Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №7 (808) → Главное – не упразднение, а регламентация

Главное – не упразднение, а регламентация

№7 (808) / 17 февраля ‘15

Исследуйте писания

Каждый понимает, что есть мера в количестве пищи, есть мера, сколько раз в день вкушать ее. И каждый понимает, что если меры в этом не будет, всегда будет какая-то болезнь, тучность, какая-то тяжесть дополнительная в жизни, из-за которой человек будет сам страдать.

Поэтому человек трезво ограничивает сам себя, большего он сделать не может. Люди, которым дается особая благодать, получают силы, но это все по Промыслу Божию, чтобы получить некоторые плоды, стяжать особые дарования и особым образом послужить Церкви. Для них дается и особое служение. Но и они понимали, что совершенно чрево упразднить невозможно, и испытав разные, как мы сказали, степени поста, возвращались к обычному воздержанию, а не совершенно отказывались от пищи.

Вообще, мы очень много говорим о пище, поскольку о ней сказал апостол Павел. Но почему он сказал? То же самое, что он говорит здесь о пище, можно применить и в отношении вопроса, которому посвящена будет дальше речь апостола Павла. Дело (в данном контексте) не в пище, дело в том, что у человека есть другое свойство тела, о котором говорить не столь удобно, как о чреве и о пище. Это качество человека требует воздержания, целомудрия, особенно когда об этом говорит апостол, и представления об этом могут быть разные.

Поэтому апостол использует притчу. Тот же принцип, который применим к пище и к чреву, применим и к родовой функции человека. Кому-то дается возможность сохранить совершенное плотское воздержание, абсолютную чистоту, но еще Христос говорил: это дано не всякому, это особый дар Бога человеку, совершенно для особого служения. Для всех прочих людей, в том числе и христиан, это – условие их существования в этом мире. Наступит день после воскресения из мертвых, когда и эта родовая часть человеческого тела упразднится. Как говорит Христос, будут жить, как ангелы на небесах, не будут больше ни жениться, ни замуж выходить, и не будет потребности в размножении, все это будет упразднено, как будет упразднено чрево, – природа человека изменится.

Таким образом, упомянув всего лишь в одной фразе о пище и о чреве, апостол дает (читающий да разумеет) основания для размышлений. И точно так же, как в отношении к пище, мы увидим на примере 7-й главы, как апостол Павел говорит: главное – не упразднение, а регламентация. Это, как и прием пищи, должно быть регламентировано в соответствии со способностями человека, с условием его внутренней телесной конституции, ритмом его жизни или служения, к которому он призван. Просто нужно овладеть этой силой, направить ее в нужные рамки – применить в отношении к родовой силе то, что называется классическим словом «воздержание». Воздержание в пище, а не отказ от пищи, воздержание, а не отказ от этой части человеческого бытия. И тогда, безусловно, эта деятельность может быть подвластна человеку. Главное – чтобы она не стала повелевать человеком.

Рассмотрим окончание 6-й главы Первого послания апостола Павла к Коринфянам. Вся 7-я глава – рассуждения апостола Павла о христианском браке.

«Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет!

Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею? ибо сказано: «два будут одна плоть».

А соединяющийся с Господом есть один дух (с Господом).

Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела.

Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?

Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии».

В этом фрагменте, как кажется, апостол Павел о браке вообще не говорит, а говорит о каком-то заведомом искажении, но говорит как-то странно подробно, очень обстоятельно, и допускает в этом достаточно небольшом отрывке несколько выражений, которые при внимательном чтении вводят читающего в недоумение. Хотя, на самом деле, о чем говорить? Ведь обращено это Послание к верующим христианам, а блуд, строго говоря, и всяким нормальным человеком считается искажением, а уж в Церковь-то вошли люди, осознавшие, Кто такой Христос и к чему они призваны. Зачем же так подробно останавливаться на заведомо недопустимом для уверовавшего человека образе жизни?

Что нас тут сразу смущает, вводит в недоумение? Во-первых, важно понимать, что грехом является, и апостол Павел ясно говорит об этом, не соединение с женщиной вообще, а соединение с блудницей. Рассуждения в этом контексте дальше будут в 7-й главе этого Послания.

Очевидно, что, как сейчас, и тогда были люди, христиане, которые считали, что соединение с женщиной вообще недопустимо для христианина, недопустимо для всех, призванных к общению с Богом, уж тем более недопустимо для священника, является в любом случае грехом. Очень много от этого взгляда есть в западной христианской традиции, где в конце концов пришли к целибату для священства. Даже законное брачное соединение в западном христианстве считается все-таки некоторым снисхождением к слабости человека, неким дозволением на грех, само по себе соединение плотское с женщиной считается безусловно нечистым делом.

И вот против этого апостол Павел возражает здесь. Очевидно, что в те далекие годы эта проблема уже была и всегда будет в Церкви. Не случайно к этому вопросу, уже в эсхатологической перспективе, апостол Павел вернется в последних своих посланиях из уз. Апостол подчеркивает, что грехом является только соединение с блудницей, а не вообще с женщиной.

 

В других номерах:

№12 (669) / 19 марта ‘12

Исследуйте писания

Потоп, как прообраз Крещения

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, г. Екатеринбург

№22 (727) / 10 июня ‘13

Исследуйте писания

Терпением спасайте души ваши

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, Екатеринбург

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс