Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №6 (807) → Архимандрит Исидор (Минаев): Стереотипы о Церкви

Архимандрит Исидор (Минаев): Стереотипы о Церкви

№6 (807) / 10 февраля ‘15

Беседы с батюшкой

Какова цель христианства? Ведь все, что есть в Церкви, должно служить для спасения души, но существует такой стереотип, что цель христианства заработать определенный пропуск в рай, а все остальные будут гореть в геенне огненной.

Тут два вопроса заключаются в одном.

Во-первых, цель жизни христианина – стяжать благодать Духа Святого. Это делается очень разными способами: молитвой, постом, смирением, через церковные таинства, особенно через таинства Покаяния, Причастия Тела и Крови Христовых, через соприкосновение со святыней, молитвой перед святыми мощами, чудотворными иконами, обычная молитва без любой святыни, вкушение освященного хлеба (например, просфоры, артоса) и святой воды. С этим должно совмещаться духовное делание человека: должны быть хорошие поступки, нужно признавать свою вину, просить прощения, изменяться в лучшую сторону – не просто сидеть и «стяжать благодать», а делать какие-то добрые дела, оказывать уважение людям, помогать слабым, думать о своих родителях, воспитывать детей, уделяя этому много времени и так далее.

Во-вторых, смиренный христианин должен помнить преподобных отцов, которые говорили: «Там, где сатана, буду и я». Это говорили великие святые, чудотворцы, имеющие дар молитв, слез, исцеления, прозрения. Так они считали и видели глубину своего грехопадения. Если не заниматься духовной жизнью, то можно думать: «Я хороший: не убил, не украл». Но когда начнешь серьезно смотреть внутрь себя, то видишь «бесчисленные, как песок морской, свои грехи». Один батюшка с Украины мне рассказывал на пороге моей церковной юности: «Это как, сидя в подвале, видеть тусклый свет из какой-нибудь щели, – а ты сидишь в белой рубашке, видишь, что вокруг темно, а рубашка у тебя белая. А когда выходишь на свет Божий, и на рубашку падает уже настоящее солнце, то замечаешь, что она вся мятая, грязная, давно не стиранная, с пятнами, в заплатах, в дырах. Во тьме не увидать, во тьме я хороший и ничего нет, но как начнешь вести духовную жизнь, то сразу все увидишь: тут корысть, тут зависть, тут попытка о себе заявить, тут желание других людей чуть-чуть «притопить», чтобы казаться на их фоне кем-то значимым, и так далее». Мне кажется, если начинать духовную жизнь, то разговоры, что «все будут в аду, а я спасусь», сами собой отпадут.

Существует стереотип, что попы умеют только «махать кадилом» и ничем другим больше не способны заниматься, а Вы, батюшка, совсем недавно принимали участие в интересной работе, о которой хотелось бы узнать, – о Вашей деятельности, как консультанта.

Я, например, могу хороший аквариум сделать, у меня даже в Иерусалиме были два морских аквариума, а на Валааме у нас был большой зооуголок; в воскресной школе в Санкт-Петербурге немножко разберемся с ремонтом – и тоже сделаем аквариум, заведем белок, шиншилл, птичек для детей.

Я знаю батюшек-компьютерщиков, строителей, садоводов, например, мой друг с Валаама иеромонах Алексей (Елисеев) был на Валааме агрономом, у него кличка «отец-агроном», я его призвал в Русскую духовую миссию, когда я там был начальником, и он у нас был направлен на подворье в Хеврон, где Мамврийский дуб. Там очень каменистая почва и скудная растительность, но он там уже разбил виноградники, высадил библейские растения, чтобы паломники пришли и посмотрели на иссоп, масличную ветвь, которую принес голубь, на дуб, под которым Авраам принимал Господа, и так далее… Есть очень разные дарования у священников.

Мне предстоят две поездки. Под Ростовом-на-Дону снимается фильм «Тихий Дон» – прямо на месте, где все это происходило, где Михаил Шолохов жил, в станице Вешенской. Фильм снимает мой друг, известный режиссер Сергей Урсуляк, есть церковные сцены, потому что в книге есть священник отец Виссарион. Я приезжаю, консультирую, чтобы правильно были одеты, правильно говорили, правильно крестились, мы уже отсняли сцену Венчания Кошевого и Дуняши… По благословению митрополита нашего я еду на съемки присяги и где-то по весне будет еще сцена на кладбище, когда маму хоронят. Я с радостью это делаю: много смотришь неплохих фильмов, но в них очень много ошибок по церковной линии. Например, недавно я закончил смотреть фильм «Григорий Р.», в нем целый каскад замечательных актерских работ, но большое количество ошибок. Например, Григорий Распутин мирянин, – но благословляет священническим благословением, епископ сидит с крестом – хотя на нем должна быть панагия. Много других различных ошибок – и очень жалко, что такой хороший кинематографический материал по церковной линии сделан достаточно неграмотно.

Спаси Господи! Отец Исидор, со стороны светской интеллигенции можно услышать упрек, что христианство «сдало» свои позиции еще в первых веках, когда отошло от монотеизма, начав почитать мощи, иконы, и таким образом, с их точки зрения, уподобилось политеистам. Что можно ответить, как Вы считаете?

По мне, интеллигенция – это «я». Я ничего не понимаю в ядерной физике и никогда высказываться по поводу ядерной физики себе не позволю, я могу только задавать вопросы или «наводить тень на плетень».

Интеллигентным человеком был схиархимандрит Иоанн (Крестьянкин). Один мирской батюшка задал ему вопрос, как ему с матушкой вести супружескую жизнь, он сказал: «Я в этом ничего не понимаю, у меня никогда матушки не было, с женщинами отношений не было, спроси своего благочинного протоиерея, у которого несколько детей». Это церковный и духовный интеллигент. Дурачок бы сказал: «Сейчас я тебе отвечу: я вот читал, что Иоанн Кронштадский жил со своей матушкой, как брат с сестрой – вот и ты так живи».

Когда интеллигенция берется говорить что-то от лица Церкви, то меня настораживает уже сама преамбула. Слышали звон, да не знают, где он: они не учились ни в каких духовных семинариях, академиях и не оканчивали богословские курсы где-нибудь в Кембридже или Оксфорде. Все это – пустозвонство наше, русское и интеллигентское. Христиане не жили так никогда, ни в первые века, ни сейчас.

Интеллигенция, к сожалению, в этом некомпетентна. После того, как Бог явился нам во Плоти, Он приложил плат к Своему Лику, на котором отпечаталось Его Лицо, и этот плат потом много столетий хранился, как великая святыня, Его образ уже был нам дан, с этих пор образ Божий стали уже рисовать, изображать картины из Священной истории, почитать святыни, потому что Господь явился во Плоти, а не только в Духе. В Священном Писании говорится о том, что пояс апостола Павла исцелял людей, и даже тень апостолов, падающая на болящих людей, исцеляла их.

Такие свидетельства были, и поэтому стали появляться понятия о святыне. В начале IV века императору Константину Великому было явление креста на небе, и после этого он послал в Иерусалим свою мать – царицу Елену, и она обрела Святой Крест. Там построили храм, и возникло особое почитание Креста.

Мы не можем постоянно быть в Духе, у нас еще есть форма и содержание. Вначале Бог сотворил Небо и землю, но если сказать иначе, то вначале Бог сотворил материю и энергию. Мы имеем энергию в виде благодати Божией, мы имеем веру в виде сопереживания человеческой личности, мы имеем и материальное почитание святыни. Мы поклоняемся Богу, а святых мы почитаем, мы говорим: «Святитель отче Николае, моли Бога о нас!». Люди в Церкви были очень простые раньше и сейчас, поэтому, целуя икону, они не очень понимают догмат о почитании «поклоняясь образу, воздаем поклонение Первообразу». Когда мы целуем фотографии мамы, детей, любимой девушки, мы же не бумажке поклоняемся, мы вспоминаем образ мамы. У меня мама умерла несколько лет назад, но когда на меня найдет сердечная теплота, я могу поцеловать ее фотографию, но я же не стеклу и не рамке поклоняюсь, а в своем сердце я вспоминаю маму.

Отец Исидор, существует такой стереотип и популярное выражение «русская религия – это Православие». Это правильное выражение?

Я бы не сказал, что оно правильное, но так действительно можно сказать. Но есть русские других вероисповеданий. Бог велик и высок, при чем тут все наши «разборки» с переводом на украинский, на русский, на новый русский? При чем тут Царствие Небесное и какие-то национальные, государственные, политические амбиции?

Сложилось так, что в Югославии был Патриарх Сербский, но под ним была Македония, Черногория, Хорватия, Босния и Герцеговина. Я был сам свидетелем, когда Патриарх Сербский приехал в город Никчиш в Черногории, местные архиереи его встречали, а местные власти его игнорировали: «не наш». Так и у нас Удмуртия захочет своего Патриарха, Чувашия своего, а там вся Югославия меньше одной Удмуртии. Это проявление немощи человеческой, когда в религию, в веру истинную пытаются запустить какие-то националистические, государственные, патриотические мотивы. Они идут всегда рядом, но не надо педалировать ими и закрывать истинного Бога и веру. А наша Родина – это Горний Иерусалим, Рай Небесный. Англичане вспомнили, что и у них Православие было в первых веках, потом уже перешло в католицизм и англиканство.

Существует мнение, что Церковь – это такая организация, которая существует для зарабатывания денег кому-то «наверху».

А кому они там нужны? Можно сказать, что и театр – зарабатывания денег, ведь там есть кассы и бухгалтерия, рекламы. А я говорю, что театр – прежде всего, творчество, я сам преподавал в театральном институте и сам был актером, педагогом, режиссером. Можно сказать, что наука – зарабатывание денег, ведь хорошо же получают ученые, особенно физики-ядерщики, кто с космосом связан. Или геологи, полярники – тоже «для зарабатывания денег», серверная зарплата почти в 2 раза больше. Но человека тянет на Север, он не может без Севера!

Каждый судит в меру своей испорченности, я считаю. В Церкви фигурируют деньги, и они там фигурировали всегда. Первый храм появился, когда народ израильский бежал из Египта и странствовал по пустыне Аравийской, эти люди были в очень утесненном состоянии, это не современная пустыня, по которой ездят КамАЗы с кондиционерами и холодильниками, и помыться там возможно, все для этого предусмотрено. А тогда это были стада, повозки, старики и дети, которые болели и умирали, и никто еще не был уверен, что фараон не догонит. И в это время Господь говорит через пророка Моисея: «Все ценное, что у вас есть – сдайте». Например, кто-то нес перстень, думая: «Если буду умирать, то кусок хлеба куплю на него или лекарство потребуется для больной жены». Но ничего подобного, все ценное было велено сдать: серебро, золото, медь, олово, все, что есть. Они все сдали – и из этого сотворили первый храм. Это каждый может найти в Священном Писании, в Книге Исход. Все началось со сдачи ценностей: нечего ходить вам в золотых серьгах, пусть лучше будет алтарь позолоченный, на котором Богу жертву приносят. С тех пор Церковь и живет на пожертвования.

Я помню себя студентом и даже солдатом, когда я ходил в храм Божий, служа в Новосибирске, но у меня не было денег даже на свечку и просфорку, а хватало только на дорогу. Перед тобой проносят блюдо для пожертвований, а ты стоишь и краснеешь: тебе нечего подать, трешь глаз, делая вид, что попала соринка. Но никто же тебя не ругает, что ты пришел и не дал. Для меня это было естественное желание – дать, пожертвовать. Я помню, как бабушки там, в Новосибирске рублик сунут мне в конце службы, так я на этот рублик пойду свечку куплю, просфорку, в кружку 20 копеек кину и себе 30 копеек оставлю на мороженое.

Для каждого мирянина в храме оставить жертву – естественное желание, и они оставляют, а если кого-то это пугает или раздражает, то мне это странно. Вообще, Церкви нужны деньги, нужны церковные телеканалы, не одну же «порнографию» показывать и утолять эту жажду накопительства и употребления, нужны красивые книги, радио и аудио: много людей незрячих, попечение о сиротах и стариках, почти каждый храм у нас – это памятник архитектуры, нужно их реставрировать, и на все это нужны очень большие деньги. Конечно, их всегда не хватает, и никогда не будет хватать, может быть, это и хорошо, чтобы не «зажираться». Но кого смущает, что в Церкви есть деньги, – странно. Хор должен получать зарплату, сторож, женщины, которые продают свечи, священнослужители, у многих из которых большие семьи.

Мне удалось очень большое достижение сделать: теперь в моем храме батюшки получают не 25 тысяч рублей, а 30 тысяч. Видите, какая «большая» сумма для человека с пятью детьми, живущим в Петербурге! А некоторые из них не имеют своих квартир, им приходится снимать жилье.

Отец Исидор, самые главные таинства в Церкви – бесплатные: это Причастие, Исповедь… А почему-то то, что сопровождается каким-то пожертвованием (например, свечи, иконы) пользуются большей популярностью. Почему так происходит?

Я бы не сказал, у нас огромное количество причастников бывает и на ранней, и на поздней Литургии. Свеча зрима, видна, я поставил – она горит и символизирует. Икона тоже святыня, ее нужно купить, я не знаю, почему люди удивляются тому, что это все стоит денег. Ведь все это нужно произвести: икону написать, освятить, доставить. Хлеб и одежда в магазине тоже имеют стоимость.

Сейчас завелась хорошая традиция, чтобы не делать церковные лавки в храме, но иногда это удается сделать, иногда нет. Мне, например, удалось в Горненском монастыре в Иерусалиме церковную лавку вынести из храма Казанской Иконы Божией Матери и построить отдельное помещение, потому что храм там очень маленький. Нехорошо, когда проповедь говоришь, а у лавки все шумят: «Закажите сорокоусты, дайте такие четки».

Но есть храмы, у которых нет этой возможности, нет земли рядом, нет денег на постройку. У нас в Петербурге есть Никольский собор – и абсолютно все здания, стоящие по периметру, принадлежали этому собору, сейчас их нехотя возвращают. Практически любой храм имел приходской дом, дом причта, где жили священнослужители, но все это было потом советской властью отобрано, разрушено или использовано не по назначению. Так получилось, что во многих храмах церковные лавки попали внутрь здания и это неправильно. Но не нужно это сопоставлять со словами «Христос изгнал торгующих в храме». Чем тогда торговали? Иконок не было, свечей не было. Тогда торговали скотиной, телятами, голубями. Представляете, какой птичий рынок! Он выгнал, потому что молиться нельзя было – крик стоял, запах от животных, это было невыносимо. Еще там были люди, которые монету меняли, в долг давали, оформляли «кредиты», как мы сейчас говорим, а некоторые там сватовством занимались и так далее. Люди просто базарно проводили время в храме. Попробуй в нашем православном храме что-то скажи – тут же на тебя «шикнут», какое уж там сватовство. Поэтому не надо нашей интеллигенции и псевдоинтеллигенции, не разобравшись в ситуации, брать голую цитату: «Вот видите, Христос выгнал торгующих из храма!». Он птичий рынок выгнал из храма. У нас даже в Москве птичий рынок убрали из-за вопроса антисанитарии и сослали в пригород. А продать иконку, подать записку о здравии в церковной лавке – это совсем другой вопрос.

Спаси, Господи, батюшка! Очень приятно было с Вами пообщаться сегодня.

Спасибо Вам.

Расшифровка:
Анна Солодникова

Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс