Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №12 (813) → Путь человека указан Богом

Путь человека указан Богом

№12 (813) / 24 марта ‘15

Исследуйте писания

Продолжаем исследование 7-й главы Первого Послания апостола Павла к Коринфянам, в которой апостол говорит о принципах христианского супружества, подчеркивая два аспекта христианского брака. Во-первых, телесная сторона любви в браке есть состояние, Богом установленное. Никакого греха в ней нет. Как потом скажет апостол Павел, «честен брак и ложе не скверно», если люди сохраняют верность друг другу.

Важно, что в телесных отношениях в браке никто не властен над своим телом, оба супруга совершенно равны по отношению друг к другу, и каждый должен идти навстречу другому, чтобы не лишить его возможности пользоваться теми дарами, которые являет брак по воле Божией.

Второй аспект касается ситуаций, связанных с разводом. По мысли апостола Павла, развод между верными в принципе не возможен. Если выясняется, что брака уже нет, потому что нет единства, – есть правовые отношения, есть государственные законы, которые регламентируют, как поступать супругам, когда они хотят развестись. Но в целом это уже не дело Церкви. Если один из супругов совершает измену и не чувствует в этом никакого греха, или если другая сторона никак не может простить другой измену, то такая ситуация говорит , что никакого брака больше нет, потому что нет единства; все остальное Церковь не интересует. Она свидетельствует о том, что брак – это когда двое соединяются воедино. Если этого единения нет, то нет и брака.

И далее апостол Павел говорит о разводе с неверующим супругом: «А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем, – если же разведется, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим, – и мужу не оставлять жены [своей]. Прочим же я говорю, а не Господь: если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы. Если же неверующий [хочет] развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких [случаях] не связаны; к миру призвал нас Господь. Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены?».

Причина развода между верующим и неверующим супругом – только желание неверующего супруга. Других уважительных причин нет. Его неверие не является причиной для развода, а моего мнения вообще никто не спрашивает, спрашивают его мнение: «Вот я сегодня стал верующим, тебя это смущает, ты согласен жить? Я не могу отречься от своей веры, ты согласен жить со мной, зная, что я верующий?».

Если супруг говорит, что согласен, то брак сохраняется, и нет у уверовавшего супруга никаких оснований разрушать этот брак. Перед Лицом Бога это будет неправдой, нечестием, обидой по отношению к тому человеку, который нам доверился, который когда-то с нами вступил в единение. И то, что я уверовал, должно раскрыть мое сердце, чтобы оделить его еще большими вниманием, любовью, нежностью, щедростью моего сердца: теперь во мне живет Бог, Который есть Любовь, теперь я начинаю любить его в Боге, понимаю, что самое ценное – это наше совместное пребывание перед Богом в вечности, самое ценное – чтобы он обрел Бога, а обрести он Его может только тогда, когда увидит Его во мне, когда почувствует дыхание Его любви в моем сердце, в моей теплоте всепрощения, нежности и заботе. Тогда он, несомненно, растает и обратится.

Мы знаем из истории Церкви немало случаев, когда верующими женами были спасаемы неверующие мужья. В любом случае апостол Павел не дает никаких оснований, чтобы, когда один из супругов уверовал, неверие другого стало причиной его укорять, проклинать или искать разрыва отношений с ним. Если это мы чувствуем в своем сердце, значит, мы еще очень-очень далеки от Христа.

Как скажет в следующей главе апостол Павел, «знание же надмевает, и только любовь назидает, наставляет, созидает», то есть составляет жизнь и мою собственную, и другого человека о Христе. Таким образом, если неверующий супруг желает жить с верующей женой или неверующая жена желает жить с верующим супругом, это необходимое и достаточное условие, чтобы брак продолжался.

В стихе 15-м апостол Павел формулирует некий универсальный принцип в отношении брачных отношений: «Если же неверующий [хочет] развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких [случаях] не связаны; к миру призвал нас Господь» – насильно никого удерживать нельзя.

Если муж хочет уйти, и никакие мои усилия (молитвы, кротость, смирение, любовь, просьбы, мольбы) не могут ничего сделать, то надо его отпустить. То же самое и по отношению к жене, желающей разорвать отношения; христианин должен пытаться сохранить целостность брака, сохранить любовь и переживать за уходящего, но он не может его удержать. Так поступил Бог. Зная, что Адам отступает от Него, зная, что Адам сейчас беседует со змием, зная, что Адам падает, Он все-таки ждет: вдруг, Адам сможет повернуться к Нему лицом, исповедать свой грех. Свобода человека – это страшная вещь, страшная сила. Это невероятная ответственность человека за каждый свой шаг.

Любовь на то и любовь, что она осознает всю величину ответственности человеческой свободы. Христос говорит: «Вот, стою у дверей и стучу» – Он не запрещает, не врывается, не вламывается, не привязывает к Себе насильно. Он имеет мужество отпускать любого человека, – взывая, крича, ограждая его жизнь, различными промыслительными вещами побуждает человека обратиться к тому, что для него благо, но понимает, что сделать это человек может только тогда, когда свободен.

Вот такое мужество надлежит иметь всякому человеку, который связывает себя отношениями с другим человеком. Однажды (через 10, 20, 50 лет брака) этот человек может сказать: «Уходи, ты мне не нужен» или «Я ухожу, ты мне не нужна!». Он может так сказать, и в этом страшная боль супружеских отношений, и никто не может гарантировать, что этого с ними никогда не произойдет. Всякое может быть, на то и есть человеческая свобода.

Понимая это, апостолы и говорят, как высока ответственность людей, доверяющих себя друг другу, вступающих на совместный путь к Богу.

 

В других номерах:

№12 (669) / 19 марта ‘12

Исследуйте писания

Потоп, как прообраз Крещения

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, г. Екатеринбург

№22 (727) / 10 июня ‘13

Исследуйте писания

Терпением спасайте души ваши

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, Екатеринбург

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс