Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №39 (792) → Митрополит Иларион (Алфеев). «Бог: Православное учение»: Вера – радость человека

Митрополит Иларион (Алфеев). «Бог: Православное учение»: Вера – радость человека

№39 (792) / 21 октября ‘14

Книжная полка

Обрести подлинную радость жизни человек способен только благодаря вере в Бога. Может ли он поделиться этой радостью, если ее имеет? Или описать Того, в Кого верит, сообщая о своей вере другим? Дано ли нам как Божьему творению познавать своего Творца? Учение Православной Церкви о Боге, основанное на Священном Писании и трудах Святых Отцов, последовательно изложено в книге митрополита Илариона (Алфеева), которая вышла в свет в издательстве «Эксмо». Она называется – «Бог: Православное учение».

В предисловии автор пишет: «Однажды британская гуманистическая ассоциация организовала атеистическую рекламную акцию, которая заключалась в том, что на автобусах развесили плакаты с надписью: «Бога, по-видимому, нет. Не беспокойся и наслаждайся жизнью». Предполагалось, что, начавшись в Великобритании, акция перекинется потом на другие страны. Однако широкого распространения, вопреки ожиданиям устроителей, кампания не получила. Довольно быстро и без особых последствий богоборческий энтузиазм сошел на нет. Причина этого проста – никакого подлинного вдохновения и серьезного масштаба не могут иметь инициативы, отрицающие высшее предназначение человека. А предназначение это заключается в том, чтобы верить в Бога.

На вопрос: «Дано ли нам как Божьему творению познавать своего Творца?» митрополит Иларион отвечает: «С точки зрения человека можно было бы в этом усомниться. Разве может статуя Давида что-либо знать о характере своего ваятеля – великого Микеланджело? Однако человек – не статуя, а Бог – не скульптор, который сделал свою работу и удалился прочь. Бог никогда не уйдет от того, кому дал Свои образ и подобие. Именно подобие Бога ожидает своей реализации в человеке, которому дан Его образ при рождении. Творец дал человеку способность к уподоблению Ему. Однако дал и заповеди, исполняя которые человек может приблизиться к Бoгy. К способности человек прилагает идею, а к идее – реальное дело.

Как отмечает Владыка, «Бог ищет всякого из нас, как некогда искал Адама со словами: «Где ты?» (Быт. 3, 9). Не может ли всемогущий Бог, спросим себя, найти согрешившего человека, не ожидая его раскаяния, подобно тому, как следователь находит преступника по оставленным им следам? Бог этого не хочет, ведь если нас найдут как преступников, то последует наказание. Он хочет, чтобы мы признали в Нем любящего Отца, а не справедливого следователя, ищущего улики против преступника. Процесс богопознания для человечества не должен прерваться никогда. Приближение к вечному Богу всегда будет движением, благодатным и радостным для человека.

В этой книге автор внимательно рассматривает главное в нашей традиции, что относится к представлению о Боге. Читатели узнают, что говорят святые отцы и учители Церкви о Боговоплощении и пророчествах, о Нетварном свете и исхождении Святого Духа, о любви Бога к человеку и Его промышлениях об этом мире. Митрополит Иларион предлагает читателю познакомиться с некоторыми страницами Ветхого и Нового Заветов, творений святых отцов, следуя определенному порядку или плану, который автору представляется наиболее подходящим для формирования личного процесса богопознания в согласии с тем, как его видит Православная Церковь.

Внимательно перечитывая слова святых отцов одной эпохи и сопоставляя их с аналогичными высказываниями отцов совершенно другой эпохи и культуры, читатель увидит, что при различии формы содержание всегда неизменно. Невозможно не ощутить эту внутреннюю близость святоотеческих формулировок о Божестве и их согласие в главном – Бог для нас должен быть таким, каким Он хочет показать Себя Сам. И задача богословия, по словам автора, – стараться всегда безошибочно этому следовать. То есть, не допускать искажения того, что уже было правильно выражено, и не добавлять в учение о Боге ничего такого, что не было бы подтверждено полнотой церковной традиции Вселенских Соборов.

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс