Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №38 (743) → Митрополит Викентий: Наша цель – привести людей к Богу

Митрополит Викентий: Наша цель – привести людей к Богу

№38 (743) / 7 октября ‘13

Беседу вела Надежда Исаева, главный редактор газеты «Слово Жизни»Архипастырь

В этой теме:

Архипастырь
Епископ Городецкий и Ветлужский Августин: Я счастлив, что пришел в Церковь
Беседовал Михаил Кудрявцев

27 июля 2011 года решением Священного Синода Русской Православной Церкви образован Среднеазиатский митрополичий округ, руководителем которого назначен архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий – ныне митрополит Ташкентский и Узбекистанский. В годовщину двухлетнего пребывания на кафедре владыка поделился своими впечатлениями о странах Средней Азии, рассказал о деятельности епархий, входящих в состав Среднеазиатского митрополичьего округа.


ОЖИДАНИЯ

– Владыка, после Вашего перевода на Ташкентскую кафедру многие говорили, что Вас отправили сюда в ссылку. Согласны ли Вы с этим утверждением?

– Я не считаю этот перевод ссылкой. На это было благословение Божие. Если Господу было угодно, чтобы совершилась такая перемена в моей жизни, значит, нужно смиренно выполнять Его волю. Сейчас, проведя два года на Ташкентской кафедре, я могу сказать, что привык жить и трудиться здесь. Я стал чувствовать, что эта епархия стала для меня родной.

– С какими чувствами Вы покидали Екатеринбург?

– Расставаться с екатеринбургской паствой было непросто. Столько времени вместе трудились. Безусловно, я привык к ним, а они ко мне. Мы встречались с руководителями епархиальных отделов почти каждую неделю, тесно и активно сотрудничали. Вместе мы сделали многое. Екатеринбуржцы были моими хорошими помощниками в деле церковного развития, которое совершалось для Бога, Церкви и людей. Когда я прощался с паствой, меня утешало и ободряло то, что я выполняю Божие благословение. Когда екатеринбуржцы выразили свою печаль относительно нашего расставания, я сказал: «Вы работаете Богу, а не епископу, продолжайте трудиться, и все будет хорошо».

– Владыка, с какими ожиданиями Вы ехали на новую кафедру – в Ташкент?

– У меня не было никаких опасений, потому что где Божие благословение, там и помощь Его. Особых переживаний тоже не было. Потому что за плечами был опыт.

Мой предшественник, владыка Владимир (Иким), ныне возглавляющий Омскую митрополию, сделал на Ташкентской и Среднеазиатской кафедре многое. Я принял от него хорошую епархию и рад, что здесь есть почти все. Я приехал не на пустое место. Моя задача – продолжить дело митрополита Владимира, которое он вел на протяжении 21 года.

Об Узбекистане и Ташкентской епархии я узнал, просматривая сайты в интернете. Но, конечно, публикации не могли отразить полной картины. Ведь лучше один раз увидеть, чем много раз прочитать.

– Каковы Ваши впечатления от Узбекистана? Его народа?

– Здесь очень красиво. Народ трудолюбивый, чадолюбивый и гостеприимный. Я очень рад, что здесь не прервалась преемственность поколений и традиций. На этой земле уважают старших, помогают младшим. Это я заметил сразу, как только приехал в Узбекистан. И был приятно удивлен. Также я обрадовался отсутствию безнравственной рекламы на улицах города. И люди здесь совсем другие.

– То есть существует разница между ценностями в России и Узбекистане?

– Безусловно. По приезде в Узбекистан я сразу начал объезжать приходы. Много приходилось путешествовать на машине, и я видел людей, общался с ними. Общался и с христианами, и с мусульманами. Так вот именно у мусульман я увидел много хорошего и доброго. Они сохранили нравственную чистоту, которую свято и бережно хранят. И православные на земле Средней Азии особые. Здесь еще не испорчены так называемой культурой запада, когда с ног на голову перевернуты представления о нравственности и общечеловеческих ценностях. Люди, живущие здесь, ведут себя прилично и благопристойно.

ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ

– Пытаетесь ли Вы создать модель управления Ташкентской епархией на основе модели Екатеринбургской епархии?

– В каждой стране на канонической территории Русской Православной Церкви Московского Патриархата есть свои особенности. Одна в Узбекистане, другая в Кыргызстане, третья в России. В рамках всех особенностей мы и должны делать то, к чему призваны как православные христиане.

Все, что было в Екатеринбурге, невозможно применить здесь, в Узбекистане. В Среднеазиатском регионе есть свои особенности. Хотя то хорошее, что было в Екатеринбурге и то, что в Узбекистане разрешено в рамках закона, мы стараемся внедрить.

– В чем отличие Среднеазиатского митрополичьего округа, объединяющего Узбекистан, Кыргызстан, Таджикистан и Туркменистан от Ташкентской и Среднеазиатской епархии, которая также объединяла эти республики?

– Округ объединяет несколько епархий. Наш, Среднеазиатский округ включает в себя четыре епархии, а Казахстанский – девять. Других митрополичьих округов на канонической территории Русской Православной Церкви пока нет. Центром нашего округа является Ташкент, а центром Казахстанского – Астана.

Среднеазиатский и Казахстанский митрополичьи округа некогда были одной большой Туркестанской епархией, образованной в 1871 году. Епископ, управляющий такой большой епархией, возлагал на себя тяжкое бремя: помимо совершения богослужений и организации каких-либо мероприятий он должен был объезжать приходы своей епархии. Но ведь это практически невозможно, когда территориально она составляет около 4 миллионов квадратных километров! В 1916 году кафедра была перенесена из города Верный (ныне Алматы) в Ташкент. Тогда же из состава епархии было выделено Верненское викариатство. А 5 июня 1945 года была образована самостоятельная Алма-Атинская и Казахстанская епархия.

После распада Советского Союза и обретения независимости стран Центральной Азии количество приходов на территории Узбекистана возросло. И мой предшественник – митрополит Владимир – в 2000-х ходатайствовал перед Святейшим Патриархом Алексием II о викарном архиерее. Ведь одному владыке стало тяжело объезжать многочисленные приходы четырех республик. Например, вылетел из Ташкента в Бишкек, пробыл в Кыргызстане неделю, посещая приходы и разбирая дела. Оттуда – в Таджикистан и Туркменистан. А в Узбекистане-то его тоже ждут. Поездки отнимали много времени и сил, а главное – без присутствия архиерея расслаблялась церковная жизнь. Без разрешения оставались многие вопросы.

Святейший Патриарх Кирилл принял мудрое решение, и на канонической территории Русской Православной Церкви стали появляться новые епархии. Сейчас епископ имеет возможность чаще совершать богослужения и общаться с прихожанами. Когда архиерей постоянно находится в епархии, прихожане имеют возможность чаще бывать на торжественных богослужениях. И что немаловажно – архиерей стал доступен для большинства верующих. Сейчас каждый может прийти к нему на прием и рассказать о своей проблеме.

В четырех епархиях Среднеазиатского митрополичьего округа сейчас четыре епископа. В Ташкентской и Узбекистанской епархии я, в Бишкекской и Кыргызстанской епископ Феодосий (Гажу), а Душанбинской и Таджикистанской епископ Питирим (Творогов). А Патриаршими приходами в республике Туркменистан управляет епископ Феофилакт (Курьянов).

– Владыка Феофилакт является правящим архиереем Пятигорской и Черкесской епархии, а в Туркменистан приезжает с архипастырскими визитами. Будет ли в Туркменистане постоянный архиерей?

– Конечно. Это вопрос времени.

– Вы сказали, что после разделения епархий архиереи стали доступны для верующих. Часто ли к Вам обращаются простые прихожане?

– Конечно. Когда я в Ташкенте, и не нахожусь на богослужениях, то стараюсь встретиться со всеми, кто нуждается в архипастырской поддержке. Я считаю, что одной из главных задач архиерея является оказание ежедневного внимания не только священнослужителям и сотрудникам епархии, но и мирянам.

– А как же секретари и сотрудники епархии? Ведь благодаря их работе поток людей, приходящих к Вам, стал бы гораздо меньше?

– Я хочу видеть человека не через секретаря и посредника, не через написанное прошение. Я хочу видеть человека с его проблемами сам. Конечно, прием посетителей отнимает у меня очень много времени, но мне кажется, что когда люди идут сразу ко мне, их вопросы решаются быстрее. Конечно, некоторые вопросы нужно решать на местах. Тогда я отправляю к людям своих помощников, чтобы они помогли в решении той или иной проблемы.

– Вы – ректор Ташкентской духовной семинарии. Каков ее уровень, на Ваш взгляд?

– Духовная школа всегда должна совершенствоваться и расти. Идти в ногу со временем. Сейчас Церковь ставит большие требования к духовным вузам. Обучение в нашей семинарии строится по учебному плану, утвержденному Учебным комитетом Русской Православной Церкви. У нас есть хорошие и сильные преподаватели.

Но для поступления в семинарию абитуриентов нужно готовить. Сейчас я ставлю перед всеми священниками Ташкентской епархии такую задачу: повысить уровень воскресных школ на приходах. Будет хорошая школа, будут достойные воспитанники. Не может ведь поступить в духовную школу человек с улицы? Конечно, нет. Я хочу видеть среди выпускников нашей семинарии достойных и грамотных священников.

– В 2007 году при Ташкентской духовной семинарии было открыто катехизаторское отделение для девушек. В прошлом, 2012 году, Вы открыли регентское отделение. Тоже для девушек. Видны ли результаты?

– Наши выпускницы стали хорошими катехизаторами и ведут работу на приходах. Многие из девушек стали матушками, то есть вышли замуж за священников. Сейчас матушки помогают своим мужьям на приходах.

Регентское отделение существует недолго, но я замечаю движение вперед. Уже давно на богослужениях в Успенском соборе Ташкента поет семинарский хор. С приходом в него студенток регентского отделения он зазвучал новыми живыми голосами. Даст Бог, выпускницы регентского отделения помогут решить кадровые проблемы в храмах. Ведь где-то регент-самоучка, и хор звучит не так хорошо, как хотелось бы, а где-то впору создавать и второй хор.

О СВЯТЫХ И СВЯТЫНЯХ

– Владыка, в Ташкентской епархии есть святые, которые несли свои труды на земле Средней Азии: Иов Многострадальный, Иоанн Мервский, преподобный Ираклий Иссык-Кульский. Почему Вы в большей степени почитаете святителя Луку (Войно-Ясенецкого)?

– Жизнеописания других святых нашей земли более скромные, и пока не удалось выяснить интересующие нас подробности. Например, мы пока не знаем, чем некоторые из них занимались на территории современных стран Средней Азии. Сейчас мы ведем работу, чтобы выяснить хоть какие-то детали.

А святитель Лука сделал очень многое за годы, которые провел здесь. Мы располагаем обширной информацией, относящейся к ташкентскому периоду пребывания святителя. Он – незаурядная личность. И о нем надо говорить. Потому что он пожертвовал собой ради блага Церкви.

– В нашей епархии много подвижников. Ведется ли сбор документов на их канонизацию?

– Да. Мы бы хотели, чтобы подвижники нашей епархии были прославлены в лике святых. Сейчас мы собираем необходимые материалы, так как Синодальный отдел по канонизации святых относится к этому очень серьезно.

Нам нужно найти больше документальных материалов о современных подвижниках, пока живы свидетели, видевшие и знавшие их. Сегодня мы активно работаем над сбором документов по двум кандидатам на канонизацию. Это архимандрит Борис (Холчев) и священник Виктор Моталев.

– Среди прихожан есть мнение, что самым важным за двухлетнее пребывание на Ташкентской кафедре для Вас стало возвращение в Ташкент иконы Божией Матери «Тихвинская»?

– Это действительно так. Икона была написана на Афоне специально для ташкентского привокзального храма Благовещения Пресвятой Богородицы ко дню его освящения 23 ноября 1899 года.

В книге митрополита Владимира «По стопам апостола Фомы. Христианство в Центральной Азии» написано, что «21 ноября 1911 года было архиерейское служение в железнодорожной церкви. В Тихвинскую икону Божией Матери рукою владыки (епископа Димитрия Абашидзе) была заложена частица мощей святого первомученика русского Феодора, и сказано им поучение о благодатном освящении христианства». В 30-е годы XX века храм разрушили. Но благочестивые верующие спасли эту икону и вывезли ее в Киев.

Через некоторое время икона стала украшать храм святителя Михаила, митрополита Киевского. Надпись на обратной стороне иконы, повествующая о том, что она написана для ташкентского храма, сохранилась. Когда ее заметили, то сообщили мне. По благословению Блаженнейшего Владимира, митрополита Киевского и всея Украины, я привез эту икону в Ташкент. Верующие притекали к ней ежедневно, молились, получали просимое. Икона пробыла у нас полгода. Потом нужно было увозить ее обратно. Но случилось чудо – привезли мы икону в Киев, и там за один день оформили документы на ее возвращение в Ташкент. И 27 июня 2013 года святыня была привезена ташкентский собор Успения Пресвятой Богородицы. Уже навсегда.

– Но знаковым событием для большинства православных Узбекистана стало принесение мощей блаженной Матроны Московской весной 2012 года в Успенский кафедральный собор Ташкента. Чтобы приложиться к святыне, люди выстаивали по 3 – 4 часа в длинных очередях. Как Вы относитесь к такому проявлению веры?

– Когда епископ привозит мощи, православные христиане в больших количествах приходят, чтобы посмотреть, приложиться, помолиться.

Для нашей епархии принесение мощей было редкостью. А прибытие мощей блаженной старицы Матроны и вовсе стало чем-то невероятным и особым. Способствовала такому оживлению людей, как мне говорили, передача про блаженную Матрону, показанная по телевизору незадолго до того, как частица ее мощей прибыла в Ташкент. В фильме рассказывали о чудесах, которые совершаются по ее молитвам.

Слава Богу, что люди пришли в наш собор во множестве. Приложиться к мощам приезжали и из других городов Узбекистана. Люди подходили к мощам даже по нескольку раз, добровольно выстаивая повторные очереди. Может они не осознавали этого, но три раза отстоять такие большие очереди – подвиг, и за это Господь дает просимое. Ведь чтобы получить помощь от Бога, надо потрудиться и пожертвовать собой. Мы до сих пор слышим новые и новые истории, как люди, которые молились у мощей Матроны в Ташкенте, получили просимое. Но вовсе не значит, что получить просимое можно просто подойдя несколько раз к мощам. Главное – внутреннее расположение и полное доверие Господу.

– Как обстоят дела с принесением мощей в другие епархии Среднеазиатского митрополичьего округа?

– Епископ Бишкекский и Кыргызстанский Феодосий и епископ Душанбинский и Таджикистанский Питирим также привозят в свои епархии частички мощей для почитания. Это большая радость для верующих, ведь раньше у них не было возможности помолиться пред честными мощами особо почитаемых святых. В июле 2013 года в Бишкек мною была привезена икона святителя Луки (Войно-Ясенецкого) с частичкой его святых мощей. Совсем недавно, 1 августа, епископ Феодосий привез в Бишкек частицу мощей преподобного Серафима Саровского. Вообще, владыка Феодосий довольно часто привозит в Бишкек святыни. Сейчас в Воскресенском кафедральном соборе хранится икона Божией Матери «Почаевская», точно такая же, как в Успенском соборе Ташкента. Есть в Бишкеке мощи Иова и Амфилохия Почаевских, мощи святых земли Казахстанской, которые подвизались на территории Туркестанской епархии. Владыка Питирим также привозит мощи в свою епархию. Недавно он доставил в Душанбе мощи святители Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца, мощи Матроны Московской и ковчежец с мощами разных святых.

В Православии почитание мощей отнюдь не случайно. В каждом храме есть антиминс – плат, находящийся на престоле. На нем совершается литургия. В каждый антиминс вшита частица мощей того или иного святого. Дело в том, что в первые века христианства богослужения совершались на могилах мучеников, то есть фактически на их мощах. А впоследствии распространение получили «анти-минсы», то есть «вместо-престолия» с частицами мощей, поскольку количество храмов возросло в несколько тысяч раз.

СОТРУДНИЧЕСТВО МЕЖДУ ЕПАРХИЯМИ

– При Среднеазиатском митрополичьем округе образован Синод. Какие функции он выполняет?

– На этом Синоде принимаются решения, необходимые и полезные для всех епархий, входящих в состав округа. Мы решаем проблемы, которые есть в каждой епархии, делимся друг с другом опытом.

Синод помогает в управлении округом. Решения, принимаемые нашим Синодом, впоследствии утверждаются на Священном Синоде, после чего вступают в законную силу.

– Проводятся ли совместные мероприятия с другими епархиями округа?

– Конечно. В дни значимых праздников для той или иной епархии, епископы других епархий, входящих в состав митрополичьего округа, приезжают друг ко другу для совершения совместных богослужений. Ташкентская и Бишкекская епархии часто устраивают научные конференции, участниками которых становятся представители епархий всего округа.

Преподаватели Ташкентской духовной семинарии выезжают в Бишкек и Душанбе, чтобы принимать экзамены у заочников духовной школы. В этом году я был в Бишкеке вместе с преподавателями – мы принимали вступительные экзамены у желающих учиться в нашей семинарии.

– За два года пребывания на кафедре Вы посетили все приходы Узбекистанской епархии по нескольку раз. Были ли Вы в храмах других епархий?

– Да. До назначения владыки Феодосия и владыки Питирима на их кафедры я был временно управляющим Бишкекской и Душанбинской епархиями. В Кыргызстане побывал почти во всех приходах, совершил там богослужения, познакомился с прихожанами и их жизнью. В Душанбе я совершил богослужения во всех храмах епархии. Пока их всего шесть, но мы надеемся, что это количество с Божией помощью возрастет. В Туркменистане я тоже был, служил там с владыкой Феофилактом.

Сейчас самая многочисленная епархия округа по количеству храмов – Кыргызстанская. Там 45 приходов. Потому что верующих там немного больше, чем в Узбекистане.

Владыка Феодосий и владыка Питирим несут свое послушание на кафедрах очень хорошо. Видно, что в епархиях кипит жизнь.

ПОСТСКРИПТУМ

– Я побывал во всех храмах Ташкентской епархии, посетил множество исторических достопримечательностей Узбекистана, познакомился с разными людьми. Хочу сказать, что я очень рад оказаться именно здесь, на Среднеазиатской земле. Земле, которая хранит преемственность поколений, земле, на которой бок о бок в дружбе и согласии живут христиане и мусульмане, земле, на которой христианство получило свое распространение в первые века нашей эры. Везде развивается церковная жизнь, люди здесь очень глубоковерующие. Конечно, в отдаленных от столицы приходах жизнь намного сложнее, но и люди там намного чище и добрее. Со временем жизнь наладится и там. Ведь спастись можно везде, а как известно «стяжи дух мирен и вокруг тебя спасутся тысячи».

Патриаршее поздравление митрополиту Ташкентскому и Узбекистанскому Викентию с 60-летием со дня рождения

Ваше Высокопреосвященство!

Сердечно приветствую Вас и поздравляю со знаменательной датой в Вашей жизни – 60-летием со дня рождения.

Отрадно, что во всем многообразии послушаний, которые Вы исполняли на протяжении минувших лет, Вы неизменно стремились показывать в себе образец добрых дел, степенность, в учительстве чистоту и слово правое (см.: Тит. 2,7).

С радостью о Господе свидетельствую, что Вы все свои силы отдаете проповеди спасительных Евангельских истин, назидая паству целомудренно и праведно жить в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога (см.: Тит. 2,12).

Во внимание к Вашим трудам и в связи с 60-летием полагаю справедливым удостоить Вас ордена святого благоверного князя Даниила Московского (II степени).

Да приклонит к Вам Творец видимых и невидимых Свою милость, да подаст духовную радость, здравие, благоденствие, в добрых делах преуспеяние и да избавит Вас от всякого зла и в мире соблюдет для Своего Небесного Царства (см.: 2 Тим. 4,18).

Неоскудевающая помощь Великодаровитого Спасителя нашего молитвами Его Пречистой Матери да пребывает с Вами на всех путях жизни Вашей.

С любовью во Христе,
КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ

 
Крест над Европой

Христианские святыни Милана

Ни одна страна мира не имеет такого количества христианских святынь, как Италия. Эта земля обагрена кровью святых апостолов Петра и Павла и первых христиан-мучеников. В Италии возникли одни из первых христианских общин, здесь же хранится много христианских святынь, привезенных крестоносцами со Святой Земли.Милан – один из самых древних городов Италии

 
Читаем Ветхий Завет

«Что я скажу Богу?»

Константин Корепанов, преподаватель миссионерского института, Екатеринбург

О судьбах народовБог попускает иногда таким царям, как Азаил, править, чтобы они несли бедствия – эти бедствия могут возродить духовную жизнь если не во всем народе, но хотя бы в некоторых людях, которые могут через эти страдания обрести спасение. В истории нашей страны мы видели это

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс