Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №4 (805) → Упражнение для исправления души

Упражнение для исправления души

№4 (805) / 27 января ‘15

Исследуйте писания

Церковь свидетельствует, что жизнь человека может быть неправедна, указывает, почему она неправедна, указывает, как можно изменить эту жизнь, но не отвергает человека, позволяет ему жить в Церкви, молится за него и, если он не преступает определенных норм и правил, позволяет ему причащаться, молитвенно веруя, что однажды человек сделает нужный для себя выбор и всецело обратится к Богу, отвергнет те путы мира, которые его связали.

Если человек все-таки совершает грехи и позволяет себе отступать от норм, заповеданных Господом Иисусом Христом, и таким образом делает невозможным Причащение не в осуждение себе, Церковь налагает на него епитимью. Это упражнение для исправления души, для осознания того, что жить так не должно, что надо определиться, все-таки действительно ли тебе важна Церковь, или пожить пока без нее, если ты считаешь, что твои страсти никак не вмещаются в русло церковной жизни. Поживи, насладись миром, посмотри, действительно ли он дарует радость или все-таки прельщает, обманывает и ничего кроме смерти не дает? Попробуй, насколько отвратителен этот плод жизни по страстям. И тогда вернись в Церковь осознанно, понимая, что никакой другой жизни, кроме той, которую дает Христос в Церкви, не существует.

И никто тебя не обманывает – ее просто нет. Все, ненавидящие Премудрость, любят смерть, как сказано в Книге Притч Соломоновых. В истории Церкви, в древних патериках есть истории, как тот или иной христианин, монах отрекался от своего звания и уходил в мир, пытался вернуться к языческим обычаям, к жизни плотской и не мог найти удовлетворения. Но он не был оставляем Богом и возвращался. Кто-то через несколько дней, кто-то через несколько лет, но возвращался и становился святым, потому что выбор был уже прочувствован человеком. Этот момент Церковь понимает и советует, назначая епитимью в виде каких-то духовных упражнений или в виде отлучения от Чаши, подумать и или изменить свое отношение к страстям, или, если он никак не может оставить свою страсть, как-то изменить свое отношение к церковной жизни.

Если же человек совершает совершенно невиданные грехи и преступления, противоречащие всему устроению не только церковной, но и обычной человеческой жизни, для этого Церковь предусмотрела церковный суд, каноническое право. И у Церкви есть власть не только посоветовать человеку не причащаться или больше молиться. Церковь может отлучить, отрезать, если видит, что вся его жизнь проникнута не любовью ко Христу, а противоречием Богу, если он отрицает истину, о которой свидетельствует Церковь, если он по духу совершенно не христианин, быть им не собирается осознанно. Такого человека Церковь может предать церковному суду, может его либо на время, либо навсегда отлучить.

В посланиях апостола Павла приведены такие свидетельства: достаточно вспомнить окончание 5-й главы – «извергните развращенного из среды вашей». Повторюсь, Церковь понимает, что и мир силен, и человек слаб. Она, как няня, долготерпелива и сострадательна к человеку, милосердна ко всем, кто к ней пришел. Как сказал Христос: «Грядущего ко Мне не изгоню вон».

Церковь открывает свои объятия каждому ищущему утешения от Бога, каждому отравленному грехом и смертью. Церковь разделяет со своими чадами их собственный позор и уничижение. И в этом она действительно Тело Христово, и в этом плане Церкви всегда были чужды сектантские устремления добиться совершенной чистоты и непорочности своих членов. Церковь всегда понимала: это невозможно. Она понимала это во времена апостольские, во времена мученические, когда мученики сами давали милость тем, кто, мучаясь вместе с ними, не вынесли своего подвига, и мученики их прощали и давали им мир, принимали их в Церковь.

А все потому, что Церковь всегда разделяет со всеми пришедшими к ней их скорбь, их тяготы, их унижения и их позор. И за это ее поносят, и за это ее не любят, за это постоянно указывают на недостатки, но Церковь готова потерпеть эти упреки, но не отрекается от тех, кто не отрекается от нее. Она может за них подвергаться поношениям, но считает это разделением скорби Христова, Который к злодеям был причтен, чтобы нас, злодеев, грешников, опустившихся и опустошенных людей, соединить с Богом. Но всегда, повторю, Церковь, не изгоняя из своих недр людей, которые не хотят терять с ней связи, тем не менее предупреждает, что лучше в таком состоянии не причащаться. Такая власть Церкви непонятна внешнему, но она должна очень чутко пониматься теми, кто живет в Церкви. Как относиться к людям, которые по какой-то причине немощны и впадают в разные грехи, апостол Павел тоже коснется на страницах Первого Послания к Коринфянам в 11-й главе. Этот вопрос принципиально важен для понимания жизни человека в Церкви.

 

В других номерах:

№12 (669) / 19 марта ‘12

Исследуйте писания

Потоп, как прообраз Крещения

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, г. Екатеринбург

№22 (727) / 10 июня ‘13

Исследуйте писания

Терпением спасайте души ваши

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, Екатеринбург

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс