Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №12 (813) → Врач Вячеслав Владимирович Боровских: Уныние – что это такое и как с ним бороться?

Врач Вячеслав Владимирович Боровских: Уныние – что это такое и как с ним бороться?

№12 (813) / 24 марта ‘15

Честное мнение

Вячеслав Владимирович, говоря об открытиях Великого поста, мы выяснили, что открываем для себя не только потрясающий канон Андрея Критского, который каждый раз прочитываем заново, не только красоту постных богослужений, но делаем и крайне неприятные открытия: наша самодиагностика нам крайне не нравится, близким с нами очень тяжело общаться. Таким образом, нам видно все, что мы должны видеть в себе всегда, но замечаем только в пост, когда все обостряется. И слава Богу, что обостряется: от всего этого можно начать избавляться, с Божьей помощью.

Среди прочего не последнее место у нас занимает уныние. Что такое уныние и как с ним бороться? Мы об этом спрашиваем, поскольку, с нашей точки зрения, эта страсть тяжелее поддается диагностике.

И диагностике, и лечению.

Для начала надо установить, что такое уныние?

Совершенно верно. Об этой универсальной страсти мы узнаем из святоотеческого учения о страстях, что это болезнь, а не просто преходящее состояние человеческой души: человек стал унывать – и мы говорим: «Возьми себя в руки, все будет хорошо, не унывай!»...

Из святоотеческой традиции и Священного Писания мы узнаем, что уныние – это тяжелая врожденная патология. Каждый человек с этой страстью рождается, как с наследственной патологией: это Адамово наследство, ни один человек от него не свободен. И, по большому счету, до Христа человечество находилось в глубочайшем унынии, ища и не находя выхода из этого состояния.

Что такое уныние? Адам, согрешивши, утратил рай, – но Адам единственный из людей, который помнил, что такое рай. И память об утраченном рае передается всем его потомкам из поколения в поколение. Уныние – это тоска по утраченному раю. И каждый человек, рождаясь, переживает эту тоску: ему чего-то самого главного в жизни не хватает, его не удовлетворяет ничего. Это состояние пустоты, незаполненности, отсутствия полноты жизни, которое очень остро до пяти лет переживает даже ребенок: когда ребенок обнаружит, что он поживет-поживет и умрет, как все люди, тогда для него жизнь вообще теряет всякий смысл. Эта незаполненная пустота, отсутствие полноты жизни, ее конечность лишают человеческую жизнь смысла.

Это если нет веры.

Да, мы говорим исключительно об этом, уныние преодолевается только верой в Христа.

Вячеслав Владимирович, но ведь и у верующего человека бывает такое уныние, что не знаешь, что с этим делать. Я не имею в виду состояние, когда «все равно – что воля, что не воля», мне грустно и скучно. Бесконечный шопинг – это проявление уныния. Бесконечное сидение в соцсетях – тоже проявление уныния. Эти вещи не коррелируются в современном сознании, но, оказывается, они взаимосвязаны.

Это прямые следствия уныния. Что такое тоска по утраченному раю? Это тоска по радости: рай – это бесконечная, все наполняющая, высветляющая всю человеческую жизнь радость. К ней человек стремится, в ней цель и смысл его жизни, он только в ней может успокоиться. Если он не видит ее вокруг себя, то начинает создавать искусственно. И эти все полиморфные проявления уныния, которые мы видим, сводятся к бегству в чувственные удовольствия. Как это было раньше – «хлеба и зрелищ», так все и сейчас.

Вкусно поесть, что-нибудь купить, пообщаться часа три в социальных сетях, посмотреть кино нонстоп...

Человек не может долго переживать тоску и безнадегу – это невозможно, он этого не вынесет. Он вынужден спасаться в чувственных удовольствиях, чтобы сохранить себе жизнь, – и начинаются увеселения, развлечения. Современная цивилизация пошла по пути предоставления всевозможных услуг по бегству от тоски.

Когда мы бодро и радостно часа три ходим по торговому центру или сидим в кафе, щебеча на разные темы, – как раз в это время мы унываем?

Как развивается эта страсть… Посмотрите на человека, который только вошел в супермаркет, а потом взгляните на него возле кассы. У него полная корзина: продукты, коньяк, закуска, что-то еще… Он стоит и смотрит на это абсолютно пустым, потухшим взглядом. И в этом взгляде прямо читается: «И зачем мне все это? И все? А дальше что?».

Я, как врач и в первую очередь – как нарколог, в основном имею дело с различными проявлениями бегства от уныния. Ведь пьянство, наркомания – это оно и есть. Человеческая душа не терпит пустоты, ей нужна радость. Если человеку не рассказали, где эта радость и как ею пользоваться, то кто-то другой ему обязательно скажет: «Да не бери в голову, наливай да пей!» Или: «Нюхни, курни (или еще что-нибудь сделай) – и успокойся!». И душа человека на самом деле временно размягчается и успокаивается, снимается напряжение от тоски и бессмыслицы жизни.

Человек просто ошибся, он не на то сориентировал свою жизнь: он сориентировал ее на все внешнее. А Христос говорит: «Царствие Божие не здесь и не там, оно не приходит приметным образом – Царствие Божие внутрь вас есть». Только обретя веру в Христа и наладив с Ним живое общение, мы обретаем Его Самого – Источник Жизни и радости внутри себя. Это и есть самое настоящее спасение от страсти уныния, ее подлинное преодоление – не суррогат, а настоящее лекарство.

Вы правильно сказали, что и церковные люди склонны к унынию. Но это, как говорится, наши проблемы: нам Христос в Церкви дал все, чтобы мы были избавлены от этой страсти, но мы обязательно в течение жизни, даже если верим во Христа, будем испытывать уныние, и особенно в пост.

Мы должны вновь увидеть в себе эту болезнь и понять, что это наше радикальное повреждение. Мы начинаем унывать всякий раз, как только мы забываем о Боге. Мы настолько уязвимы к этой страсти, что стоит охладеть к молитве, сделать большой промежуток в молитве и в памяти о Боге, как мы сразу начинаем унывать. У нас появляется тоска, которая заставляет искать удовлетворения вовне – мы включаем телевизор, магнитолу, надеваем наушники, говорим бесконечно по телефону. Нам необходимо, чтобы обязательно что-то дребезжало, звенело, сверкало, мелькало вокруг нас. Тогда мы более или менее как-то живем...

Легче далась первая неделя поста, когда был четкий распорядок, вечером было чтение канона Андрея Критского. Это очень мобилизовало, структурируя жизнь, несмотря на то, что есть еще и работа, и семья. А на этой неделе, когда нет канона, уныние и стало проявляться. Говорят, что уныние – это недоверие Богу...

Вячеслав Владимирович, я читала, что уныние бывает от непослушания – какая здесь взаимосвязь?

Когда мы узнаем о восьми страстях, которые в нас есть, то потом практически убеждаемся, что это деление очень условно, поскольку это всего лишь разные проявления повреждения целостности человека, его разлученности с Богом.

И это настолько болезненно в человеке, что если мы задеваем за одну страсть, то сразу вызываем волну, задевающую практически все другие. В Великий пост это особенно хорошо видно. Многие впервые узнают уныние в своей суетливости, ведь тоска и безнадега заставляют успокаиваться в совершенно бессмысленной, никому не нужной деятельности (даже, может быть, самому человеку не нужной, даже вредной) – лишь бы отвлечься от тоски.

Расшифровка:
Катя Барри

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс