позволяет изменить отношение к этому вопросу.

Мы знаем, например, житие святого Петра, бывшего прежде мытарем, который в конце концов, чтобы загладить свою вину, сам себя продал в рабство, хотя был раньше богатым человеком – и именно в рабстве он стяжал великую благодать Святого Духа. Или святой праведный Иоанн Русский, который, став рабом, именно рабом (до этого он был обыкновенный русский солдат) совершенно никчемного человека, развратного турецкого вельможи, именно на этом месте – верой, правдой, честью молитвенно служа своему господину, – стяжал благодать Святого Духа. Много было русских пленных, но немного среди них таких святых, как святой праведный Иоанн Русский.

 

В других номерах:

№12 (669) / 19 марта ‘12

Исследуйте писания

Потоп, как прообраз Крещения

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, г. Екатеринбург

№22 (727) / 10 июня ‘13

Исследуйте писания

Терпением спасайте души ваши

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, Екатеринбург

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс