Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №3 (804) → Благодать – это когда совершил что-то хорошее

Благодать – это когда совершил что-то хорошее

№3 (804) / 20 января ‘15

Судьбы

Одним из главных новогодних подарков жителям Екатеринбурга стали спектакли «Театра кошек» Юрия Куклачева. Артист не только встретил в нашем городе Новый год, но и посетил кировградскую детскую исправительную колонию. Там он дал небольшое представление для сотрудников колонии и их детей, а после этого два часа беседовал «по душам» с осужденными. Очень эмоционально и подробно он рассказал ребятам о своей жизни и о том, каким был его путь к мечте. По словам одного из заключенных, после этой беседы он очень многое понял и переосмыслил в жизни. Кировградская колония – уже 27-е исправительное учреждение, которое артист посещает со своей программой «Уроки доброты».

Юрий Дмитриевич, за несколько часов до Нового года Вы посетили детскую исправительную колонию в Кировграде. О чем Вы разговаривали с ребятами и как прошел визит?

Визит прошел замечательно. Я получил много положительных эмоций. Во время таких визитов я пытаюсь донести до детей самую главную истину, которую открыл еще академик Павлов: нужно развивать в себе рефлекс цели. Это дает устремления. Представляете, я спрашиваю парня лет 17-ти: «Чем ты хочешь заниматься?». «Не знаю», – говорит. Человек прожил 17 лет, и даже не понял, зачем. Если у человека нет цели, жизненной установки, то он всю жизнь будет исполнять установки других людей – друзей, окружения и т. д. Именно поэтому я рассказываю детям, как боролся, сопротивлялся, развивал в себе силу духа, как ставил цель и стремился к ней.

Ни у кого из ребят в колонии нет цели в жизни. Именно поэтому они и попали в беду, но многих из них еще можно спасти. Нужно только достучаться до их совести. Я стараюсь сделать это при помощи беседы по душам. Я рассказываю им, как выйти из той среды, в которой они оказались. После того как мы поговорили, я показал ребятам кошку Картошку и собаку Паштета. Видели бы вы их глаза, когда они гладили моего Паштетика!

Еще я показал им, как жонглировать мячами и кольцами. Это отлично развивает работу мозга, всем советую попробовать. А потом каждому из них я подарил свою книгу, написанную мной специально для таких ребят. Там я изложил весь опыт, накопленный мной за 65 лет.

Но ведь программа по работе с заключенными уже разработана психологами и преподавателями – что нового есть в Вашей программе, в чем ее особенность, отличие от других программ?

Да, сегодня разработана программа по которой ведется работа с осужденными, но в ней нет главного – действия. Там написано очень много хороших и правильных слов о том, что нужно быть добрым и послушным, только вот не сказано, как это сделать. Я же предлагаю конкретные упражнения и действия. Если не будет действия, то и результата не будет. Кстати, после беседы с осужденными, я еще побеседовал с воспитателями и учителями и постарался объяснить им свою систему.

Но Вы ведь актер, а не педагог – как актер может научить педагога?

Профессии актера и учителя очень близки. Мы медийные люди – я стою на сцене, а учитель у доски. У нас одни и те же выразительные средства – руки, речь, мимика. Наша задача – донести слово. От того, как актер донесет слово, очень много зависит – от одного мурашки пойдут по коже, а другого никто и не заметит. С учителем так же: он должен быть именно учителем, а не лектором. Сегодня в преподавательской среде очень много лекторов.

А в чем Вы видите отличие лектора от педагога?

Лектор просто читает лекцию, ему не важно, дошел ли до детей смысл материала. Понимаете, слово должно создавать образ. Если образ не возник, то слово не дошло до сердца. Это сказал еще великий Станиславский. Именно его систему я сейчас перевожу в работу со школами и колониями. Станиславский говорил, что дети – это партнеры, и относиться к ним нужно с большой любовью и уважением. А сегодня учитель может позволить себе отругать или даже унизить ребенка при всем классе. Это страшно. Дети, конечно, стерпят, но потом возненавидят своего учителя. А учитель должен быть примером. Например, в моей жизни были учителя, которых я боготворю до сих пор.

Хотя, может, проблема не только в педагогах. Нас активно развращают при помощи телевизора. Например, сегодня с экранов нам внушается, что «любовь и секс – это одно и то же». Но на самом деле это разные вещи и их не надо смешивать. А еще нам внушают, что «гражданские браки – это хорошо». Но я твердо стою на позиции нравственности и старинных русских обычаев.

Зачем Вам работа с колониями?

Я понял, что это моя жизненная миссия. Я получаю радость и удовольствие, когда отдаю свой талант людям.

Что для Вас важнее на данном этапе жизни– кошки или «Уроки доброты»?

Для меня это неразделимые вещи. Работа с кошками и с детьми строится по одним принципам. Все через любовь, внимание, умение наблюдать и развивать талант, заложенный Богом. Кошки очень независимые, свободолюбивые, гордые и обидчивые. Ребята в колониях – такие же. Они тоже свободолюбивые. Только у них сбиты ориентиры, и они не понимают, что истинная свобода – это когда ты хозяин самому себе. Конечно, кошек не стоит ставить в один ряд с человеком, но все-таки они очень близки.

Вы работаете только с кошками, которых воспитывали сами, или с бродячими тоже приходилось работать?

Приходилось. Например, как-то моих кошек не пустили в Лондон. По закону все животные, приезжающие в Англию, должны проходить трехмесячный карантин. Он стоит больших денег, которых у меня тогда не было. Вот и получилось, что контракт подписан, а кошек нет. Что делать? Я наловил уличных и сделал с ними спектакль. Работал три месяца, не разгибая спины, но сделал. Так что мне приходилось работать с разными кошками.

Как Вы выбираете имена своим пушистым артистам?

Во-первых, смотрю по способностям – что умеет делать, по тому, что любит. В большинстве случаев это случайно получается. Ну и, конечно, чтобы смешно было.

Когда во время выступления кошки не хотят выполнять трюк, что Вы делаете? Как относитесь к тому, что во время спектакля что-то идет не так?

Нормально отношусь – не идет, и не надо. Я никогда их не наказываю. Если вы хоть один раз накажете кошку, то для нее вы станете чужим человеком, врагом.

Юрий Дмитриевич, кстати, о представлениях – в ноябре следующего года у Вашего театра кошек юбилей – 25 лет. Готовите что-то особенное к этой дате?

Я особо не отмечаю такие праздники. Я не хочу жить от даты к дате, у меня юбилей каждый день. Поэтому я сказал своим детям – папа уже в возрасте, думайте сами – что бы вы ни сделали, я вас поддержу. Скорее всего сделаем какой-нибудь спектакль всей семьей. Я считаю, что мое главное достижение в жизни – что я создал крепкую, мощную театральную династию. Сегодня мы живем нашим театром, и наша задача – принести людям радость и праздник.

Как Вы относитесь к непростой экономической ситуации, в которой сейчас находится наша страна?

Я считаю, что это прекрасное время. Не клюнул бы петух в одно место, так мы и дальше бы надеялись на газ и нефть и питались заграничными нитратами. А сейчас у нас все будет свое, русское. Когда берешь в руки русское яблочко, то сразу чувствуешь его чудесный запах – импортные так не пахнут.

Новый год Вы встретили в нашем городе – как отметили праздник?

Я не отмечаю Новый год. Для меня, как для верующего человека, важнее Рождество и Пасха.

А Вы крестились в уже сознательном возрасте, или Вас в детстве покрестили?

Я вам больше скажу: я родился под иконами. Когда в нашей деревне разрушили церковь, председатель попросил местных жителей разобрать иконы по домам. Нам досталась часть иконостаса и икона Божией Матери. Вот под ними я и родился. Помню, мне было четыре годика или пять, и эти иконы стояли у нас дома, и все приходили к нам молиться. Потом их перенесли в храм. Я до сих пор помню это необычное ощущение – когда в школе тебе говорят, что Бога нет, а ты понимаешь, что Он есть. Рядом с нашей церковью есть кладбище, на котором похоронены все Куклачевы. Конечно, потом церковь развалилась, потому что за ней никто не ухаживал.

Я знаю, что Вы помогали восстанавливать эту церковь. Расскажите про это.

Году где-то в девяностом ко мне приходит батюшка и говорит, что был на кладбище, которое рядом с церковью в нашем селе, и узнал, что все наши предки там похоронены, и предложил восстановить храм. Я сначала подумал, что у меня и денег-то на это не хватит, но батюшка сказал, что достаточно просто позолотить купол церкви и тогда люди увидят, что она живая – и потянутся. Так и вышло. Я дал ему денег, а когда приехал через полгода, то первое, что увидел, подъезжая к селу – золотой купол храма. Потом эту церковь отремонтировали уже на народные деньги, всем миром, что называется. Сейчас это действующий храм с мощной акустикой. При храме действует воскресная школа – там учат детей по моей программе «Уроки добра».

Вы сказали, что Пасха для Вас важнее, чем Новый год. Как Вы отмечаете праздник?

Вот уже 15 лет я каждый год езжу в Иерусалим. Обычно мы с семьей берем билет на год вперед, потому что потом просто не достать билетов и мест нигде нет. Раньше мы за сутки занимали место у входа в храм, а потом местные власти перестали пускать без пропусков. Поэтому несколько лет я ходил ко Гробу вместе с арабами-христианами. Я переодевался в араба и проникал вместе с ними в храм. Потом меня увидел Патриарх. «Что же Вы, Юрий Дмитриевич», – говорит. «Так я ж актер! Я играю!». В общем, после того мне выписали пропуск. Их всего 60 на всю Россию.

Многие люди не могут описать «что такое благодать» – а я вот ее сердцем чувствую. Благодать – это когда ты совершил что-то хорошее.

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс