Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №24 (777) → Высокопреосвященнейший Лонгин, митрополит Саратовский и Вольский: Пастырство - это особый образ жизни

Высокопреосвященнейший Лонгин, митрополит Саратовский и Вольский: Пастырство - это особый образ жизни

№24 (777) / 24 июня ‘14

Архипастырь

– Дорогие о Господе отцы, братия и сестры!

Я сердечно приветствую всех вас. По традиции, в день выпуска мы молимся все вместе за Божественной литургией, а затем на нашем торжественном акте подводим итоги завершившегося учебного года.

Как всегда, в своем слове к выпускникам – молодым священникам и тем, кто ожидает хиротонии, – я говорю о проблемах, которые могут возникнуть в начале их самостоятельного служения. В годы учебы я постоянно напоминаю нашим воспитанникам о том, что служение священника – совершенно особое, и что оно требует всего человека без остатка. Готовясь к священнослужению, нужно понимать, что это не просто работа, на которой человек исполняет какие-то функциональные обязанности, а потом уходит домой и забывает о них до следующего рабочего дня. Нет, пастырство – это особый образ жизни, к которому нужно приучиться не только самому священнику, но и его семье.

Прежде всего, молодой священник должен готовить себя к тому, что его ждет очень трудная миссия по просвещению нашего народа. Хотя, как мы знаем, большая часть наших сограждан крещена в Православной Церкви, тем не менее, от христианства многие еще очень далеки – даже те, кто ходит в церковь, не говоря уже о тех, кто в храм не заглядывает. Множество суеверий, самых разных магических и околомагических практик, оккультных представлений перемешаны с обрывками Евангельских истин и церковных традиций, и вся эта смесь мирно сосуществует сегодня в голове нашего среднестатистического согражданина и прихожанина. Порой даже люди, ходящие в церковь, не могут «дать отчет в своем уповании» (ср.: 1 Петр. 3, 15), несмотря на то, что в последние десятилетия мы прилагаем массу усилий для просвещения нашего народа. Но так устроен человек, что зачастую он гораздо легче воспринимает какие-то сведения «слева», «бабьи басни» (ср.: 1 Тим. 4, 7), по слову апостола, предпочитая их здравому учению. Особенно сложно добиться того, чтобы христианское учение воплотилось в жизнь человека, переустраивая ее на Евангельский лад. И священник – это тот, кто должен не только призывать каждого, кто приходит в Церковь, к этому переустройству, но, прежде всего, подавать пример своей собственной жизнью и жизнью своей семьи. Я прекрасно отдаю себе отчет в том, насколько это непросто, но каждый из вас должен знать, что стремиться к этому совершенно необходимо.

Для того, чтобы люди могли священнику поверить, они должны видеть в нем, прежде всего, человека воспитанного, образованного, культурного, вежливого, открытого и добродушного, но главное – человека верующего, который всерьез относится к своим убеждениям и к своим обязанностям. Если так будет, и если люди это увидят (а они очень быстро замечают и хорошее, и плохое), тогда этот священник через какое-то время завоюет настоящий, подлинный авторитет у всех прихожан, независимо от их и своего возраста.

Если же они увидят в нем мальчишку, который надувает щеки, пытается изобразить из себя то, чем он не является, или ведет себя неадекватно своему сану – так же, как обыкновенный молодой человек его возраста, то к нему будут относиться очень прохладно. И уж, конечно, никакого примера такой священник подать не сможет. Приходить к нему в храм будут лишь те люди, которые уже состоялись как православные христиане, для которых жизнь с Богом, участие в церковных таинствах являются высшей ценностью, и которые готовы ради этого уважить сан и потерпеть человеческие недостатки священника. Но привести в Церковь новых людей такой священник не сможет.

Это нужно иметь в виду, очень хорошо понимать и стремиться к тому, чтобы заслужить авторитет у верующих. А этого можно добиться, повторю, только серьезным отношением к своей вере и добросовестным исполнением своих обязанностей.

Путь к истинному пастырству – это дорога длиною в жизнь. Когда меня спрашивают, какой главный совет я могу дать человеку, желающему стать священником или начинающему служение, я отвечаю: нужно всегда и везде оставаться пастырем и стараться расти духовно. Но главное – необходимо полюбить службу. Священник, который не любит богослужение, священником быть не может, он, говоря светским языком, профнепригоден. Мы должны сознавать: цель служения священника – спасение людей, проповедь слова Божия в мире. Она настолько сложна, что превышает человеческие силы, а совершается содействием Святого Духа Божия. И только в богослужении, в молитве, в общении с Богом, в служении святой Евхаристии священнику подается помощь Божия, укрепление душевных и телесных сил, способность это служение понести и исполнить.

Продолжается период церковного празднования Пятидесятницы – дня рождения Святой Церкви. Сошествие Святого Духа на апостолов соделало из обычных рыбаков, не самых выдающихся людей своего времени, пламенных апостолов, которые просветили светом Евангелия всю Вселенную. Церковь и поныне живет и исполняет свое служение силой Святого Духа. Но чтобы Он пребывал в нас, мы должны прилагать свои старания и усилия.

Это поистине величайшее чудо – человек, который участвует в богослужении, находится в подлинной реальности иного мира, в общении со Христом и святыми. Святой праведный Иоанн Кронштадтский, чье служение было образцом пастырства, так говорил о достоинстве священнической молитвы: «Что это за высокое лицо – священник? Постоянно у него речь с Господом – и постоянно отвечает на его речь Господь. Что ни треба, что ни молитва – то речь с Господом; что ни треба, что ни молитва – то ответ на нее Господа». Отмечу, что именно такое отношение к службе, к молитве никогда не даст священнику привыкнуть к служению, остыть, стать просто требоисполнителем. И, конечно, только тот священник, который имеет опыт молитвы, понимает и любит службу, сможет открыть богослужение для своих прихожан. Это крайне важно, потому что, если люди не поймут и не полюбят богослужение, то и в Церковь ходить они не будут, храмы опустеют.

Но при этом нужно очень внимательно относиться к самому себе и к своим обязанностям, потому что, как сказано в Священном Писании, горе миру от соблазнов, ибо надобно прийти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит (Мф. 18, 7). Дело в том, что как бы подлы, несправедливы и отвратительны ни были эти антицерковные кампании, в их основе зачастую лежат действительные случаи, когда мы, люди Церкви, неважно, священнослужители, или миряне, повели себя не так, как подобает христианину. Соблазном может послужить все, и прежде всего неисполнение священнослужителем своих обязанностей, грубость, корыстолюбие, его недолжная личная жизнь.

К сожалению, мне неоднократно приходилось говорить о том, что далеко не всегда семья молодого священника является примером для окружающих. Надо помнить, что Православная Церковь, в отличие от католической, позволила духовенству иметь семью для того, чтобы эта семья была «малой Церковью» и высоким примером для верных. Иными словами, чтобы каждая молодая пара в приходе стремилась построить свою семейную жизнь по образцу семейной жизни своего священника. Давайте задумаемся над этим и попробуем вспомнить: много ли у нас таких семейных пар среди нашего духовенства? К сожалению, немного.

У всех нас, как правило, очень много претензий к окружающему миру и людям. Но надо понимать, что причина всех недостатков – наша всеобщая расслабленность, забвение Бога, пренебрежение элементарными человеческими правилами поведения. И надо начинать исправление с самого себя, самому вести ту внимательную духовную жизнь, о которой много говорили на уроках в семинарии и которой мы призваны учить людей. К сожалению, в Церкви встречаются нерадивые пастыри. Не умножайте их число собою. Наоборот, старайтесь, как пчела в известной притче, собирать все самое хорошее, доброе из окружающего вас мира. У нас, слава Богу, есть с кого брать примеры служения, ответственности в отношении к своему делу, к своим обязанностям.

Поэтому главный совет, который я хочу дать всем нашим выпускникам и выпускницам, – не угашать духа, постоянно понуждать себя на доброе, учиться всю жизнь.

Так получилось, мы много говорили сегодня о трудностях церковного служения. Но я уверен, что искренний добросовестный священник – это по-настоящему счастливый человек. Это человек, который живет Евангелием, благой вестью и открывает ее другим. Человек, которому не страшны самые тяжелые вещи в этой жизни – скорби, болезни, осознание неизбежности смерти, потому что все мы имеем надежду на вечную жизнь с Богом. Это человек, сердце которого расширено (ср.: 2 Кор. 6, 11), по слову апостола, то есть который горячо любит сам и которого в ответ любят люди. Да и сам он ощущает всем своим сердцем любовь Божию к себе. Это самое большое счастье и самое большое утешение, которое может иметь человек на земле, в любых, даже самых тяжелых обстоятельствах. И я от всей души желаю этого счастья каждому из вас.

Молитвенно желаю, чтобы Господь хранил всех вас в мире и здравии, и дал нам время, силы, возможности послужить Его святой Церкви.

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс