Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №43 (748) → Архимандрит Ефрем. Студент в университете пустыни

Архимандрит Ефрем. Студент в университете пустыни

№43 (748) / 11 ноября ‘13

Афон

Продолжение. Начало в № 34 (739)

На вопросы отвечает архимандрит Ефрем, настоятель Афонского монастыря Ватопед.

– Наше законодательство до сих пор содержит статью о смертной казни. Как Православие относится к смертной казни, и что нужно сделать, чтобы ее отменили?

– С духовной точки зрения мы со смертельными приговорами не согласны. Церковь, с одной стороны, против нарушения закона, но, с другой стороны, хочет помочь преступнику измениться. Общество никакой пользы не получает от того, что человека сажают в тюрьму. Преступник должен понять, что он сделал неправильно. Без покаяния он, выйдя на волю, опять совершит преступление.

– Я преподаю культурологию и философию. Вот Вы говорите о духовности. Но духовность Православия, буддизма и ислама различается, и диалог строить между ними трудно?

– Наша духовность сильно различается. У мусульман и буддистов другая культура. В Коране у мусульман не найдете места, где бы предписывалось любить своих врагов. Наоборот, когда врага убиваешь, тогда идешь в рай, потому что – говорится в Коране – если убиваешь неверного (а таким является каждый немусульманин), – уменьшаешь зло в мире. Поэтому терроризм в своей основе имеет мусульманство.

– Вы сказали, что главное наше богатство – Православие. Но у нас в Беларуси есть и католичество, и протестантство. И все говорят о толерантности не только как о черте межцерковного диалога, но и как о черте человеческого характера.

– Говоря о Православии, мы не пренебрегаем людьми – католиками или протестантами, мы говорим о духовных позициях этих церквей. Мы не враждуем против инославных. Но мы живем в Православии, переживаем правильность Православия, поэтому вправе открыто говорить об этом.

На Святую Гору приезжают очень многие монахи-католики, и когда видят там во всей полноте православную духовность, говорят, что вы, православные, сохранили истину, а мы ее исказили. Нет у католиков и протестантов аскезы, они ее променяли...

Обратимся к истории католичества. В 1054 году была схизма. И со временем, если заметите, они постоянно что-то убавляют, убирают и меняют: то посты им не нужны, то календарь не тот, то поклоны не нужны, молитва – со временем вообще ничего не останется.

Основной чертой христианской Церкви всегда была аскетичность, Доказательством этому является то, что Христос сразу после крещения ушел в пустыню и постился там сорок дней и сорок ночей. И вот эту аскезу как духовную практику сохранила только Православная Церковь.

– Расскажите о вашем пути в монашество?

– У нас монахами могут с 18 лет становиться. На Афоне, по большей части, молодые монахи. Я самый старый, послушником стал на Святой Горе в 1981 году. Тридцать лет, а воз и ныне там...

– Мы живем уже более 10 лет в XXI веке. Казалось, в новом тысячелетии все будет по-другому... но по-прежнему всем заправляют политики. У нас Церковь отделена от государства, но многие политики позиционируют себя наравне с церковнослужителями.

Имеет ли право Церковь воззвать к благоразумию политиков? Мы следим за ситуацией в Сербии, в Сирии, в Иране... Не секрет, что власть имущие готовы развязать новые войны.

– Мир не в руках политиков, а в руках Божиих. Горе нам, если было бы иначе. Церковь делает, что может. Вселенский патриарх неоднократно общался с политическими деятелями Америки, России, других стран... Были очень долгие беседы, но голос Церкви не был услышан.

– Наша страна занимает одно из первых мест по психическим заболеваниям. Скажите, пожалуйста, что думает Церковь о лечении таких больных? Это касается и молодежи, среди студентов есть большое количество людей, которые находятся в пограничном состоянии. Как им помочь?

– Первое место в мире?

– Четвертое: в интернете написано.

– Основная проблема в том, что у людей нет связи с Церковью, они не живут церковной жизнью. Только благодать Божия может поддерживать психическое здоровье человека. Ведь, как правило, психических больных не лечат, а при помощи медикаментов держат в состоянии получеловека-полуживотного, просто чтобы не было хуже. Тут только Церковь может помочь – тем людям, которые к ней искренне обращаются за помощью.

Вы, преподаватели, должны вести духовную жизнь, чтобы вдохновлять и воскрешать своих студентов, спасать их от проклятия меланхолии, депрессии и стрессов.

(Продолжение в следующем номере)

 
Архипастырь

Митрополит Калужский и Боровский Климент: Христа надо искать в ближнем

Ведущий Сергей Юргин

Окончание. Начало в № 42 (747) Митрополит Калужский и Боровский Климент, председатель Издательского совета Русской Православной Церкви. – Вера без дел мертва. Как мы можем говорить о любви, если дел не имеем… Мы должны свою любовь показать в делах. Церковь призывает всех к участию в жизни другого человека. Это очень важно.

 
Духовная жизнь

О феномене «акедия» (уныние)

Александр Александрович Блуд, кандaидат философских наук

Продолжение. Начало в № 42 (747) Доклад на Международной научной конференции «Церковь и мир: христианизация и секуляризм (к 1700-летию Миланского эдикта)», проведенной 22–23 сентября 2013 года Киевским религиозно-философским обществом. Автор прослеживает взаимосвязь уныния с основными страстями

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс