Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №40 (793) → Протоиерей Андрей Ткачев: Исповедь – это врачевание души

Протоиерей Андрей Ткачев: Исповедь – это врачевание души

№40 (793) / 28 октября ‘14

Беседы с батюшкой

Тема нашей программы – Исповедь и Причастие. Батюшка, мы уже говорили о таинстве Исповеди, но для тех, кто не смотрел нашу передачу, хотел бы повториться: что такое таинство Исповеди?

Таинства Церкви – врачующее действие благодати Божией. Таинство Исповеди для тяжкого грешника или для человека крещеного, но прожившего энное время вне общения с Церковью, – это способ вернуться в Церковь и обновить свое живое единение с нею. Для человека, который с Церковью не порывал, а ведет борьбу с грехом и ощущает следы борьбы на себе, это способ поддержания духовной гигиены, можно так сказать. Это некий постоянный стимул, способ держать себя в тонусе.

Человек на Исповедь ничего страшного не приносит, он приносит бытовые следы борьбы с грехом, который никуда уходить не собирается. Но еще на таинство Исповеди накладывается монашеская практика откровения помыслов, когда человек не столько дела свои открывает, сколько тайный внутренний мир во всем хитросплетении желаний, помыслов, мысленных приражений и всего остального. Это часто встречается в нашей жизни, и у мирян, и у монахов, это общее наше состояние. То есть Исповедь – это врачевание души. В зависимости от степени болезни души, оно имеет разное воздействие на наши внутренние язвы.

Приходить на Исповедь нужно к одному священнику или допускается ходить к разным?

С точки зрения моего собственного опыта, прочитанных книг, общения с другими людьми, скажу, что хорошо иметь духовника. Но не каждый его имеет. В таком случае хорошо, по крайней мере, иметь священника, знающего тебя давно. Такому не нужно рассказывать всю свою жизнь. К первому приходишь, он может поинтересоваться: а как давно ты ходишь в церковь, каково твое семейное положение, где ты работаешь? Интересно понять человека, знать о нем хоть немножко.

Так вот, хорошо иметь того, кто не будет тебя спрашивать каждый раз заново «Кто ты?», и к нему носить постоянно свои боли. Ему же лучше всего исповедоваться в тех грехах, которые тебя чаще всего тревожат, составляют твою мучительную тайну.

Если ничего страшного в твоей жизни не происходит, а происходит нечто бытовое, простое, то, что не сильно ранит тебя, то, я думаю, можно идти к любому священнику в любом православном храме. Если ничего особенного, можно идти к любому батюшке. Если ты хочешь причаститься, то вот стоит сторож перед Причастием, который отфильтровывает людей, и ты идешь к любому и говоришь: «Вот у меня так, так, так, я хотел бы причаститься». Если же у тебя что-то серьезное, то лучше идти к тому, кто тебя знает. Если приходится довольствоваться разными священниками, то это чревато разными проблемами. Один будет более строг, другой более мягок, один будет увеличивать требования, другой с легкостью отнесется. Поэтому здесь надо запастись терпением и пониманием, и если где-нибудь ты обжегся об одну Исповедь, не печалься, не грусти.

Может ли считаться приходской священник духовником?

Может, конечно. Приходской священник – это вообще высокое звание. Он может быть духовником, может носить в руках эти проблемы, души человеческие, что называется. А может и не быть им. То есть в случае, если он не вырастает до старца или полустарца, то все равно он – великий человек, потому что приносит Богу бескровную Жертву, совершает другие таинства, поминает людей живых и усопших на службе, вникает в их судьбы и нужды в силу необходимости через Исповедь и беседы с людьми, проповедует Евангелие. Даже самый неказистый священник все равно великий деятель на незримом поле духовном, ему вручены очень важные рычаги. Поэтому, конечно же, приходское духовенство призвано быть духовническим. Например, такой важный факт: наше приходское духовенство, согласно древней традиции, в большинстве своем женато. Это величайший плюс, который отличает нас от католиков. Потому что люди с чем чаще всего приходят на Исповедь, какие проблемы тревожат человека?

Семейные.

Отнимите у человека семейные проблемы, и ему не с чем будет идти на Исповедь. Теща и зять, мама и дети, свекровь и невестка, жилищная теснота, когда люди нескольких поколений в одной квартире, денежные проблемы, жена пилит: «Мало зарабатываешь», вторая жена, третья жена, второй муж. Вот сегодняшний быт. Измена, пьянство, «бьет – не бьет, терпеть – не терпеть, я постарела – он смотрит на молодых»... Вот с этим всем приходят люди на Исповедь. Уберите это, и вы уберете 98% потребности исповедоваться, советоваться о чем-то со священником. А кому это все известно? Конечно, человеку, который сам в этом живет. Хорошо прийти на Исповедь к человеку, у которого седая борода, уже взрослые дети, много внуков. Он все это видел уже в своей жизни.

Его ничем не удивишь.

Он не ужаснется твоим грехам, он понимает их, для него ты по возрасту внук или сын, дочка или внучка. Человек тяготеет внутренне к семейственному характеру Исповеди, когда тебя поймут, поднимут с колен, помогут распутать твой житейский узел. Вот это белое духовенство. (Продолжение следует)

Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз»: http://tv-soyuz.ru/peredachi/besedy-s-batyushkoy-efir-ot-19-avgusta-2014g

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс