Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №12 (765) → Не суди брата своего

Не суди брата своего

№12 (765) / 24 марта ‘14

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, ЕкатеринбургИсследуйте писания

Каждый имеет свою меру ответственности

Продолжаем рассматривать Послание апостола Павла к Римлянам и снова обращаемся к свидетельству 14-й главы.Она посвящена важности неосуждения, иначе ни о какой любви говорить не приходится. Апостол Павел определяет совершенно неожиданную для нас причину, в силу которой осуждать человека нельзя. Он говорит, что главная причина, по которой мы не должны осуждать другого человека, что этот другой человек – чужой раб. Он никаким образом к нам не имеет отношения.

Нам понять эту мысль трудно, потому что наш личный и социальный опыт совершенно другой. Мы-то как раз вырастаем в обстоятельствах времени и места, когда нам говорится, что мы обязательно должны вмешиваться совершенно во все обстоятельства чужой жизни. Буквально с младых ногтей нас втаскивают вообще во все будуары, во все кухни, во все запретные места, мы должны подглядеть, о чем там люди говорят, как там люди живут, что они там делают. Развивающееся в геометрической прогрессии любопытство культивируется – это именно культ, человек должен быть в курсе всех этих вещей. До всего ему должно быть дело, и нет запретных личностей, нет запретных тем, нет запретных мест, нет ничего запретного. Как? Ты не знаешь, что там происходит? Ты просто отстал от жизни, не владеешь информацией, которая подогревает наше любопытство. Значит, ты ставишься вне социума, становишься изгоем.

Социальный опыт того времени был несколько иной – более трезвый, более здравый, более социально выдержанный; он определял человеку его место. Именно это больше соответствовало предназначению человека перед Лицом Божиим, как мы уже видели в прочитанном нами в прошлый раз отрывке: «Каждый за себя даст отчет Богу». Все обстоятельства социальной жизни так направляли человека, чтобы он не забывал, что отвечать-то ему придется за себя, а не за другого.

Свидетельство апостола Павла о запрещении осуждения не вписывается не только в наш собственный социальный опыт, но и сердце наше не может вместить его, потому что мы привыкли осуждать.

Итак, апостол Павел говорит: «Любой человек – чужой раб», и, стало быть, у него есть свой хозяин, который дает ему какое-то дело, поручает какое-то служение и который спросит его за это. Стало быть, зачем мне вмешиваться в то, что не касается непосредственно меня: я не знаю всех обстоятельств его жизни, не знаю, что именно с него Бог спрашивает и что он может Богу принести, ведь меры человеческие у каждого разные.Например, есть свидетельство, что Амвросий Оптинский Великим постом пил молоко.

Тем не менее, когда мы говорим не о святых, когда дело переходит в плоскость конкретного бытия человеческого, наших друзей, соседей, близких, мы всех пытаемся именно рассудить, пытаемся всем положить одинаковую меру. На самом деле, люди все разные, и меру их разности знает только Бог.

О том, что мера у людей разная, говорит Христос в Евангелии, в частности, о браке, что могут вместить девство только некоторые. Кто может, пусть вмещает, но не все могут. Так же много говорится о том, что таланты даются по силам. К чему способен именно этот человек, знает только его Хозяин – его Творец, его Господь и Бог, и больше никто. Сколь угодно примеров в житиях святых, в патериках, что был подвижник, долго-долго подвизался в пустыне, а потом принял одну нечистую мысль и с этой нечистой мыслью умер и пошел в ад. Так же много свидетельств, что люди живут во всевозможных грехах, а потом подумают один раз всего лишь какую-нибудь чистую мысль, совершат в соответствии с ней поступок и умирают в этом состоянии – и уносятся на лоно Авраама. Как по-разному, нетривиально, не по разумению человеческому все совершается в мире, которым управляет Бог...

Над каждым из людей есть тот или иной начальник, я же отвечаю только за свое дело, только за именно мне данное Богом – за свою жизнь, за свою семью, за свою работу, за людей, которые мне вверены Богом, я отвечаю. Если я начальник, конечно, я должен требовать с человека – не осуждать, а требовать, указывать, следить, заботиться, чтобы он сохранял пределы честности, порядочности и старался жить по совести. Это если я поставлен над кем-то, но это именно потому, что мне эти люди доверены Богом, и Он с меня спросит, как я этими людьми управлял. И у меня просто нет времени рассматривать дела другого начальника или другого отца, или другого работодателя: у меня своих дел очень много, за них я и дам отчет Богу.


Смотрите программу «Исследуйте писания» на телеканале «Союз»: понедельник–вторник 19.00, 23.00. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

 

В других номерах:

№12 (669) / 19 марта ‘12

Исследуйте писания

Потоп, как прообраз Крещения

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, г. Екатеринбург

№22 (727) / 10 июня ‘13

Исследуйте писания

Терпением спасайте души ваши

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, Екатеринбург

 
Читаем Ветхий Завет

Человек живет Богом

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, Екатеринбург

На кого мы надеемся?Продолжим наш разговор об эсхатологии Исаии… Маленький отрывок, половина главы, – но здесь вся суть этого мира, человеческой истории, всего того, чем гордится человек. Ведь все достояние официальной эпохальной истории воспринимается

 
Книжная полка

Право судить принадлежит Богу

Ведущий Андрей Печерин

Святитель Амвросий Медиоланский. «О покаянии». Издательство «Сибирская благозвонница» Святитель Амвросий Медиоланский известен как великий западный учитель эпохи Неразделенной Церкви и яркий представитель так называемого золотого века святоотеческой письменности (IV – первая половина V века), плодовитый церковный писатель, богослов, экзегет и наставник христианской нравственности

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс