Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №43 (748) → О феномене «акедия» (уныние)

О феномене «акедия» (уныние)

№43 (748) / 11 ноября ‘13

Александр Александрович Блуд, кандaидат философских наукДуховная жизнь

Продолжение. Начало в № 42 (747)

Доклад на Международной научной конференции «Церковь и мир: христианизация и секуляризм (к 1700-летию Миланского эдикта)», проведенной 22–23 сентября 2013 года Киевским религиозно-философским обществом. Автор прослеживает взаимосвязь уныния с основными страстями, рассматривает причины этой страсти и способы борьбы с нею, основываясь на святых отцах.

Небольшое отступление для иллюстрации этого феномена. Прочитал в интернете про психологический эксперимент, который провели с детьми. Детям предложили провести восемь часов наедине с самим собой, при этом им запрещалось включать компьютер, любые гаджеты, радио, телевизор. Результат – каждый испытал чувство страха и беспокойства, некоторые испытывали панические атаки, тошноту, даже ощущение шевеления волос на голове.

«Все без исключения говорили о том, что были ужасно удивлены теми мыслями, которые приходили им в голову в процессе эксперимента, но не сумели их внимательно «рассмотреть» из-за ухудшения общего состояния. Практически все в какой-то момент пытались заснуть, но ни у кого не получилось, в голове навязчиво крутились «дурацкие» мысли.

Прекратив эксперимент, 14 подростков полезли в социальные сети, 20 позвонили приятелям по мобильнику, трое позвонили родителям, пятеро пошли к друзьям, домой или во двор. Остальные включили телевизор или погрузились в компьютерные игры. Кроме того, почти все и почти сразу включили музыку или сунули в уши наушники.

Все страхи и симптомы исчезли сразу после прекращения эксперимента». Думаю, это проявления акедии, которая подспудно присутствует в нашей жизни. Дети с этим сталкиваются, и мы с этим сталкиваемся, только мы, в отличие от монахов, имеем большее разнообразие вариантов убеганий от самих себя, которые нам предлагает «мир».

Актуальность этой темы в том, что акедия присутствует в нашей жизни, скрыто влияет на нее, и если человек не внимает себе, не борется со страстями, не видит в себе их, она остается невидимой и разрушает жизнь. Нужно обратить взгляд в себя, повернуться лицом к тому греховному ужасу, который есть в душе и который мы знать не хотим, полагая себя хорошими. Важно увидеть акедию в себе, в своей жизни, и начать помощью Христовою бороться с ней, чтобы она перестала быть анонимной и скрытно не убивала, не мертвила душу. Ведь акедия постоянно нападает скрытно, подавляет, угнетает, а люди (не все) придумывают разнообразные виды побега от нее, даже внешне благообразные, благочестивые. Но важно ее увидеть и не потакать ей. На то нам и святоотеческое аскетическое наследие дано, чтобы воспользоваться опытом отцов-исихастов, которые научают борьбе со страстями, и в частности с акедией. Нужно честно посмотреть на свою жизнь и из своего опыта сказать: моя активность, деятельность (работа и т.д.) внешне, может, и кажется плодотворной, но во многом это убегание от акедии. Увидеть, что я убегаю, я трус, я боюсь ужаса напора угнетающих (стужающих) сил, и от напряжения этого внутреннего ужаса убегаю во внешнюю деятельность (пустую, неплодотворную). Разрядка вроде бы происходит, но ужас акедии все равно скрыто присутствует в отчужденной деятельности, мертвость и пустота привносятся в жизнь, сердце каменеет и становится нечувственным, лишь бы не почувствовать этот ужас. Безжизненность мнимой успокоенности. Мнимая жизнь убегания от жизни. Нужно быть предельно честным к себе и нужно это увидеть.

Попробуем сначала увидеть акедию во взаимодействии с другими страстями, потому что в чистом виде акедия ужасна.

1. Чревоугодие. От внутренней тревоги, пустоты человек бежит в чрезмерное насыщение себя едой, надеясь наполнением себя пищей (и информацией – пищей для ума) избавиться от внутренней тревожной пустоты, беспокойства и успокоиться в пресыщении. Цель акедии – чтобы человек ослабел, пресыщенный человек вялый и сонный, и он уже не такой боец во внутренней брани, как умеренный в еде. Чрезмерное насыщение утяжеляет, делает ленивым, расслабленным. Акедия – «полуденный бес», на отшельников где-то в полдень находило сильное желание есть и расслабленность – нет ни на что сил. Но акедия противоречива и обманчива. Она может внушать и чрезмерно голодать, изнурять себя голодом, прикрываясь аскетической ревностью. Цель та же самая – чтобы человек ослабел и не имел сил бороться со страстями.

2. Блудная страсть. Как нерадивому монаху недостаточно одной кельи, его тяготит однообразие подвига и тянет на странствие и разнообразие, так сластолюбцу недостаточно одной жены и его тянет на мнимое «оживление и полноту жизни», которая якобы «проходит мимо него». Акедия наводит скуку, тоску, тягость семейной жизни и подбивает к измене, перемене, «разнообразию». Акедия внушает, что, отдавшись блудной страсти, человек избавится от внутренней щемящей тоски. Но после измены (даже и умственного впадения в прелюбодеяние) тоска и вина нападают вновь, и человек опять бросается в блудную страсть. Убежав от акедии в блудную страсть, вновь встречается с усиленной акедией и опять убегает в блудную страсть – пример порочного круга греха. У Пушкина дон Жуан – трагический герой. Трагичность всякого дон Жуана в том, что в разнообразие любовных приключений он убегает, боясь столкнуться с ужасом собственной несостоятельности.Так же и с алкоголем – от тоски человек пьет, чтобы забыться, в состоянии похмелья встречается с мрачной тоской, и опять пьет, убегая от тоски, не имея сил остановиться и посмотреть правде в лицо, увидеть свое ничтожество, бессилие и падшесть.

(Продолжение следует)

Портал Богослов.ру

 
Афон

Архимандрит Ефрем. Студент в университете пустыни

Продолжение. Начало в № 34 (739) На вопросы отвечает архимандрит Ефрем, настоятель Афонского монастыря Ватопед. – Наше законодательство до сих пор содержит статью о смертной казни. Как Православие относится к смертной казни, и что нужно сделать, чтобы ее отменили?

 
О душевном

Протоиерей Сергий Вогулкин: Одинок ты, человек, без Бога

Протоиерей Сергий Вогулкин, доктор медицинских наук, профессор. Одиночество и, как следствие его, отчуждение – бич современности. Оно угрожает отдельному человеку, оно угрожает всему человечеству. Одиночество органически вошло в нашу жизнь, оно составляет его существенную часть, а нередко становится определяющим фактором нашего самочувствия, нашего поведения, наших поступков.

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс