Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №2 (803) → Правда обитает в Церкви

Правда обитает в Церкви

№2 (803) / 12 января ‘15

Исследуйте писания

Обратимся к 6-й главе Первого Послания апостола Павла к Коринфянам. Напомню, что в 5-й главе апостол Павел свидетельствует о некоем грехе, проникшем в среду христиан города Коринфа. В 6-й главе он обращается к еще одному греху, неприемлемому для христианской общины, когда один христианин судится с другим. Но еще более неприемлемо, что судятся они у неверных, то есть у римских судей. Как, недоумевает апостол Павел, вы смогли дойти до такого?

В чем тут дело? По мысли апостола Павла, Церковь есть столп и утверждение истины, в ней вся полнота истины, в том числе и правовая. В Церкви вообще нет ничего, кроме истины. Церковь может своим соборным разумом разобраться что есть правда, а что неправда.

Важно еще и другое. Христиане, вынося свою распрю на суд римского юриста, выказывают таким образом недоверие Церкви, недоверие Богу, живущему в Церкви. Более того, это показывает то, что они, скорее всего, Бога в Церкви не нашли.

Ведь очень же разумно – обратиться непосредственно к Богу, если даже считаешь, что епископ судит неправду и что вся Церковь ошибается. Обратитесь непосредственно к Богу, и Он разрешит ваш спор, если уж так важен этот спор для вас. Но они и в Бога, получается, не верят, обращаясь к мирскому юристу. Но ведь любой суд от Бога, любой судья судит по тому, что у него есть некоторое представление о норме правды, о том, что является источником всякой правды. Если же у него никакого представления о правде нет, то этот судья нечестивый и не может судить справедливо. Как же можно обратиться к человеку, у которого абсолютно нет представления о правде в надежде, что он разрешит правильно, уйдя из Церкви, где эта правда обитает?

Вот этого и не понимает апостол Павел, потому и возмущается подобными поступками и недоумевает, как это жители Коринфа могли дойти до такого нечестия. А ведь он был в этом городе все-таки не два дня и не месяц, а больше года. Он усиленно трудился, проповедовал, молился с ними, объяснял и вдруг, уйдя из Коринфа, слышит о них такое неприятное известие!

Почему же все-таки возможна ситуация, когда христианин судится с христианином? Апостол Павел пытается в этом разобраться. Ведь, как говорил апостол Павел, «не лучше ли потерпеть?». Если мы призваны к страданию, о чем мы читали в начале Послания, к скорбям ради Христа, так неужели нельзя потерпеть и малую скорбь? Если брат мой против меня чем-то виноват, почему бы не простить ему, ведь и Отец простил мне все грехи? Почему же взыскивать с него, даже если он не прав, а я обижен, ведь я христианин, а Христос потерпел такое поругание, такую обиду, с которой не сравнится ни одна наша неправда и ни одна наша обида? Значит, мы не чтим тот подвиг, ту скорбь, которые совершил за нас и для нас Христос. Мы не внемлем Иисусу Христу. Почему же? Зачем тогда мы пришли в Церковь, если совершенно никак не соотносим свою жизнь ни с Личностью, ни с образом жизни, ни с теми плодами, которые даровал нам Господь наш Иисус Христос? Что же мы тогда ищем в Церкви? Вот чем возмущается апостол Павел. И дает ответ, почему же происходит это с человеком, почему он делается неспособным не то что страдать за Христа – о каком мученичестве за Христа можно говорить, если христиане Коринфа даже небольшую обиду от брата своего не могут вытерпеть? И апостол говорит, что главная причина в том, что люди нетерпеливы. Не в смысле торопливости, а в смысле неспособности терпеть. У людей нет терпения.

Но терпение, по слову Евангельскому, это единственное качество, необходимое и достаточное для того, чтобы человек получил спасение. «В терпении вашем стяжите души ваши», говорит Христос. Если терпения нет, человек спастись не может. Если мы будем дальше читать вместе апостола Павла, то увидим, что еще может принести человек Богу своему, ведь все в нем и вокруг него есть дар Божий.

Очень важно свидетельство апостола Павла, что именно нетерпение человека приводит к неправде. Поэтому главная добродетель, которую нужно стяжать христианину, – это терпение. Не получается молитва – терпеливо творить столько, сколько хватает сил, и она получится, не получается поститься – терпеливо нести то, что есть. Не роптать, не возмущаться, не нервничать, не протестовать, не вставать в оппозицию к Церкви, которая установила, как нам кажется, эти нелепые посты, которые «невозможно же соблюдать!». Не возмущаться длительностью богослужений, или трудностью великопостных бдений, или непонятностью языка, а терпеливо переносить всю эту скорбь.

И – удивление! – пост начинает складываться, службы становятся понятны, через полгода хождения в храм я уже не замечаю, что позвоночник у меня болит и ноги отваливаются, у меня появляются любимые иконы, перед которыми действительно сердце плачет, мне становится легко, я перетерпел некоторые скорбные состояния.

Но это только начало. Дальше будут вновь и вновь складываться пути к терпению. Вдруг узнаем, что есть заповеди Божьи, что смысл христианства отнюдь не в посте и не в хождении в храм и даже не в исполнении утренних и вечерних молитв. Что он, на самом деле, гораздо глубже и совсем иной, чем я понимал. И я вдруг неожиданно для себя открою, мне будет казаться, что я сам до этого додумался, а на самом деле благодать Божия мне это откроет, что смысл в том, чтобы я простил этого человека, чтобы не разгневался в случае справедливого или несправедливого замечания, чтобы по-другому относился к своему супругу или супруге, чтобы изменил отношение к детям, к работе, к деньгам, к самому себе, ко всему огромному спектру явлений, которые включает человеческая жизнь.

Это будет постепенно мне открываться все больше и больше, но каждая ступень в этом процессе возрастания духовного во Иисусе Христе будет требовать от меня терпения. Поначалу не будет получаться вообще ничего, но терпеливое принуждение себя, терпеливое несение сознания того, что все, что я должен делать, приведет к благим изменениям во мне самом.

 

В других номерах:

№12 (669) / 19 марта ‘12

Исследуйте писания

Потоп, как прообраз Крещения

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, г. Екатеринбург

№22 (727) / 10 июня ‘13

Исследуйте писания

Терпением спасайте души ваши

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, Екатеринбург

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс